Шрифтовая история и классификация, часть 9: современная антиква

Эта статья посвящена ещё одной неофициальной классификационной группе — современным антиквам.
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.
Герард Унгер, эскиз к шрифту Swift, 1984
Время появления: 1920–1930-е гг.
В двух словах:

Современная антиква — условное понятие, у которого нет чёткого определения. Мы предлагаем называть современными «авторские» антиквы, которые были сделаны в XX веке или позже, не имеют прямых исторических прототипов и не вписываются в традиционные классификационные группы от ренессансной до классицистической антиквы.

История и теория:

Можно предположить, что история современной антиквы началась в конце 1920-х – середине 1930-х годов. В это время окончательно формируется осознанный взгляд дизайнеров на шрифт. В конце XIX века Уильям Моррис и Эмери Уокер положили начало внимательной реконструкции исторических шрифтов (если вы не читали драматическую историю шрифта Doves Press, прочитайте обязательно), в самом начале XX века Эдвард Джонстон связал форму антиквы с каллиграфией, а со второй половины 1920-х дизайнеры шрифтов начали сознательно и самостоятельно работать с формой антиквы, глядя и на исторические источники, и на каллиграфические формы, но не копируя их дословно.

Этот подход начинается с Яна ван Кримпена, Эрика Гилла, Сьорда де Рооса, Уильяма Двиггинса — их работы 1920–30-х годов можно назвать первыми современными антиквами.

Эрик Гилл, Perpetua, Monotype, 1929
Сьорд Хендрик де Роос, Egmont, 1932–34, Lettergiesserei Amsterdam

Обратите внимание, что вместо традиционной капли у буквы «а» появляется или просто тонкое окончание штриха, или засечка. Это возможный, хотя и необязательный, признак современной антиквы — в исторических антиквах мы едва ли встретим такую деталь.

К 1950-м годам форма букв в современных антиквах становится более напряжённой, как в Palatino Германа Цапфа (Stempel, 1949), Vendôme Франсуа Гано и Роже Экскофона (Fonderie Olive, 1951), Trump Mediaeval Георга Трумпа (Weber/Linotype, 1954) или Méridien Адриана Фрутигера (Deberny & Peignot, 1957).

Vendôme, Франсуа Гано и Роже Экскофон, Fonderie Olive, 1951
Méridien, Адриан Фрутигер, Deberny & Peignot, 1957

Примерно тогда же появляется антиква с суперэллиптическими, чуть оквадраченными формами круглых знаков — Melior Германа Цапфа (Stempel, 1952).

Zapf Elliptical — цифровая версия Melior
Kuenstler 480 — цифровая версия Trump Mediaeval

Самые характерные современные антиквы 1960–70-х годов — Raleigh (Carl Dair, Robert Norton, 1967–1977) и Galliard (Мэтью Картер, 1978).

Galliard, Мэтью Картер, 1978

В 1980-х годах появляются два самых сейчас популярных типа современной антиквы: антиква с упрощёнными, резкими, лаконичными формами и современная голландская антиква, которая началась примерно со шрифта Trinité Брама де Доса (1982).

Упрощёнными, угловатыми формами современная антиква отчасти обязана появлению персональных компьютеров и векторных шрифтовых редакторов. Для ранних цифровых шрифтов размер файла был очень критичен, а прямая линия занимала гораздо меньше места в памяти компьютера, чем кривая. Так появилась знаменитая форма засечки в Charter и «квадратная» капля в Swift.

Charter, Мэтью Картер, 1987. Диагонали вместо скруглений в местах примыкания засечек
Swift, Герард Унгер, 1984. Буквы были нарисованы на кальке и потом оцифрованы в программе Ikarus

Сейчас современные антиквы чаще всего или идут по пути лаконичности и угловатости форм и сочетания резких и плавных линий, или используют практичные оквадраченные формы овалов, или стремятся к щеголеватой голландской каллиграфичности.

Самые простые для наблюдения признаки, по которым можно определить современную антикву — отсутствие скруглений в месте примыкания засечек к основному штриху, отсутствие капли у буквы «а» или засечка на её месте.

Примеры цифровых шрифтов

ITC Charter
Swift 2.0
PT Serif Pro
Mediator Serif
Yefimov Serif
Deca Serif New

Где применять современную антикву? 

Современная антиква хороша везде, где форма шрифта с засечками уместна, а отсылка к истории — не очень. Кстати, у большинства современных антикв небольшой контраст, а значит, они уверенно работают и на экране, например, в вебе.

Предыдущие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение