![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/image36.jpeg)
Время появления: 1920–1930-е гг.
В двух словах:
Современная антиква — условное понятие, у которого нет чёткого определения. Мы предлагаем называть современными «авторские» антиквы, которые были сделаны в XX веке или позже, не имеют прямых исторических прототипов и не вписываются в традиционные классификационные группы от ренессансной до классицистической антиквы.
История и теория:
Можно предположить, что история современной антиквы началась в конце 1920-х – середине 1930-х годов. В это время окончательно формируется осознанный взгляд дизайнеров на шрифт. В конце XIX века Уильям Моррис и Эмери Уокер положили начало внимательной реконструкции исторических шрифтов (если вы не читали драматическую историю шрифта Doves Press, прочитайте обязательно), в самом начале XX века Эдвард Джонстон связал форму антиквы с каллиграфией, а со второй половины 1920-х дизайнеры шрифтов начали сознательно и самостоятельно работать с формой антиквы, глядя и на исторические источники, и на каллиграфические формы, но не копируя их дословно.
Этот подход начинается с Яна ван Кримпена, Эрика Гилла, Сьорда де Рооса, Уильяма Двиггинса — их работы 1920–30-х годов можно назвать первыми современными антиквами.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Perpetua_2-1024x404.jpeg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Egmont-1024x642.jpeg)
Обратите внимание, что вместо традиционной капли у буквы «а» появляется или просто тонкое окончание штриха, или засечка. Это возможный, хотя и необязательный, признак современной антиквы — в исторических антиквах мы едва ли встретим такую деталь.
К 1950-м годам форма букв в современных антиквах становится более напряжённой, как в Palatino Германа Цапфа (Stempel, 1949), Vendôme Франсуа Гано и Роже Экскофона (Fonderie Olive, 1951), Trump Mediaeval Георга Трумпа (Weber/Linotype, 1954) или Méridien Адриана Фрутигера (Deberny & Peignot, 1957).
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Vendome-758x1024.jpeg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Meridien-866x1024.jpeg)
Примерно тогда же появляется антиква с суперэллиптическими, чуть оквадраченными формами круглых знаков — Melior Германа Цапфа (Stempel, 1952).
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Zapf_Elliptical.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Kuenstler_480.png)
Самые характерные современные антиквы 1960–70-х годов — Raleigh (Carl Dair, Robert Norton, 1967–1977) и Galliard (Мэтью Картер, 1978).
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/04-Galliard-4-1024x566.jpeg)
В 1980-х годах появляются два самых сейчас популярных типа современной антиквы: антиква с упрощёнными, резкими, лаконичными формами и современная голландская антиква, которая началась примерно со шрифта Trinité Брама де Доса (1982).
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/trinite-1024x513.png)
Упрощёнными, угловатыми формами современная антиква отчасти обязана появлению персональных компьютеров и векторных шрифтовых редакторов. Для ранних цифровых шрифтов размер файла был очень критичен, а прямая линия занимала гораздо меньше места в памяти компьютера, чем кривая. Так появилась знаменитая форма засечки в Charter и «квадратная» капля в Swift.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Charter-m-1024x660.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/18-Sketch-bold-cond.-84-1-835x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/20-Sketch-reg.ital_.-1985-875x1024.jpg)
Сейчас современные антиквы чаще всего или идут по пути лаконичности и угловатости форм и сочетания резких и плавных линий, или используют практичные оквадраченные формы овалов, или стремятся к щеголеватой голландской каллиграфичности.
Самые простые для наблюдения признаки, по которым можно определить современную антикву — отсутствие скруглений в месте примыкания засечек к основному штриху, отсутствие капли у буквы «а» или засечка на её месте.
Примеры цифровых шрифтов
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Charter.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Swift.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/pasted-image-0.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/pasted-image-0-1.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/pasted-image-0-2.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2022/07/Deca_Serif_New.png)
Где применять современную антикву?
Современная антиква хороша везде, где форма шрифта с засечками уместна, а отсылка к истории — не очень. Кстати, у большинства современных антикв небольшой контраст, а значит, они уверенно работают и на экране, например, в вебе.
Предыдущие части серии:
Обсуждение
Похожее
10 великих шрифтов
Доступность в дизайне
Как устроены кривые Безье