Шрифтовая история и классификация, часть 3: барочная антиква

Мы продолжаем рассказ о классификации и истории шрифта, и наши сегодняшние герои — барочные (с ударением на о) антиквы.
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.
Барочная антиква

Барочная антиква (Baroque Serif)

Время появления: XVII век

В двух словах: От ренессансной антиквы барочная отличается тем, что основана не на каллиграфии, а на глиптальных принципах, связанных с рисованием и гравировкой металлических пуансонов. И, как можно догадаться из названия — это антиква того времени, когда в искусстве преобладал стиль барокко.

История и теория: Барочная антиква уже почти не напоминает гуманистический минускул. Она заметно контрастнее венецианской и итало-французской, форма капель и других элементов в ней ближе к геометрически правильной, а засечки симметричные. В барочной антикве часто сочетаются вертикальная ось овала буквы «о» и наклонные — «с» и «е». К барочным антиквам относят голландскую и английскую антикву старого стиля.

Голландская антиква старого стиля (Dutch Old Style Serif)

Собирательное название группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландских пуансонистов XVII века Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и других. Дальнейшее развитие формы гаральдов (итало-французской антиквы XVI в.), более тонко нарезанной.

При сохранении традиционной структуры антиквы старого стиля отличается постепенным нарастанием особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве.

Кстати: Первая кириллическая наборная антиква — гражданский шрифт Петра I — была сделана по мотивам голландской антиквы старого стиля. Поэтому мы можем отнести к барочной антикве и один из самых красивых советских шрифтов — гарнитуру «Банниковскую», так как она во многом вдохновлена петровской антиквой.

Примеры цифровых шрифтов

Kis
Kis
Bannikova
Bannikova

Английская Антиква Старого Стиля (English Old Style Serif)

Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692–1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля, но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. Контраст и насыщенность знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к переходной антикве. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.

Примеры цифровых шрифтов

Caslon 540
Caslon 540
Newton
Newton

Кстати: Ещё к барочной антикве можно в некотором смысле отнести современные антиквы с мягкими, но не вполне каллиграфическими формами.

Зачем сейчас нужна барочная антиква?

Барочная антиква прекрасно работает в книжном и журнальном тексте, хотя в некоторых шрифтах и встречаются активные исторические детали. Если на сайте хочется создать историческую атмосферу или просто набрать текст (или фрагменты текста) максимально изящно, то барочная антиква — прекрасный выбор и пример баланса между удобочитаемостью и благородным характером.

В следующей части мы расскажем о переходной антикве.

Первая часть

Вторая часть

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение