Шрифтовая история и классификация, часть 7: малоконтрастная антиква

Мы продолжаем серию статей о шрифтовой истории и классификации, и сегодня расскажем о малоконтрастной антикве.
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.

На фото: операторы линотипных наборных машин в редакции газеты Chicago Defender, 1941

Малоконтрастная антиква (Ionic, Legibility)

Время появления: вторая половина XIX – начало XX века

В двух словах:

Малоконтрастная антиква — самая удобочитаемая из текстовых антикв нового стиля. По скелету это типичный шрифт XIX века с вертикальными осями овалов и достаточно закрытыми формами, но её пропорции шире, а контраст небольшой. От брусковых шрифтов XIX века (типа Кларендона) её отличает более спокойная форма — малоконтрастная антиква была предназначена именно для текстового набора в мелких кеглях, а брусковые шрифты — для рекламы.

История и теория:

Первые малоконтрастные антиквы появились в середине XIX века. По сути это был вариант классицистической или шотландской антиквы для самых мелких кеглей. Поэтому скелет таких шрифтов соответствовал новостильной антикве, но пропорции были заметно шире, тонкие штрихи и засечки — жирнее, расстояния между буквами — больше, а формы — чуть более открытыми.

Фрагмент страницы из каталога словолитни Miller & Richard, 1873

Из-за уменьшенного контраста и более широких пропорций шрифта читать текст, набранный малоконтрастной антиквой, было заметно легче, чем «обыкновенной». Это было особенно важно, например, для газет или для детского чтения.

Самые известные малоконтрастные антиквы спроектировали в начале XX века Моррис Фуллер Бентон и Чонси Гриффит. 

Бентон на рубеже 1910-х и 1920-х годов адаптировал свой шрифт Century для набора школьных учебников — сделал его более широким и открытым и менее контрастным. Так появился Century Schoolbook, родоначальник множества «школьных» шрифтов, в том числе известной нам гарнитуры Школьной. 

Чонси Гриффит и его команда в 1920-х годах разработали «группу шрифтов повышенной удобочитаемости» (Legibility Group) для линотипных наборных машин. В её состав входили Ionic No.5, Textype, Excelsior, Opticon, Paragon и Corona, похожие по рисунку, но слегка отличавшиеся по пропорциям и жирности. Рисунок Excelsior лежит в основе гарнитуры Журнальной — одной из советских малоконтрастных антикв.

Примеры цифровых шрифтов

Journal
Schoolbook

Зачем нужны сегодня?

Малоконтрастные антиквы из-за своей внушительной ширины и небольшого контраста — до сих пор хороший выбор для детской книги. Гарнитура Школьная (Schoolbook) — официально принятый шрифт для набора учебников.

В следующей части мы расскажем о советской антикве.

Предыдущие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение