Шрифтовая история и классификация, часть 5: антиква нового стиля

Мы продолжаем рассказ о классификации и истории шрифта. Это статья посвящена классицистической антикве.
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.

A picture containing floor, indoor, furniture, seat

Description automatically generated

Классицистическая антиква (Didone)

Время появления: XVIII век

В двух словах: Антиква нового стиля, или классицистическая антиква — собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов, близкими по форме к окружности каплями.

История и теория: Антиква нового стиля сформировалась в конце XVIII века. Основные имена, связанные с ней — Фирмен Дидо во Франции, Джамбаттиста Бодони в Италии и Юстус Эрих Вальбаум в Германии. Такая антиква была основным типом текстового шрифта в Европе вплоть до последней трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов был широко распространен до начала XX века и даже заслужил название Обыкновенные.

Пропорции знаков антиквы нового стиля стремятся к равноширинности, когда нет большой разницы в ширине знаков между буквами типа В и О. Общая форма знаков стремится к симметрии. Из-за сильного контраста ранние цифровые версии антикв нового стиля не очень подходят для основного набора. В современных цифровых версиях чаще всего делают разные начертания для текста и заголовков.

В XX и XXI веке появилось довольно много ироничных, постмодернистских трактовок классицистической антиквы. Это и Didona Владимира Ефимова с её тонкой, едва уловимой иронией, и сверхвыразительный ITC FatFace, и «геометрическая антиква» Circus Didot.

Примеры цифровых шрифтов

Bodoni PT
Circus Didot
Didona
ITC Fat Face
Filosofia
New Standart

Зачем нужны сегодня?

Главное применение классицистической антиквы сегодня — стиль и мода, а ещё типографика с историческим оттенком и отсылкой к XIX веку. На основе классицистической антиквы созданы логотипы известных журналов о моде, стиле и красоте — например, Vogue, Harper’s Bazaar, L’Officiel и других. В современных цифровых версиях чаще всего делают разные начертания для текста и заголовков — как в новом Bodoni PT. Такие классицистические антиквы с уменьшенным контрастом хорошо работают в длинном тексте.

В следующей части мы расскажем о шотландской и малоконтрастной антиквах.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвертая часть

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение