Автор: Игорь Штанг

Графический и информационный дизайнер, автор курса «Типографика и верстка».

Верстка в широком смысле —  это составление целого из различных частей. Сложность в том, что элементы, которые на макете должны жить вместе, раньше ничего друг о друге не знали. Скорее всего они создавались в разное время и для разных целей, поэтому не совпадают по форме, цвету, стилю и т. д. Задача дизайнера —  найти среди различий что-то общее, а если такого нет, то добавить его специально.

В статье я расскажу, как связать между собой текст и картинку. Для примера возьму плакаты, где эта связь особенно важна. Все макеты учебные, сделаны на курсе «Типографика и верстка» в разных городах.

1

На этом плакате заголовок и подзаголовок сверстаны по форме  —  огибают фигуру с левой стороны:

Татьяна Теуш, Минск

Динамика. Текстовые блоки поддерживают заданное иллюстрацией движение вверх и вправо:

Размеры. Высота заголовка примерно равна ширине текстовой колонки, а также ширине головы и туловища девушки:

Выравнивание. С правой стороны у скульптуры и текста одинаковое поле. С левой и заголовок, и фигура уходят под обрез. Голова выровнена по верхнему выносному элементу буквы б:

Форма. Плавные штрихи б и а рифмуются с изгибами тела. Сначала слово БАНИ было написано прописными, и этой связи не наблюдалось. Строчная б с изогнутым хвостом спасла положение:

Еще одна рифма, про которую нельзя не сказать, —  овалы:

И наконец, правая граница текста повторяет форму изгиба, который находится прямо под ней. На первых вариантах граница текста была ровной, потом мы специально ее «загнули»:

Пластического единства между шрифтом и картинкой на макете нет, зато есть хороший контраст: грубый шрифт против мягкой фигуры.

2

На следующем примере самая важная связь —  ритмическая: черные полоски «глаза» повторяются в строчках текста. Ритмические элементы близки по размеру и количеству:

Ксения Апресян, Волгоград

Текстовый блок аккуратно вписан в изображение. Проблема в том, что линии иллюстрации изогнутые, а строчки текста прямые. Абсолютного совпадения тут не получится, но кое-что всё-таки можно выровнять. Текст держится за два уголка картинки:

Список заполняет внутреннее пространство круга и не выходят за его границы. Особенно аккуратно уместилась вторая колонка: две ее строчки почти коснулись направляющей. Заголовок касается окружности с внешней стороны:

3

Текст зеркалит картинку:

Дмитрий Старокожко, Ростов-на-Дону

Верхние границы текстовых блоков выровнены по горизонталям изображения:

Высота текстов соотносится с размером «перекладин». Сверху больше, снизу меньше:

4

Последняя строчка заголовка попадает в горизонтальную «полоску» кувшина:

Ольга Ракова, Волгоград

Иконка из ромбов поддерживает верхнюю часть ручки кувшина и закрывает прямоугольник. Адрес сайта стоит напротив нижней части ручки:

5

Вертикальные полоски на канистрах рифмуются с горизонтальными цветными полосками на фоне. Заголовок «Довборы» примерно равен по размеру большой черной полоске на иллюстрации:

Александр Концевой, Омск

Надписи и элементы изображения стоят на одной регулярной сетке. Тексты в правой колонке немного сдвинуты от направляющей, чтобы не прилипнуть к картинке:

6

Тут и объяснять ничего не нужно:

Александр Маслак, Санкт-Петербург

Рекомендации

  1. Чтобы подружить текст с картинкой, начните с простого: выровняйте их по одним направляющим, приведите к одинаковым размерам. Для обычной, неакцидентной, верстки этого вполне достаточно.
  2. Дальше смотрите на форму, направление, цвет, ритм, фактуру и другие параметры, которые можно связать.
  3. Если картинка на макете главная —  занимает больше места и привлекает больше внимание —  лучше подгонять текст по нее. Если главный текст, то, наоборот, пусть подстраивается картинка.

См. также:
Переверстка №12. Плакат фестиваля Culinary Zinema
Верстка по форме


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.