История плаката

Перевод статьи Ани Сидельниковой о развитии плакатного искусства в мире, формировании национальных школ и особенностях их стилей. В ней автор рассмотрела техники и ключевые особенности японской укиё-э, французской литографии, советского конструктивизма, швейцарского и польского стилей
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди»

Далее текст от лица автора

От японской укиё-э до польской школы 1950-х

Сегодня можно напечатать что угодно на чём угодно. Однако при создании нового плаката дизайнеры всё равно используют визуальные методы японской гравюры, французской литографии или школы швейцарской типографики.

Эстетика этих направлений зависела от уровня развития техники печати. Размер литографического камня, ограничения палитры или набора шрифтов — эти рамки заставляли дизайнеров искать мощные решения, которые работают и по сей день.

Давайте разберёмся, как формировались национальные школы плаката, в чём их особенности и как они развивались вплоть до сегодняшнего дня.

Япония: природа и гейши

Техника. Ксилография — отпечаток деревянной дощечки на бумаге. Сначала резчик вырезал на доске фон — те части, которые не должны были отпечатываться, рисунок же он оставлял выпуклым. Краску наносили на выступающие части, а на вырезанные она не попадала.

Японская ксилография долгое время была монохромной. Веками на деревянную дощечку наносили чёрную тушь, преимущественно печатая тексты. В 18 веке художник Судзуки Харунобу придумал, как создавать полноцветные изображения с помощью всего трёх натуральных пигментов: синего, красного и жёлтого. Необходимо было взять несколько дощечек по одной для каждого пигмента, и при нанесении отпечатков появлялись новые цвета.

Позднее в японских плакатах появилось больше пигментов — для создания одного изображения печатники использовали уже по 20-30 дощечек.

Слева: Храм Бентен возле переправы Ханеда, Утагава Хиросигэ. Справа — Ирисы и птица, Кацусика Хокусай

Школа. Введение цветной ксилографии оказалось очень актуальным. В период Эдо в Японии появились целые развлекательные кварталы — театры кабуки, публичные и чайные дома. Их окружали высокие стены, которым нужна была реклама.

Цветные изображения актеров театра, куртизанок и гейш назывались укиё-э — картины мирского бытия. Их печатали на отдельных листах и стоили они недорого. Любой горожанин мог позволить себе купить десяток ксилографий. Позднее появились новые поджанры укиё-э: пейзажи, цветы, сюжеты на эротические, мифологические и бытовые темы.

Слева: «Женщина идёт в храм ночью», Судзуки Харунобу. Справа: «Два актера», Тосюсай Сяраку

Особенности стиля японской ксилографии связаны не только с техникой печати, но и со взглядом на жизнь как на серию быстротечных мгновений, которые больше не повторятся.

Для укиё-э характерны:

Сегодня японский плакат объединяет национальные графические традиции, мощное западное влияние и уникальную визионерскую, шаманскую образность. Японские графические дизайнеры используют кислотную палитру цветов, психоделические коллажи, тщательно детализированную графику и выразительную типографику.

Франция: искусство и новый мир

Техника. Литографию изобрел владелец небольшой типографии Алоиз Зенефельдер в конце 18 века. Это была революция в печатном деле: нужда вырезать рельефные формы, как для ксилографии или гравюры, отпала. Теперь пигмент наносили на плоский камень.

Процесс выглядел довольно просто: изображение рисовали литографическим карандашом или тушью непосредственно на камне. Затем его обрабатывали кислотой и покрывали краской. Участки, затронутые карандашом, впитывали краску, а незатронутые отталкивали её благодаря кислоте. Затем изображение переносили с камня на бумагу.

Школа. В Париже во второй половине 19 века бум литографии совпал с другими крупными изменениями: масштабным строительством города, волнениями молодых импрессионистов против официальной Академии искусств, появлением первых общественных парков, железной дороги, катков, ипподромов, кафе и кабаре.

Литография, которую до этого использовали только для печати репродукций, становилась самостоятельным искусством. Огромную роль в этом сыграл художник Анри де Тулуз-Лотрек. Впервые в истории он изобразил на плакате реальных городских певцов, певиц и танцовщиц.

Плакаты Анри де Тулуз-Лотрека слева направо: «Ла Гулю в “Мулен-Руж”», «Аристид Брюан в “Амбассадер”», «Джейн Авриль», «Японский диван»

На особенности стиля французских плакатов значительно повлияла японская укиё-э. На протяжении двух с половиной веков Япония была закрытой страной, а в 1854 году открылась для дипломатов, торговцев и путешественников.

Стиль Тулуз-Лотрека — смесь японских художественных традиций и авторских методов:

Сегодня быть французским дизайнером — значит знать не только Лотрека, но и следующее поколение гениев литографии: Альфонса Муху и художников группы Наби. Поэтому плакаты современных французских агентств и дизайнеров представляют собой своего рода симбиоз арт-энциклопедии и трендовых графических экспериментов.

СССР: кино и пропаганда

Техника. Фототипия — метод, который использовали еще в 19 веке. Но в плакатном дизайне он появилась благодаря российским конструктивистам.

Для фототипии используют печатные формы из стекла или металла, на которые наносят желатиновую смесь. После обработки светлые участки впитывают краску, а тёмные её отталкивают. Чем больше света, тем больше краски, чем меньше света, тем меньше краски. Таким образом удаётся передать полутона, мягкие тени, градиент — всё, что необходимо для качественной печати чёрно-белых фотографии.

Школа. Молодые художники, вдохновлённые революцией, строили новый мир. И главными видами искусства в этом мире стали плакат, фотография и кино. Честная фиксация жизни заменила «обманчивое» искусство прошлого. Не было больше никаких украшений и лишнего декора, только суть и строгость печатного плаката.

Больше не имело смысла тратить несколько дней на иллюстрацию, когда её можно было заменить фотографией. Сочетание фотомонтажа и яркой, динамичной типографики стали особенностью языка плаката. А основными темами — кинопремьеры, реклама и агитация.

Слева направо: Александр Родченко — плакат к фильму «Кино глаз», Антон Лавинский — плакат к фильму «Броненосец Потёмкин», Сергей Сенькин — плакат «Озеленим цехи фабрик и заводов!».

Характеристики стиля плакатов конструктивизма включают:

Сегодня советский конструктивистский стиль стал международным — его характерные черты заимствуют дизайнеры со всего мира. Визуальный язык конструктивистов до сих пор считается актуальным, а минималистичную палитру и сочетание фотографий и графики применяют, например, в современных театральных афишах.

Швейцария: математика и универсальность

Техника. После Второй мировой войны у художников появился большой выбор типов печати. В зависимости от цели они могли использовать линогравюру, которая подходила для больших изображений, высокую печать, если нужен был только текст, литографию или офсетную печать.

Графические дизайнеры по всему миру использовали в работах новые печатные шрифты без засечек — простые и понятные. Именно тогда, например, появились Helvetica и Universe. У одного и того же шрифта было несколько размеров — и их применяли при построении графического ритма плаката.

Школа. В 1950-х годах плакат уже использовали не только локально, для рекламы местных событий и продуктов. Для глобального рынка и международных событий требовался новый язык — объективный, понятный, универсальный. В Швейцарии сразу в двух городах — Цюрихе и Базеле — появились школы дизайна, формирующие такой язык.

К 1970-м годам стиль швейцарских киноплакатов, театральных и концертных афиш подхватили дизайнеры по всему миру и назвали Международным типографическим стилем. А плакаты Эрнста Келлера, Армина Хофманна и Йозефа Мюллер-Брокманна остаются культовыми и по сей день.

Слева направо: Армин Хофманн для Базельского городского театра, Эрнст Келлер для Музея Ритберга в Цюрихе, Йозеф Мюллер-Брокманн для весеннего концерта оркестра Тонгале

Особенности стиля швейцарской школы дизайна впервые в истории не были связаны с возможностями печати, поэтому были практически безграничны. Напротив, создатели печатных шрифтов включились в формирование новой визуальной эстетики.

Международный швейцарский стиль можно определить по следующим приёмам:

Сегодня швейцарские студии графического дизайна продолжают экспериментировать с графикой и шрифтами. Они не просто используют сетку, а делают её концептуальной частью изображения. А графический дизайнер Дафи Кюне вручную печатает плакаты с крутым эффектом объёмного леттеринга.

Польша: живопись и фантазия

Техника. Офсетная печать — техника, которую используют в типографиях и по сей день. Её суть заключается в том, что краска с печатной формы сначала переносится на резиновый вал, а уже с него — на бумагу. Форма изнашивается медленно, что позволяет очень быстро печатать практически неограниченные тиражи.

Школа. Польская школа плаката 1950-х — вызов цензуре, способ выбраться из рамок соцреализма, хотя бы визуально, если не идеологически.

Агентство художественной пропаганды — организация, которая поддерживала польских графиков-плакатистов. При этом она тщательно следила за содержанием их работ, но к форме, даже самой авангардной, претензий не предъявляла.

Художники получили карт-бланш практически на любой визуальный эксперимент. Им не нужно было соответствовать требованиям коммерческого заказчика или отвечать единому государственному визуальному стандарту. Даже для афиши голливудского фильма можно было создать уникальную авторскую иллюстрацию, которая была никак не связана с фильмом.

Плакаты, слева направо: Францишек Старовейский — к опере «Франк V», Ян Леница — к опере «Воццек», Вальдемар Свежий — к фильму «Излучины Миссури», Ян Млодоженец — к постановке «Джульетта из снов»

Особенности стиля польской школы плаката 1950-70-х практически невозможно определить однозначно. Это разнообразная палитра авторских стилей. Искусство в чистом виде, провокации и визуальные игры. Однако можно выделить несколько повторяющихся приёмов:

Сегодня польских дизайнеров также узнают по уникальному авторскому стилю — панк, винтаж, минимализм. Концертные афиши Давида Рыского или анимированные чёрно-белые плакаты Малгожаты Гуровской — новая волна польской школы плаката.

Плакатный чеклист

Плакатная графика развивалась на протяжении ста лет в рамках национальных школ с их задачами, условиями и искренними энтузиастами. Сегодня дизайн-сообщество космополитично — найти референсы для проекта можно на любом конце планеты:

#1. Обратитесь к японской ксилографии, если нужно погрузиться в детали и нарисовать узоры

#2. Изучите французскую литографию, когда нужен смелый плакат для знаменитости

#3. Вспомните советских конструктивистов, если стоит задача говорить громко и прямо

#4. Узнайте всё о швейцарской школе, когда нужна универсальная графика и минимализм

#5. Познакомьтесь с польскими дизайнерами, если нужно чистое искусство и наивность

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение