Шрифтовая история и классификация, часть 10: акцидентная антиква

Мы продолжаем серию статей о шрифтовой классификации, и это последняя статья про антиквы. Все предыдущие классификационные группы относились в первую очередь к текстовым шрифтам, а в этой статье давайте посмотрим на акцидентные — именно на акцидентные антиквы.
Паратайп
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.

Время появления: начало XIX века

В двух словах:

Акцидентными называют те антиквы, которые очень хороши в коротких текстах на пару строк и в заголовках, но не подходят для длинных текстов.

История и теория:

Все предыдущие классификационные группы относились в первую очередь к текстовым шрифтам, но антиквы бывают и акцидентными. 

Есть две основные причины, по которым шрифт не будет хорошо работать в сплошном наборе. Первая причина — параметры, которые явно отличаются от типичных параметров регулярного начертания: шрифт слишком жирный, слишком узкий, слишком контрастный и т.д.

Именно с этого началась шрифтовая революция начала XIX века: словолитчики делали крупные шрифты для афиш и рекламных объявлений и экспериментировали с параметрами, чтобы буквы бросались в глаза.

Акцидентная антиква Роберта Торна, 1803

Вторая причина — очень выраженный характер шрифта. Это тот случай, когда шрифт по всем признакам — антиква, по жирности — явно регулярное начертание, а вот рисунок у него настолько характерный, что в длинном тексте будет слишком отвлекать.

Среди таких «антикв с характером» можно выделить два подтипа. Это, во-первых, шрифты с явным историческим подтекстом — цифровые версии антиквы определённого исторического периода или шрифты «по мотивам».

Helsa — современная акцидентная антиква Николая Недашковского по мотивам заголовочного шрифта 1900-х

Во-вторых, это антиквы, в основе которых лежит каллиграфия. Причём она может быть как плавной, так и концептуальной.

Разные признаки акцидентной антиквы — и параметры, и характер, и отсылки к истории — могут встречаться в одном шрифте в произвольной комбинации.

Примеры цифровых шрифтов

Helsa Display
ITC Fat Face
Bad Russian
Hypocrite
Displace
Kuenstler 165

Зачем нужны?

Когда в современных статьях о шрифтовых трендах встречается «возвращение антиквы» или «используйте антикву в вебе», речь обычно идёт или об акцидентных антиквах, или о заголовочных начертаниях текстовых антикв, и об их использовании в заголовках и коротких текстах. У них, как правило, гораздо более выраженный характер, чем у «обычных шрифтов», то есть привычных современному пользователю спокойных гротесков. Поэтому если акцидентная антиква хорошо подходит по характеру, она будет уместна в вебе в заголовках, крупно набранных коротких текстах или в логотипе. И, естественно, почти в любом печатном применении такой шрифт будет тоже в своей тарелке: книжные обложки, логотипы журналов, упаковка, плакаты — исторически самые подходящие места для акцидентной антиквы.

Предыдущие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение