Время появления: 1920–1930-е гг.
В двух словах:
Современная антиква — условное понятие, у которого нет чёткого определения. Мы предлагаем называть современными «авторские» антиквы, которые были сделаны в XX веке или позже, не имеют прямых исторических прототипов и не вписываются в традиционные классификационные группы от ренессансной до классицистической антиквы.
История и теория:
Можно предположить, что история современной антиквы началась в конце 1920-х – середине 1930-х годов. В это время окончательно формируется осознанный взгляд дизайнеров на шрифт. В конце XIX века Уильям Моррис и Эмери Уокер положили начало внимательной реконструкции исторических шрифтов (если вы не читали драматическую историю шрифта Doves Press, прочитайте обязательно), в самом начале XX века Эдвард Джонстон связал форму антиквы с каллиграфией, а со второй половины 1920-х дизайнеры шрифтов начали сознательно и самостоятельно работать с формой антиквы, глядя и на исторические источники, и на каллиграфические формы, но не копируя их дословно.
Этот подход начинается с Яна ван Кримпена, Эрика Гилла, Сьорда де Рооса, Уильяма Двиггинса — их работы 1920–30-х годов можно назвать первыми современными антиквами.
Обратите внимание, что вместо традиционной капли у буквы «а» появляется или просто тонкое окончание штриха, или засечка. Это возможный, хотя и необязательный, признак современной антиквы — в исторических антиквах мы едва ли встретим такую деталь.
К 1950-м годам форма букв в современных антиквах становится более напряжённой, как в Palatino Германа Цапфа (Stempel, 1949), Vendôme Франсуа Гано и Роже Экскофона (Fonderie Olive, 1951), Trump Mediaeval Георга Трумпа (Weber/Linotype, 1954) или Méridien Адриана Фрутигера (Deberny & Peignot, 1957).
Примерно тогда же появляется антиква с суперэллиптическими, чуть оквадраченными формами круглых знаков — Melior Германа Цапфа (Stempel, 1952).
Самые характерные современные антиквы 1960–70-х годов — Raleigh (Carl Dair, Robert Norton, 1967–1977) и Galliard (Мэтью Картер, 1978).
В 1980-х годах появляются два самых сейчас популярных типа современной антиквы: антиква с упрощёнными, резкими, лаконичными формами и современная голландская антиква, которая началась примерно со шрифта Trinité Брама де Доса (1982).
Упрощёнными, угловатыми формами современная антиква отчасти обязана появлению персональных компьютеров и векторных шрифтовых редакторов. Для ранних цифровых шрифтов размер файла был очень критичен, а прямая линия занимала гораздо меньше места в памяти компьютера, чем кривая. Так появилась знаменитая форма засечки в Charter и «квадратная» капля в Swift.
Сейчас современные антиквы чаще всего или идут по пути лаконичности и угловатости форм и сочетания резких и плавных линий, или используют практичные оквадраченные формы овалов, или стремятся к щеголеватой голландской каллиграфичности.
Самые простые для наблюдения признаки, по которым можно определить современную антикву — отсутствие скруглений в месте примыкания засечек к основному штриху, отсутствие капли у буквы «а» или засечка на её месте.
Примеры цифровых шрифтов
Где применять современную антикву?
Современная антиква хороша везде, где форма шрифта с засечками уместна, а отсылка к истории — не очень. Кстати, у большинства современных антикв небольшой контраст, а значит, они уверенно работают и на экране, например, в вебе.
Предыдущие части серии:
Обсуждение
Похожее
10 плакатов Сигео Фукуда (1932–2009), японского минималиста и мастера двусмысленных иллюзий
Милтон Глейзер критикует современную пивную упаковку на NYTimes.com
Компьютерное искусство 50-х и 60-х годов