Главные личностные качества арт-директора и как их прокачивать: что об этом думают крутые арт-директора

Во второй статье из рубрики «Мнения дизайнеров» мы захотели разобраться в том, какие личностные качества помогают дизайнеру стать арт-директором и можно ли их приобрести и прокачать. Эти вопросы мы задали Артёму Горбунову, Наташе Климчук, Жене Шевцову, Насте Сокирко и Саше Ермоленко
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди»

Артём Горбунов

Руководитель, арт-директор и издатель Бюро Горбунова. Автор учебных программ бюро

Отрывки из будущего дистанционного курса Артёма Горбунова «Как стать быть хорошим арт-директором», приводится с сокращениями:

Разница между арт-директором и ведущим дизайнером

Я считаю, что арт-директор и ведущий дизайнер — разные роли в проектах.

Арт-директор — это концептуальная роль, аранжировщик, режиссёр, волшебник. В центре его внимания — содержание и качество работы. Результат должен решить задачу клиента и быть на мировом уровне во всех смыслах.

Ведущий дизайнер, он же тимлид, он же дизайн-лид — это управленческая роль, исполнитель, продюсер, организатор. Его задача — воплотить задуманное имеющимися ресурсами в срок, не убив команду и не потеряв клиента.

Арт-директора дедлайн касается мало, а ведущий дизайнер отвечает за срок, команду и клиента. Арт-директор обычно сильнее давит в сторону миссии и качества, ведущий дизайнер — в сторону благополучной сдачи проекта. Лучше разделять эти роли в проекте, чтобы не случилось перекоса, хотя и в бюро они иногда смешиваются.

Я буду говорить об арт-директорстве, потому что стать хорошим ведущим дизайнером у меня получилось сразу, а вот стать хорошим арт-директором было очень трудно и долго.

Что должен уметь арт-директор

Определять цель и средства

Арт-директор должен понимать полезное действие и модель решения в дизайнерском проекте, если по-простому — «чего мы пытаемся добиться» и «за счёт чего мы этого добьёмся».

Вы удивитесь, но это самое сложное в дизайне. Я встречал очень подробные задания на дизайн, в которых было продумано всё — какой лендинг мы сделаем, в какой момент мы его откроем, какими дизайнерскими элементами мы его прорекламируем, что изменим в дизайне накануне события, что на следующий день после него. И при этом в таких заданиях могло отсутствовать главное — а за счёт чего этот лендинг сработает, какими будут главный мотив, культурная идея, в конце концов, образ врага, с помощью которых мы убедим нашу аудиторию сделать то, что нам надо?

И арт-директор должен не просто удостовериться, что ответ на этот вопрос есть в задании, он должен постоянно сверять то, что получается у дизайнера с требуемым полезным действием и задуманной моделью решения. Потому что дизайнеру очень легко отвлечься на пиксели и типографику.

Далее,

Разрешать дизайнерские конфликты и изобретать

Когда дизайнер получает задание на проект, в нём явно прописаны или негласно подразумеваются десятки требований к каждому макету. И эти требования часто входят в конфликт.

Конфликты бывают очень разнообразные, но самый простой пример — это борьба за место на экране. И когда дизайнер начинает располагать на макете всё-всё, что требовалось по заданию, получается страшный перекошенный франкенштейн.

Чем может помочь арт-директор в такой ситуации? Во-первых, выстроить иерархию пользы и посоветовать дизайнеру начать с главного, забыв обо всех остальных элементах. Если будет хорошо решена главная задача, то потом можно уже заниматься второстепенными элементами, помня, что они второстепенные.

Во-вторых, арт-директор всегда имеет в рукаве козыри, волшебные фокусы и изобретательские приёмы, которые помогают разрешить конфликт, как будто его и не было. И например, когда мало места — «впихнуть невпихуемое»!

Конфликт может быть не только между требованиями к дизайну, но и между дизайном и сроком. Арт-директор не может просто требовать идеального результата, он помогает изобрести способ получить хороший результат в реальном мире в реальный срок.

Следующая задача арт-директора —

Следить за «логикой»

Для начала стоит пояснить термин «логика», потому что в данном случае не совсем ясно, о чём идёт речь — о математической логике, о какой-то последовательности или о «здравом смысле».

Когда дизайнер создаёт любой дизайн, результат его работы должен быть не просто логически последовательным или функциональным. Он должен учитывать знания и опыт, которые у нас есть о восприятии дизайна, удобстве, эргономике, управлении вниманием, информационной архитектуре и вёрстке.

Полезное действие, закон Фиттса, информативность и приёмы её повышения, теория близости, правило якорных объектов, правило внутреннего и внешнего, стоп-слова, принципы редактуры, культурные особенности — всё это пласты знаний, которые могут в принципе отсутствовать у конкретного дизайнера, либо он может отвлечься и не заметить проблему.

Арт-директор здесь служит последним заслоном, поэтому именно в этом смысле арт-директор действительно должен быть самым образованным и самым опытным дизайнером, чтобы не пропустить в проекте пробелы в «логике» — проблемы и конфликты с дизайнерской теорией и опытом.

Другими словами, арт-директор должен следить, чтобы практика не сильно расходилась с теорией.

Иногда дизайнер придумывает крутую идею «не по правилам». И арт-директор должен быть достаточно компетентным, чтобы принять решение, почему здесь стоит нарушить закон Фиттса или другое дизайнерское правило, а ещё лучше — помочь адаптировать крутую идею так, чтобы  примирить её с «теорией», но оставить крутость.

Далее, арт-директор должен

Следить за «эстетикой»

Понятно, что работа дизайнера — решить задачу и сделать это эстетично, это входит в его работу. И приоритеты некоторых  дизайнеров даже часто перекашивает в сторону эстетики.

Но, во-первых, арт-директор может привнести свежий взгляд. Когда долго работаешь над чем-то, глаз замыливается, и ты уже не замечаешь недостатки работы, скрытые ассоциации или даже миришься с посредственностью. Тогда свежий взгляд со стороны может очень сильно, как бы это сказать — освежить.

Графический дизайн — это язык, склонный к абстракции. Понятия и объекты реального мира изображаются в упрощённой форме. Чем лаконичнее средства — тем легче запоминается знак. Но простота может сыграть злую шутку, и зритель увидит что‑то совершенно иное, чем автор.

Поэтому арт‑директор в бюро не церемонится, не стесняется в выражениях и не сдерживает фантазию в альтернативных интерпретациях неудачной формы. Например, вот таких иконок облака:

Или наклеек на упаковку орехов:

А если дизайнер обижается, ему предлагают представить, что ярлыки приклеит аудитория, как когда-то случилось с логотипом команды России:

Но свежий взгляд может привнести и второй дизайнер или даже просто знакомый.

Кроме свежего взгляда, в работу над эстетикой арт-директор может добавить кроссдисциплинарность. Скажем, дизайнер работает с Фигмой, раньше с Фотошопом. Художник-иллюстратор работает с настоящими или виртуальными карандашами и кисточками. Мышление профессионалов сильно связано с инструментом. Из-за этого, например, дизайнер может обойтись с иллюстрацией по-дизайнерски.

Когда-то в бюро сделали фирменный стиль и сайт свадебного салона Мэри Трюфель. Всё было нарисовано от руки, включая логотип — жених и невеста на велосипеде. А для сайта мы сделали схему проезда — тоже рисованную. А как обозначить место, где находится салон? Логотипом, конечно. Что делает дизайнер — берёт логотип и вставляет на карту. Дизайнер автоматически скейлит логотип, потому что это его инструмент:

Но логотип тоже рисованный, и теперь он выглядит чужеродным. Как сделал бы иллюстратор? Просто врисовал бы его на карту тем же своим фломастером:

И иллюстратор бы это тоже сделал автоматически, потому что фломастер — его инструмент.  Соответственно, чтобы поженить два кроссдисциплинарных мира — нужен арт-директор. И женить нужно необязательно дизайнера с иллюстратором, иногда нужно «женить» экранного дизайнера с полиграфистом, графического дизайнера с дизайнером одежды. Если арт-директор берётся за проект, он должен это знать и уметь.

Кроме того, в работе над эстетикой важен культурный багаж арт-директора. Сколько дизайнеры бы ни говорили — и цвета, и шрифты всегда что-то значат. Ассоциации зрителя определяются и его культурным багажом, и контекстом, в котором он находится.

И одно дело — вызвать ассоциацию специально, другое дело — по ошибке залезть на чужую визуальную территорию — за культурным багажом помогает следить арт-директор.

И самое важное, зачем нужен арт-директор —

Держать планку

Дизайнер, который подписался на проект, думает о том, как бы сдать работу, как не разозлить клиента, разработчиков или инженеров. А арт-директор всегда думает, как бы ещё поднять планку эстетики и крутоты.

И это, кстати, одна из причин, почему, к моему сожалению, угнетающе подавляющее большинство хороших дизайнеров никогда не станут хорошими арт-директорами.

Представим себе героя — хорошего дизайнера. Ему предлагают стать арт-директором, дизайнер одновременно радуется и пугается. Ответственности и работы гораздо больше: сроки, клиенты, другие дизайнеры. Раньше дизайнер мог неделю любить и полировать «тютельку» на своём макете, а теперь надо отсматривать двадцать таких макетов в день.

Страх не сдать работу в срок заставляет новоиспечённого арт-директора принимать средненький результат. Кое-кто начинает жаловаться на плохих дизайнеров в подчинении, и, не дай бог, садится сам верстать.

Новому арт-директору хочется спрятаться за брендом студии, в которой он работает, как будто если бренд есть, работа автоматически будет хорошей. Но ведь уровень студии определяется ровно тем, что выпустит в жизнь арт-директор.

Поэтому арт-директор берёт на себя ответственность за уровень. Иногда даже правильно сделать страшное и тревожное — переделать уже принятую работу и предложить её клиенту.

Арт-директор — перфекционист, но не стоит путать перфекционизм с идеализмом. Лучший сайт — живой сайт, лучшая реклама — работающая реклама. Поэтому недостаточно просто топить за невероятное качество, важно изобретать способы его реально получить, не убив команду. Именно поэтому изобретательность у меня стоит в начале списка задач арт-директора.

А вот последняя задача арт-директора, вовсе не последняя по важности —

Помогать расти дизайнерам

Если вам повезло работать в требовательной среде, где от коллег не только требуют выдающихся результатов, но и ожидают профессионального роста, можно принять за аксиому, что ваши коллеги — не дети в детском саду. И профессиональный рост специалиста — ответственность самого специалиста.

Но тогда возникает вопрос. А зачем тогда арт-директору вообще помогать дизайнерам, если это их ответственность?

Вспомним нашего героя — хорошего дизайнера, который только что стал арт-директором, и из страха не справиться с нахлынувшей работой начинает принимать средний результат, жаловаться на плохих дизайнеров и даже лично делать их работу в Фигме.

Картина выходит печальная — либо средненький результат, либо работа на убой.

И здесь важно вовремя включить арт-директора. Как говорится, «Суворов — отец солдатам», то есть не браться самому за ружьё и не колотить всех розгами. Нужно помогать дизайнерам делать лучшую работу.

Как это делать? Важен подход к другим дизайнерам. Дизайнер не должен чувствовать себя никчёмным рядом с хорошим арт-директором. Конечно, мощный критический пистон от арт-директора бывает полезен, но когда нужно получить хороший результат, гораздо эффективнее будет полчаса беседы, вдохновляющие и меняющие мировоззрение дизайнера.

Иногда можно подсказать книжку с подходящей мыслью или примером. А лучше — сфотать из неё разворот.

Иногда перед проектом можно показать свою коллекцию красоты. Любой арт-директор должен вести такую.

Иногда нужно предложить дизайнеру идею мини-проекта или лабораторной работы, не связанной напрямую с текущей работой, но которая была бы полезна или интересна для всех дизайнеров в вашей компании.

Иногда не повредит прочитать лекцию своим дизайнерам на заданную тему. Эта лекция может быть даже в телеграм-чате.

Я привёл отдельные примеры воздействия на дизайнера. Но всё это стоит объединить в более системный и долгосрочный инструмент — чеклисты роста. Среди пунктов чеклиста могут быть и книги, и мини-проекты, и сборка собственной коллекции красоты — всё то, что мы обсуждали, просто в более системном виде.

Чеклисты показывают путь в профессии. Дизайнер видит, какая огромная гора для изучения и роста его ждёт впереди, если он хочет стать арт-директором.

Чеклисты упрощают самообразование. Дизайнер сразу видит, что ему стоит изучить прямо сейчас, какую конкретную книжку взять с полки.

Конечно же, имеет смысл связать профессиональный рост с ростом зарплаты.

Если вы пока не готовы систематизировать этот процесс, тогда не забывайте регулярно направлять вдохновляющие воздействия на своих дизайнеров.

Как я сказал в одном из советов, хороший арт-директор — рог изобилия. К нему тянутся дизайнеры.

Наташа Климчук

Соосновательница дизайн-студии и иллюстраторского агентства Bang Bang Studio, журнала для дизайнеров и философов Lunatum

Для меня важные качества лидера — служение делу, умение видеть и зажигать людей идеями, гибкость, честность, ответственность и упрямство.

Если вы знаете одного руководителя, то вы знаете одного руководителя. У каждого — свой путь. Кто-то с детства был организатором веселья и всем ребятам пример. Кто-то, как я, начал делать дело, потом брал себе помощников и делегировал, а потом очнулся директором отдела и пошел строить свои бизнесы.

Неуверенность в себе и незнание теории часто помогают придумать для себя лучшую версию управленца. После 14 лет руководства талантливыми людьми я пошла учиться в Startup Leadership Program, а потом в «Эволюцию» и Insead на курс Leading Organisations in Disruptive Times. Тогда я заметила, что очень многое поняла в работе опытным путем или с помощью простой смекалки.

Многие мои друзья делают свои компании, мы много лет дружим и делимся друг с другом страхами, неудачами, находками, экспериментами, советуем друг другу важное или глупое, поддерживаем и уважаем путь каждого.

Если вы преданы выбранному делу, которое делает жизнь людей или мир лучше, вы — учитель, ученик и пример своим сотрудникам, разговариваете с ними с открытыми глазами и сердцем, вы молодец.

Евгений Шевцов

Дизайн-директор в ГК Юзтех, автор больших технических статей и ведущий подкастов про дизайн, автор телеграм-канала Мамкин дизайнер

Какие именно качества помогли вам стать арт-директором?

Мне всегда хотелось учиться, лучше понимать этот мир и быть сегодня лучше, чем вчера. У меня такой характер, что я всегда балансировал на грани крайнего разгильдяйства и чувства повышенной ответственности. А между ними находилось шило в заднице.

Если я начинал изучать какую-то тему, то мне всегда хотелось докопаться до сути. Я мог не спать сутками, чтобы разобраться в ней от и до. Когда, наконец, тема была изучена, я хотел не только применять её на практике, но и делиться новыми знаниями со своим профессиональным окружением.

Я налаживал мостики коммуникаций между командами и бизнесом. Я стал лучше понимать людей, их мотивы и особенности характера. Как бы романтизированно это ни звучало, но мне хотелось улучшить этот мир. Пусть не везде, но хотя бы вокруг себя: наладить процессы, работать с теми, кто разбирается в предметной области, работать с комфортом.

И так сложились обстоятельства, что обладая знаниями, я притягивал к себе людей. Они слушали, спрашивали совета, а мне было чертовски приятно всем этим делиться.

Я никогда не стремился в лиды, но желание быть сегодня лучше, чем вчера, привело меня на руководящую позицию.

Опытным путем я вывел несколько качеств, которые помогли мне стать тем, кем я являюсь на сегодняшний день:

Какие советы по прокачке личностных качеств вы дали бы тем начинающим дизайнерам, которые стремятся к управленческим позициям?

Для себя я вывел один простой принцип — ничего не бойся. Это не означает, что нужно бездумно нырять с головой в любую авантюру. Ничего не бояться — совокупность всех качеств, которые присущи хорошему лиду: не бояться говорить, не бояться брать ответственность, не бояться ошибиться (но исправить ошибку). Все эти навыки можно приобретать и постепенно прокачивать.

Как только ты перестанешь бояться, команда почувствует это. Она станет сильнее, зная, что за их спинами стоит уверенный человек и всегда им поможет.

Какие материалы (книги, подкасты, статьи) вы бы посоветовали, чтобы расти в сторону управленческой позиции?

Настя Сокирко

Арт-директор, соучредитель дизайн-студии Charmer

Мне тут задали вопрос: «Какие именно качества помогли вам стать арт-директором?». Лично мне помогла некая самоуверенная отшибленность — не имея достаточного опыта ни в чём, я решила сразу делать свою студию. И тут пришлось сразу лидить, арт-директить, и страдать, не приходя в сознание. Поэтому все мои мысли ниже — это скорее маршрутный лист моих провалов.

Итак, лидеру:

На своем пути я встречала много разных лидеров — умных, эгоистичных, звёздных, токсичных и симпатичных, не умеющих разговаривать, делиться и откровенно бездарных, и все они выжили. И это хорошие новости. Значит, шанс попробовать руководить есть у всех. Если душа просит попробовать, попробуйте.

И полезные ссылки

Я люблю читать и слушать «истории великих людей», напрямую не связанные с моей областью. Таких много у Лекса ФридманаСтивена Бартлетта или Эндрю Хубермана. С разных углов они подсвечивают темы развития личности. На русском мне нравится, как пишет Кинжал — советы прямого действия, не душно и с котиками.

Саша Ермоленко

Директор департамента дизайна VK и преподаватель BBE. Телеграм-канал Саши

Я верю в дизайн с человеческим лицом и в то, что развитие любого профессионала происходит через личность. Для меня работа арт-директора сочетает в себе креативное и аналитическое мышление, знания в области дизайна и маркетинга, навыки эмоционального интеллекта и управления командой.

Продуктовый процесс мало похож на конвейер, где работа идёт поэтапно. Все, кто участвует в создании продукта, равноценно вовлечены в то, что получится в результате. Поэтому на каждом этапе экспертиза каждого вносит вклад в общее дело. В таком процессе отлично работает модель T-shaped компетенций. В плане развития навыков я советую начинающим арт-директорам отталкиваться именно от неё. Это означает, что если вы отвечаете за экспертизу дизайна, то для полноценной работы вам понадобятся не только глубокие знания в сфере дизайна, но и понимание потребностей целевой аудитории, а также то, как разрабатывается продукт.

Конечно, я советую всем изучать такие основы графического дизайна, как композиция, типографика, цвет и форма. Но лишь потому, что для дизайнера — это словно буквы алфавита, из которых предстоит складывать слова. Буквы одинаковы для всех, но не все слова одинаково интересно читать. Знания о том, как работает цвет, свет и форма, о том, как мы воспринимаем и считываем информацию, как на нас влияют культурные коды и как мы сами влияем на них, расширяют наше восприятие действительности, оптикой которого становится наша профессия. Для меня возможность пропустить через себя и наполнить собственным уникальным смыслом технические знания и навыки отличает мастерство от простого умения. Мастерство в дизайне — это про постоянный жгучий интерес, который ничем не унять, который заставляет снова и снова открывать для себя новые стороны профессии даже в самых очевидных и простых вещах.

Чтобы умело применять эти знания, арт-директору нужно уметь анализировать то, что происходит в мире и индустрии, чувствовать тренды и быть достаточно креативным для того, чтобы находить выходы из не всегда очевидных ситуаций. Актуальность — это часть мастерства дизайнера. Важно не потакать стремительно меняющимся трендам без понимания их сути, а именно тонко чувствовать настоящее.

В дизайне я больше тринадцати лет и последние шесть из них управляю командами. За это время я была и плохим руководителем, и хорошим, и где-то посередине. А ещё я поняла — чтобы построить отличную команду, надо нанять талантливых людей, отстать от них и не мешать работать. Несмотря на простоту этой формулы, в ней есть много важных составляющих.

Первая составляющая — это нанять. Чтобы к вам пришли по-настоящему талантливые дизайнеры, нужно, чтобы у вас было, что предложить им взамен. И это не только деньги. Как правило, людям, которые хотят и могут создать что-то значительное, не всё равно на то, с кем, над чем и как они работают, а не только за сколько. Мы проводим на работе почти восемь часов. Это слишком большая часть жизни, чтобы тратить её на то, во что мы не верим. Я убеждена, что в найме работает правило трёх win: для сотрудника, его руководителя и компании. Поэтому я всегда стараюсь понять, что важно для человека, с которым я работаю — что я могу ему предложить, что он может дать мне и какие выгоды это принесёт бизнесу.

Вторая важная часть успеха — умение замечать таланты. Я попала в Rambler буквально с улицы. Моя будущая руководительница просто остановила меня по дороге на другое собеседование. Конечно же, до этого ей кто-то порекомендовал меня, и мы просто случайно встретились. Но этот случай научил меня, как важно уметь видеть в людях потенциал. Буквально за неделю до этого я уже была на собеседовании в Rambler, и HR даже не стала рекомендовать меня на позицию, на которую впоследствии я вышла. Большинство людей, с которыми я работаю, очень талантливы. Я многому учусь у них каждый день. Я всегда могу узнать талант по любопытству и искреннему интересу к тому, чем человек занимается. С таким подходом любое отсутствие необходимого навыка — временная история.

Последняя и самая сложная составляющая — отстать и не мешать работать. На мой взгляд задача лидера в дизайне, и не только — создавать среду для развития команды, а не быть её надзирателем. На деле от того, как я это поняла, до того, как у меня стало более-менее нормально получаться, прошёл не один год. Отстать — не значит забыть и иногда врываться с чайка-менеджментом. Это означает — создать условия для самостоятельности там, где это необходимо, и научить вовремя звать на помощь, когда что-то идёт не так.

Не мешать работать — не значит обложить готовыми гайдлайнами и процессами со всех сторон, а дать совершать собственные ошибки и учиться на них. А ещё за все эти годы я поняла, что невозможно быть хорошим лидером, дизайнером или просто человеком. Намного важнее быть собой и уметь понятно рассказать себе и другим о том, что для меня важно. Понравиться всем точно невозможно, а вот если вас легко понять — люди смогут сами решить, хотят ли они работать с вами или нет.

Я абсолютно уверена, что никакой инструмент или фреймворк не снимет с арт-директора необходимости в личностном росте и развитии. Мы не оставляем свою личность за порогом офиса, и чем лучше мы понимаем себя, тем лучше можем понять других. В основе устойчивости команды стоит не экспертиза с самым большим набором знаний и навыков на рынке, а простая человечность. Дизайн — это то, что создают люди для людей. Поэтому самое универсальное правило роста арт-директора — интерес к людям и миру вокруг.


Вот такие пять мнений о качествах арт-директора . А что вы думаете, уважаемые читатели? Поделитесь мнением и опытом!

Другие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение