Где дизайнеру черпать вдохновение: мнения топовых дизайнеров

В пятой статье из рубрики «Мнения дизайнеров» мы спросили наших героев о том, где они ищут вдохновение, тренируют насмотренность, собирают ли они референсы и составляют ли мудборды, и если да, то какие инструменты используют. На наши вопросы отвечали: Андрей Кожанов, Александр Лагу́та, Максим Десятых, Настя Миронова, Олеся Гумененко и Александр Павлов
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди»

Андрей Кожанов

Бренд-консультант, стратег, управляющий партнёр во FRONT Total Branding, CEO и генеральный директор Высшей школы брендинга

Где вы черпаете вдохновение?

Как и все специалисты творческих профессий, я выгораю. Отдавая часть своих компетенций, чувств, эмоций в ходе бренд-проектов, я теряю силы. У меня есть три источника подпитки и вдохновения:

  1. Личные достижения, общение, успехи коллег, обратная связь от моих студентов и выпускников, с которыми мы всегда на связи. За 10 лет существования Высшей школы брендинга у нас сформировалось большое комьюнити
  2. Музыка, кино, театр. Это территории, где остаётся пространство для образного мышления, поиска смыслов и реальных переживаний. Смотрю, слушаю, проживаю моменты
  3. Разные каналы коммуникаций. Неважно какие. Я пытаюсь понять каждого. Смотрю ТВ, слушаю инфопрограммы, анализирую противоречивую информацию. Оцениваю всё, что встречается на пути, выдвигаю гипотезы, отмечаю факты, делаю выводы

Собираете ли вы референсы, составляете мудборд?

Для меня референсы и мудборд — ключевые инструменты. Референсы — примеры визуальных решений и поиск инструментов. Мудборды — поиск настроения и уникальных ощущений на протяжении всего пути формирования концепции бренда. На мой взгляд, референсы и мудборды — отдельный тип искусства в области арт-дирекшена и управления в проектировании бренда.

Какие инструменты для этого используете?

Эмпатия, любовь к людям, понимание ценностей аудитории. Наблюдения, проникновения в жизнь людей, разделение образа жизни, радость совместного эмоционального опыта. На предмет проверки гипотез я обращаюсь к качественным и глубинным исследованиям, а затем к количественным исследованиям.

Как тренируете насмотренность?

До 1,5 часов в неделю я трачу на просмотр визуальных примеров идентификации из разных каналов. Анализирую, провожу бенчмаркинг, систематизирую графические приёмы, раскладываю по папкам, расшифровываю действия, провожу связь с действиями бизнеса.

Любое действие в области создания дизайна/идентификации, коммуникаций бренда, напрямую зависит от стратегии бизнеса (продукт, сервис, услуга).

Если связь картинок оторвана от бизнеса, значит, вы не нужны своим партнёрам. Значит, вы работаете на своей личной территории.

Бренд-дизайн — стратегический инструмент, который реально оценить с позиции эффективности: KPI, критерии, метрики… Будьте эффективными)

Александр Лагу́та

Дизайнер Laguta + Laguta и Wemakefab, сооснователь Dprofile, ведёт телеграм-канал Лагута + Лагута

Для начала я бы хотел поделиться своим пониманием вдохновения и референсов. В начале карьеры эти вещи были мне очень близки. Но сейчас я понимаю, что они абсолютно разные.

Вдохновение — эмоция или толчок, который может быть вызван визуальным образом или чувством в моменте. Оно всегда имеет краткосрочный эффект. Вдохновение нельзя спрогнозировать. Одно вдохновение может сменять другое. Их нельзя сохранить, чтобы использовать позже: их можно только прожить здесь и сейчас.

Референс — объект, пример того или иного решения, на который падает вполне осознанный фокус внимания. Этот фокус всегда завязан на наших прошлых успешных решениях, ошибках, экспериментах и гипотезах.

Референсы можно собирать, чтобы при возникновении нужного запроса возвращаться к ним, как к определённой библиотеке. В отличие от вдохновения к референсам можно обращаться любое количество раз и в любой момент.

Собираете ли вы референсы, составляете ли мудборд?

Мы создаём мудборд строго после заполнения брифа, беседы с клиентом, а также после изучения предметной области и конкурентов.

В мудборд всегда попадают:

Этот сборный образ даёт определённый толчок для «вдохновения» в моменте. Это некий искусственный, но рабочий метод вызвать музу, которая помогает сделать первый шаг в работе над визуальной частью. Далее включается уже более глубокая аналитика решений и работа с опорой на наш опыт и задачу, которую мы непосредственно решаем.

Дизайнер в коммерции отличается от художника предсказуемостью результата и методик, которые он использует в работе. Ждать вдохновения, наблюдая за звёздами, — инфантильность и безответственность по отношению к клиенту, задаче и срокам.

Какие инструменты вы используете для сбора референсов?

Инструментов всего два. Для референсов я выбираю коллекции, например, на Dprofile. Для поиска визуального вдохновения в моменте вполне подходит Pinterest с собственным алгоритмом подбора по любому изображению.

Как вы тренируете насмотренность?

Я смотрю лучшие работы и подборки. Самые интересные и сильные проекты или решения смотрю дольше, пропуская их через себя. Непонятные, но интересные решения стараюсь проанализировать и понять их.

Что, напрямую не связанное с дизайном, вас вдохновляет: архитектура, музыка, живопись, космос, природа или другие сферы?

Дизайн в сфере коммерческого IT — взаимовыгодная польза для людей через технологии. Меня вдохновляет хорошо проделанная и оплаченная работа, довольный клиент и довольные пользователи конечного технологичного продукта. Это те чувства, которые включают и удовлетворение от собственной работы, и радость за других. В результате всё это мотивирует двигаться дальше, делать ещё больше и лучше.

Максим Десятых

Основатель сообщества менторов для дизайнеров Duo Sapiens. Ex-креативный директор red_mad_robot. Автор онлайн-учебника «Управление фирмой по дизайну и разработке цифровых продуктов на заказ». Ведёт телеграм-канал Творческий руководитель

Есть классический ответ на вопрос о том, где дизайнеру искать вдохновение — в окружающем мире и во всём его проявлении. В артефактах, созданных человеком и в естественных объектах природы. Смотреть по сторонам, наблюдать и впитывать, чтобы потом осознанно или неосознанно применять эти паттерны в дизайне. Этот совет остаётся лучшим способом для поиска вдохновения.

Также мне хочется поделиться личным опытом и, надеюсь, он будет полезен другим. Начну с моего бэкграунда. Ещё в школе я начал делать сайты, а в институте учился на веб-дизайнера и одновременно увлёкся графическим дизайном. Поэтому моими первыми заказами были не только сайты, но и разработка фирменных стилей и других продуктов графического дизайна. В работе я совмещал графический и веб-дизайн, и работаю с разными видами дизайна до сих пор. В какой-то момент это сыграло решающую роль в моём профессиональном успехе.

Когда я попал в московскую студию ДизайнДепо, мне удалось поработать с графическими дизайнерами. Думаю, что решающим фактором в найме стал мой опыт в веб-дизайне, которого на тот момент не было ни у кого из сотрудников. Поскольку студия специализировалась на графическом дизайне, заказов на веб-дизайн было мало. Естественно, я не мог сидеть без дела, и ребята грузили меня задачами по графическому дизайну. Мы делали очень много полиграфии: годовые отчёты, календари, буклеты, брошюры. И всё это было для меня новой деятельностью, с которой я был немного знаком, но в которой всё-таки не так хорошо разбирался.

На тот момент я был джуниор-дизайнером, но быстро и глубоко начал погружаться в эту новую специализацию. Нужно отдать должное моим учителям — креативному директору Петру Банкову и другим арт-директорам, которые терпеливо меня обучали. Делая макеты под их руководством, просматривая большое количество примеров, я осваивал дизайн многостраничных изданий.

В какой-то момент мне показалось хорошей идеей попробовать перенести в веб те приёмы, которые я осваиваю в графическом дизайне и полиграфии. Я делал модульные сетки для того, чтобы мне было удобно верстать годовые отчёты компании. Но эти же модульные сетки я мог бы попробовать сделать на сайте, потому что они также имеют признаки многостраничности. Так появилась моя первая полиграфическая модульная сетка для сайтов.

До этого сайты, которые я видел и делал, состояли из трёх колонок — с основным блоком посередине, с меню в левой колонке, новостями или дополнительной информацией в правой. Выглядели они очень банально. Когда я сделал 12-колоночную модульную сетку с отступами между ними, то стал верстать страницу совершенно нестандартно для сайтов тех времён. И первый, и второй, и третий раз получилось очень симпатично — сайты стали выглядеть разнообразно и интересно. Когда я выкладывал свои работы в профессиональном сообществе Re:vision, они получали высокую оценку и комментарии от коллег.

Во многом профессиональное признание пришло ко мне потому, что я смог вдохновиться приёмами из одной сферы дизайна — полиграфии, и перенести их в другую — цифровой интерактивный дизайн и дизайн сайтов. Это сработало очень круто.

Вывод из этой истории будет моим советом: сочетайте разное для того, чтобы получить что-то новое. Вдохновляйтесь областями, смежными с дизайном, чтобы привнести необычные приёмы в свою сферу и получить абсолютно уникальный и прорывной результат.

Если вы занимаетесь брендингом, то впечатляйтесь веб-дизайном. Если вы занимаетесь вебом, вдохновляетесь графическим дизайном. 3D, моушен- и саунд-дизайн — это более далёкие от дизайна сферы, но от этого они становятся только интересней.

Насмотренность — это уже условие для того, чтобы этот совет сработал. Вам нужно смотреть по сторонам, замечать рукотворные артефакты и примеры хороших работ из смежных с дизайном областей, а также по максимуму использовать свой личный опыт в тех сферах, где вы ещё этого не пробовали.

Настя Миронова

Ведущий дизайнер продукта в WhatsApp в Лондоне, руководила группой дизайна видео в Дзене, создавала интерфейс и функции Yandex.Phone

Про источники вдохновения

Я хотела бы привести аналогию из гастрономической области. В детстве мы почти все любили молоко и сладости. С возрастом мы переключились на «странную» еду, которую раньше ни за что бы не попробовали: оливки, козий сыр, сухое вино. То есть очевидно, что с возрастом, развитием насмотренности и вкуса наши предпочтения усложнились, от простого и понятного к странному и гурманскому.

В дизайне я вижу похожую траекторию: в начале карьеры нам нравятся простые, «красивые» решения. Я не стала исключением. Когда я была совсем маленьким дизайнером, то, как и все, я сидела на разных условно «дизайнерских» ресурсах, таких как Dribbble, Behance и Pinterest и сохраняла картинки с красивыми кнопочками и градиентиками.

Cо временем, по мере профессионального роста, мои вкусы поменялись. Теперь мне интереснее любоваться странным: сайтами зари интернета, журналами из моего детства, одеждой, архитектурой и искусством.

Про тренировку насмотренности

Чтобы развить насмотренность, при просмотре и анализе решений важно тренировать осознанность. Мы вечно спешим, кликаем по симпатичной картинке, чтобы «сохранить в избранное» и никогда к ней не вернуться, фотографируем красивое здание, чтобы тут же про него забыть. Фокус внимания при этом мы направляем не вовнутрь, к своим ощущениям и переживаниям от увиденного, а наружу. Информация не откладывается в памяти, научения не происходит.

В такие моменты постарайтесь осознанно включить внимание, задайте себе вопросы: Почему мне нравится увиденное? Какие чувства оно вызывает? На что из увиденного ранее это похоже? Где в задачах можно применить похожее решение?

Такая рефлексия тренирует нейронные цепочки. Привычка анализировать будет способствовать более быстрому и эффективному развитию научения, а значит, и последующему росту насмотренности!

Про то, как сохранить вдохновение

Отдельный вопрос в том, как, поймав вдохновение в музее, в путешествии или после прочитанной книжки, погрузить себя в это состояние снова, на следующий рабочий день. Давайте будем честными — мало кто пойдёт в музей специально для того, чтобы решить рабочую задачку. А значит, нужно уметь поднимать те пласты пережитого опыта, которые вас когда-то вдохновили. Заведите журнальный столик с изданиями, которые можно перелистать — тактильный опыт работает намного лучше картинок в интернете. Придумайте плейлист, который будет пробуждать что-то эдакое, потаённое и который вы будете слушать по таким особым случаям. В общем, учитесь ставить вдохновение себе на службу, чтобы не ждать у моря погоды. Это точно крутой навык, который можно и нужно освоить.

Олеся Гумененко

Тим-лид дизайнер в Авито Недвижимость

Для начала хочется сказать о том, что когда я, как дизайнер, работаю над конкретной задачей, то там всё достаточно просто. Тут даже речь идёт не про вдохновение в работе, где всегда есть интересные задачи, а больше про поиск решения. И к этому я подхожу более предметно: ищу референсы, собираю их в виде картинок или скриншотов в макет Фигмы и с этим уже работаю.

Здесь хочется сказать, что недостаточно смотреть только аналоги на рынке. Например, если мы говорим про цифровые продукты, либо про конкретную дизайнерскую задачу, очень важно смотреть шире. Где-то подмечать визуальные приёмы, где-то смотреть на работу с текстом и типографикой, где-то — на структуру продукта.

У меня был коллега, который собирал очень классную подборку референсов. Их он раскладывал по папкам, соответствующим определённой сфере. Например, если человек работает в сфере продуктов маркетплейс, то там он собирал референсы по продуктам. Дальше всё это он раскладывал по папкам, соответствующим определённым функциям. Это такой аналог Mobbin, только личный, созданный на компьютере и на базе собственного опыта. Мне кажется, это очень здорово помогает в работе и формирует привычку ежедневного просмотра конкурентов из конкретной сферы.

Дальше я хочу поделиться своими рекомендациями о том, как сделать поиск вдохновения и сбор новых идей непрерывным процессом. Например, я часто захожу в telegram и в другие соцсети. Здесь есть классный лайфхак — окружать себя полезной информацией. Например, подписка на telegram-каналы, которые пишут на тему той сферы, с которой вы работаете. Для развития насмотренности лучше всего срабатывают подписки в соцсетях, где достаточно много визуального контента: на известных дизайнеров, дизайн-студии, студии, которые занимаются типографикой, а также странички, где авторы ежедневно подбирают классные работы других дизайнеров.

Для работы с telegram у меня есть ещё один лайфхак. Помимо сохранённых сообщений, где я веду все свои заметки, я создала отдельную папку закрытых групп, где состою только я. Одна из них называется Дизайн. Туда я отправляю те посты, которые кажутся мне полезными или могут пригодиться в будущем. Так я классифицирую нужный мне контент и у меня всегда есть к нему доступ.

Есть ещё одна классная привычка, которая помогает мне развивать насмотренность, узнавать, что нового появилось в дизайне, и делать это частью ежедневного флоу. Это расширение Muzli в браузере Chrome. Оно работает так, что, открывая новую страничку в браузере, перед глазами появляется определённая подборка. Например, лучших интерфейсов за неделю, или свежих анимаций, или сайт дня. И зачастую это мотивирует смотреть на красивую картинку и узнавать, что нового и классного появилось за последнее время.

При этом историю о том, как развивать насмотренность в дизайне, я считаю индивидуальной. Мне больше нравится говорить и думать о том, что развитие мышления помогает развитию дизайнера. И для этого мне лично помогает изучение других сфер. Например, я читаю много книг по философии, по большей части про экзистенциализм, читаю авторов постструктуралистов. Это Ролан Барт, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко — философы прошлого века, которые тем не менее достаточно близки к нам, к постмодернизму. Это помогает мне шире смотреть на рабочие задачи и думать, как найти решение.

Продолжая разговор о книгах, могу порекомендовать книгу искусствоведа, философа, теоретика искусства Бориса Гройса «В потоке». Это одна из его свежих работ, в которой он много размышляет об эстетизации, о связи искусства с дизайном, об эстетике в дизайне, а также об искусстве в цифровую эпоху.

Искусство, в частности, современное искусство, — это большая область моих интересов. При этом я изучаю историю искусства как классического, так и современного. И, конечно, походы в музеи современного искусства, в галереи — для меня это не просто развлечение, это часть моей рутины.

Сейчас я часто ловлю себя на том, что я не просто воспринимаю произведение искусства, а использую более широкий подход. Я анализирую то, как построена экспозиция. Например, как картины представлены на стене, в общем пространстве, как выглядят этикетки с описанием, как оформлена текстовая подача и как выстроена навигация. Здесь я вижу и понимаю, что такой мой дизайнерский подход работает в сторону анализа. Мне кажется, что это полезное упражнение для дизайнера, и неважно, в какой сфере он работает: занимается продуктовым дизайном или графическим.

Взаимодействие с искусством помогает дизайнеру приобретать и прокачивать ещё 2 навыка.

Во-первых, если мы говорим про визуальную часть, то глядя на картину, суперполезно анализировать, как художник построил композицию, как он работал с цветом. И это необязательно должно лечь в основу дальнейшей работы дизайнера. Такое занятие формирует и тренирует насмотренность.

Во-вторых, я говорю о размышлениях и о теории. Как и в дизайне, когда мы берёмся за какую-то задачу, мы должны понимать, зачем и для кого мы её делаем, почему мы сделали так, а не иначе. В искусстве также полезно анализировать работы художников с точки зрения концепции. То есть какая задача стояла перед художником, какую тему он поднимает, почему он занимается именно этим вопросом, насколько хорошо ему удалось передать идею зрителю.

Александр Павлов

Арт-директор в Авито

Когда я задумался над вопросом, где дизайнеру искать вдохновение, то понял, что здесь есть 2 ответа:

  1. Если у дизайнера возникает проблема с вдохновением, то, скорее всего, он занимается не тем, чем нужно. То есть он перепутал профессию музыканта или художника с профессией дизайнера. Если мы говорим про такой случай, то совета у меня нет. Ответ лежит где-то в плоскости употребления запрещённых веществ или выхода за рамки человеческих возможностей
  2. Но мы можем рассматривать работу дизайнера с позиции решения коммерческих задач. То есть там, где есть заказчик и дизайнер-исполнитель. Например, перед дизайнером стоит задача разработать дизайн бутылки газировки, чтобы она выделялась на полке, или спроектировать главный экран мобильного банка. В этом случае нет смысла говорить о вдохновении. Никто не будет ждать, когда дизайнер уйдёт в лесную хижину, после трёх месяцев жизни там у него появится вдохновение и он вернётся с готовым решением поставленной задачи. Здесь речь идёт не о вдохновении, а скорее о поиске решения

Есть ситуации, когда дизайнер зашёл в тупик: перебрал некоторое количество вариантов, и ни один не устроил ни его, ни заказчика. В этом случае есть несколько способов, как можно поступить. Каждому человеку подойдут абсолютно разные подходы. Я расскажу про те, которые нравятся именно мне. Основная идея лежит в попытке немного разгрузить голову и тем самым способствовать образованию новых нейронных связей. Я начну с наименее эффективного варианта, а в конце расскажу про самый лучший.

Другие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение