Получилась обстоятельная статья, из которой можно составить собственный список шрифтов и шрифтовых пар, проверенных героями статьи, а также понять базовые правила применения типографики в дизайне
Вадим Гранич
Арт-директор. Графический дизайнер-теоретик. Дизайнер учебных продуктов. Основатель Школы Гранича. Ведёт телеграм-канал Школа Гранича
Всё начинается с нейтральных шрифтов. А что может быть нейтральнее гротесков? И, конечно, база здесь — Helvetica. Никаких сюрпризов. Именно с этим семейством шрифтов дизайнеру стоит познакомиться на старте. Helvetica не пытается быть чем-то явным. Она просто есть и просто аккуратно выглядит. Важно привыкнуть к её формам. Понять, где работает каждое из начертаний, а ещё в идеале сразу потестировать другие версии этой гарнитуры — широкую и узкую.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/9-6.webp)
Если доступа к Helvetica нет, то смело и уверенно начинайте с бесплатного нео-гротеска Inter. На сегодняшний день эта гарнитура является индустриальным стандартом дизайнеров. Именно Inter стоит в Figma по умолчанию. Inter — тот самый нейтральный гротеск, рабочая лошадка на все случаи жизни. Это гарнитура, которая в руках мастера раскрывается в любом проекте.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Kopiya-326d10d638404dc3991d432497b5968b-910x1024.webp)
Кстати, усилить Inter можно ещё одним индустриальным стандартом — Bebas. Это вытянутый нео-гротеск, который подходит для крупных заголовков. Bebas называют «Гельветикой заголовков».
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/bebas05.gif)
Когда вы привыкните к нейтральным формам Inter, можно переходить к круглой геометрии. И тут появляется следующая классическая гарнитура — Futura, или её бесплатный аналог Jost. Вы сразу почувствуете разницу. В отличие от нейтральных гротесков, гротески с круглой геометрией обладают ювелирностью и дорогой отточенностью. Они востребованы в премиальных и интеллектуальных нишах бизнеса.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/236298.webp)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Jost_950x475_01.png)
Следующим шагом будет плавный переход от гротеска с круглой геометрией к гротеску с гуманистичной, то есть слегка мятой, человечной геометрией. И здесь явным фаворитом станет Montserrat. Он дружелюбен, и в то же время строг. Аккуратен, но игрив. Удивительная комбинация.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Montserrat-1024x929.png)
Ещё более игривым, но всё же геометричным братом Montserrat является Raleway.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/raleway-1024x930.png)
Дальше идёт явно гуманистичная Fira Sans. Здесь хвостики, срезы, погнутости. Но при этом всё аккуратно и чисто. Когда банки хотят звучать человечно, они выбирают эту гарнитуру :-) По гротескам достаточно.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/fira-1024x936.png)
Дальше стоит разобраться в антиквах. Тут обязательным стандартом изучения будет Garamond (привет, Клод Гарамон). На Google Fonts есть две бесплатные версии. Более читабельный — EB Garamond с низким контрастом.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/D0A1D0BDD0B8D0BCD0BED0BA20D18DD0BAD180D0B0D0BDD0B0202024-04-0420D0B22021.49.15-1024x943.png)
Он предназначен для наборного текста. И его выточенный контрастный братец — Cormorant Garamond. Он подходит для заголовков. Практика в вёрстке через комбо этих двух гарнитур поможет в понимании классических спокойных антикв.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Cormorant-Garamond-1024x899.png)
Ну а следующим шагом по антиквам будет пышный Bodoni, или его бесплатная версия Playfair. Это модерновые, глянцевые, журнальные антиквы. Их дух кардинально отличается от Garamond. Отмечу, что у Playfair есть версия для наборного текста — Playfair и контрастный вариант для заголовков — Playfair Display.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Snimok-ekrana-2024-04-10-v-15.20.35-1020x1024.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Playfair-1024x944.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Playfair-Display-1024x935.png)
Именно такая система координат с годами сложилась в моей голове. И именно такой путь я рекомендую своим ученикам в графическом дизайне.
Если вы хотите глубже разобраться в теме, то у меня есть бесплатный получасовой урок на тему Типографика. Виды гарнитур (шрифтов). Детальный разбор.
Серёжа Рассказов
Шрифтовой дизайнер, преподаватель и основатель Школы шрифтового дизайна, автор каналов Шрифтовой дизайн и Шрифцария
Расскажите о ваших любимых шрифтах
Это философский вопрос. Мои самые любимые шрифты — экспериментальные. В них есть некая изюминка, уникальная, характерная черта. Потому в тройку лидеров входят: Chimera Марии Дореули, Amalta Веры Евстафьевой и… барабанная дробь, шрифт Arial!
В своё время Chimera перевернула представления многих в кириллической (и не только?) среде о шрифтовом дизайне. Меня так сильно вдохновил шрифт Марии, что в какой-то момент я даже нарисовал трёхметровую букву Я из Chimera на стене воркшопа моей Школы. Вот собственно она:
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Untitled-3-1024x683.png)
Amalta Вера Евстафьева сделала в момент, когда я активно занимался каллиграфией. Вот так пишешь кистью римский капитальный шрифт или плоским пером каролингский минускул и в этот момент обнаруживаешь шрифтовое воплощение этой логики письма. Причём в таком свежем и высокопрофессиональном исполнении. С тех пор я стал намного свободнее экспериментировать как в каллиграфии, так и в шрифтовом дизайне.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/preview_preview_image_ru-nKmBXwMamUUe4qxxINEmyXrM8F-ibr9Mpg-980x1024.jpg)
Вдохновлённый Amalta, я сделал шрифт Meandro. Кажется, это было в 2012 году. Между ними нет ничего общего, но в Meandro я отразил поиск экспериментов в каллиграфии, к которым подтолкнула Amalta.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Untitled-2-2-1024x1024.png)
И провокационный шрифт — Arial. И это не шутка. Я действительно искренне люблю Arial за его варварский характер. Особенно люблю его уродливую, но очень характерную кириллицу. Этот шрифт — воплощение брутализма, или, если хотите, антидизайна. Шрифт, который ругал даже ленивый. Но нет смысла отрицать, что и Arial, будучи шрифтом по умолчанию, значительно повлиял на вкусы целого поколения. Теперь же использование Arial превратилось в мета-высказывание, к которому кириллические дизайнеры часто прибегают в своих работах. Кто сказал, что плохой шрифт не может стать классикой? Ещё как может!
Но, оставляя за рамками мета-мета и пост-пост, Arial до сих пор остаётся одним из самых лучших созданных и оптимизированных для экранной типографики шрифтов. В мелких размерах он на раз обыгрывает Helvetica, которую изначально проектировали не для экрана.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/ArialMTsp.svg_-867x1024.png)
Какая у вас любимая шрифтовая пара? Почему?
Лично я формирую шрифтовые пары по трём признакам:
- На основе контраста. Так же, как между собой лучше сочетаются противоположные цвета, так и шрифты отлично дружат между собой на контрасте. Контрастный с неконтрастным, узкий с широким, экспериментальный с нейтральным и так далее. Например, геометрический гротеск, вроде Futura, сочетается с гуманистическими антиквами, вроде Arno. Статическая антиква, вроде Bodoni, интересно миксуется с гуманистическими гротесками, вроде Gill Sans.
- На основе подобия. Гуманистические гротески с гуманистическими антиквами, статические гротески со статическими антиквами. Тут всё понятно. Но, как вы можете заметить, контраст всё равно присутствует. Сочетать похожие шрифты друг с другом до степени смешения не стоит никогда, потому что выглядеть это будет, как ошибка. Если, конечно, вы не ставите перед собой задачу, помучить читателя или отразить минимальные нюансировки, например, в диалоге двух очень похожих персонажей.
- Так исторически сложилось. Существуют шрифты, которые ну никак не сочетаются, но все привыкли их комбинировать, и это стало естественным. Самые простые сочетания касаются одного временного периода. То же самое сочетание шрифтов Times и упомянутого выше Arial.
У меня нет любимой пары. Все правила существуют только на этапе обучения. Когда вы уже попробовали всё, вы знаете что нужно делать. И даже если с закрытыми глазами вы выберете пару наугад, вы должны уметь выжать из неё максимум. Попробуйте прямо сейчас. Выберите наугад любую пару шрифтов, а затем попробуйте найти лучший медиум и метод их сочетания.
Как вы выбираете шрифты для проекта? Какими критериями руководствуетесь? На каком этапе проекта вы это делаете?
У всех дизайнеров должны быть свои любимчики. Рабочие лошадки. Или если хотите, то пускай будет аналогия с ездой на велосипеде. Допустим, вы умеете хорошо ездить на велосипеде. Но если каждый день менять модель велосипеда, то вряд ли вам удастся хорошо покататься. У каждого велосипеда будет разный руль, разная высота сидения, разный баланс. Первое время вы будете чувствовать себя неуверенно. Также и со шрифтом. К каждому шрифту нужно приноровиться, пощупать его, понять его лучшие стороны и увидеть самые оптимальные места применения.
Самое худшее, что можно сделать — начать подбирать шрифт среди новых, неопробованных прежде, шрифтов, когда проект уже начался. Такой процесс с меньшей вероятностью приведёт к успешному результату. В промежутках между проектами шрифты нужно разглядывать, пробовать, шупать и привыкать к ним. Чтобы когда появится новая задача, вы в тот же момент уже знали, какой шрифт лучше всего подойдёт для её решения.
Михаил Шишкин
Дизайнер и предприниматель, основатель и креативный директор дизайнерского агентства kidults, соучредитель Flips и Teamcheck
Любимые шрифты
Я думаю, нет смысла говорить, что выбор шрифта зависит от ситуации. Шрифт может как решать функциональную задачу, так и задавать настроение бренда. Тем не менее в разные периоды профессиональной жизни у дизайнеров появляются свои любимчики. В моём случае чаще всего это рабочие лошадки с не очень яркой акциденцией, но интересными деталями.
Мои текущие фавориты:
PP Editorial New — харизматичная и немного панковская антиква от PangramPangram. Она умело иронизирует над классикой и чётко доносит сообщение о своей свежести в формате «я знаю, что вы знаете, что это не по правилам». Она нарушает законы осознанно, и ты чувствуешь, что, конечно, авторы знают, как правильно, но ведь жить по правилам так скууучно.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-03-22-12.55.03-1024x750.jpeg)
ALT Riviera от британцев ALT Type Foundry — моя недавняя находка. К сожалению, у неё нет кириллицы, но для глобальных проектов она хороша. Это крепкий, нескучный, современный гротеск, но самый секс — это, конечно, знаки препинания и диакритики. Дерзкие, острые, крупные, уверенные в себе прямоугольники. На одних этих элементах можно строить айдентику: увидишь — не забудешь.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-03-22-12.55.10-1024x576.jpeg)
Ну и если говорить о любимчиках, я не могу не отметить своего близкого друга — Basis Grotesque Pro. Мы вместе уже пять или шесть лет. Начиная с 2018 года, на нём собиралась айдентика моего агентства shishki.collective. Его я оставил в команде, когда открыл новое агентство Kidults. Нельзя не отметить, что всё-таки небольшая эволюция произошла. Мы сократили межбуквенное расстоянии на 3-5% относительно базовых настроек — и старый приятель заиграл новыми красками. Попробуйте сделать то же самое, и вы увидите, как поменяется характер шрифта.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-03-23-11.58.09-1024x485.jpeg)
Шрифтовые пары
Последнее время я всё чаще использую не шрифтовую пару, а одно начертание. Разнообразия я достигаю за счёт большого контраста в размерах. Кажется, этот подход вырос из брутализма, но прижился и укоренился в моей практике.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-03-22-12.55.11-1024x576.jpeg)
Если всё-таки шрифтовая пара нужна, то я руководствуюсь базовым правилом: один акцидентный шрифт отвечает за характер бренда, а второй, нейтральный работяга, — за набор в разных размерах. Если выбор акциденции зависит от конкретного проекта, то последнее время для наборного текста я часто выбираю Inter.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Kopiya-326d10d638404dc3991d432497b5968b-910x1024.webp)
Есть ещё занятные хамелеоны. У них выразительная акценты, заметные в крупных кеглях, которые не видны в мелких. Тогда можно легко обойтись одной гарнитурой, и при этом не бояться переборщить. Пример — Navigo by CSTM Fonts.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-03-23-11.58.13-1024x594.jpeg)
Выбор шрифтов, критерии, роль в проекте
Обычно, в проекте мы стараемся решить две коммуникационные задачи — ответить на вопросы «Что это?» и «Какой это продукт/бренд?». Для ответа на первый вопрос мы ищем образ, на второй — графическую интонацию.
Если в первом случае ключевой инструмент — логотип и поддерживающая его графика, то за интонацию часто отвечает именно шрифт. Это такой тонкий инструмент, которые передаёт тон коммуникации и характер бренда.
Ещё одна функция шрифта — системообразующая. Это красная линия коммуникации, которая собирает вокруг себя другие кирпичики стиля. Он взаимодействует и с цветом, и часто с иллюстрациями, и с логотипом — дружит со всеми, объединяет всех вместе. Если есть задача — создать дизайн-систему, которую будет легко поддерживать без наличия дизайнера в команде проекта, то я уделяю типографике особое внимание и начинаю с неё. Шрифт становится универсальным инструментом, конструктором макетов. Выразительный шрифт или элемент типографики может стать подспорьем для создания узнаваемых визуальных материалов даже без участия дизайнера.
Ольга Коваленко
Леттерер, арт-директор в «Пленуме». Профиль на Behance, ведёт телеграм-канал It’s Getting Letter
О выборе шрифтов для проекта
Я работаю в брендинге, и поэтому решила написать о шрифтах для крупнокегельного набора. В выборе шрифта для основного текста работают, конечно, другие принципы. Главный критерий — точное соответствие характера шрифта стилю. С тональностью лучше определиться на начальном этапе, ещё до того, как готовы первые драфты макетов. Пока концепция формируется в голове, уже стоит думать о том, какой шрифт будет смотреться наиболее органично: антиква или гротеск, контрастный или нет, широкий или узкий, и так далее. Это даст отправную точку в поисках. Шрифт необязательно должен иметь ярко выраженный характер — иной стиль, наоборот, требует «мягкого» звучания. На собственном опыте я не раз убеждалась — точно подобранный шрифт кратно усиливает брендинг.
О шрифтовых парах
Не могу сказать, что у меня есть любимая шрифтовая пара. Обычно я подбираю «солирующий» шрифт и второй, как оттеняющий, дополняющий, например, для мелкого текста. Если нужно двухголосие, то есть акцентная пара, я ищу контрастные, но «говорящие» в унисон, шрифты. Звучит довольно абстрактно, но здесь и не может быть универсального рецепта. Из собственной практики я могу сказать, что избегаю внедрения курсивных букв в гротеск или антикву. Этот прием выглядит эффектно, но его уже слишком часто использовали.
О любимых шрифтах
Есть ряд шрифтов, не то чтобы любимых, а скорее тех, к которым я возвращаюсь чаще других, когда ищу источник вдохновения или варианты для текущего брендингового проекта. Этот список довольно объёмный, и с течением времени я его обновляю, поэтому остановлюсь на пяти.
Автор — Илья Наумов. Остроумно решённая антиква. Отдельного дисплейного и текстового подсемейств нет, но при этом она отлично работает и в крупном, и в мелком кегле. Пожалуй, особенно ярко это заметно в буквах «е» и «с». Они почти замкнуты, окончание овала тончайшее — в крупном размере это добавляет визуальной сложности и контраста. А в мелком — сложность растворяется в белом и уходит на второй план, контраст превращается в умеренный.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/02-btm-Riegraf-1-1024x558.jpg)
Автор — Анна Хораш. Эту работу трудно описать, лучше один раз увидеть. Пожалуй, один из самых инновационных подходов к вариативным шрифтам на сегодняшний день.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/large_1-1024x1024.jpg)
Автор — Ryan Bugden. Особенно впечатляют мелкокегельные начертания и отличная читаемость этих, казалось бы, странных, причудливых форм. Шрифт демонстрирует удивительный баланс между акцидентностью и функциональностью, когда одно перетекает в другое.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Spec-02-1024x576.png)
Автор — Tibor Szikora (Cinketype). Пожалуй, неверно было бы назвать этот шрифт скриптом, но очень хочется — настолько он живой. Вертикальный (!) кернинг необычен и вызывает ассоциации с римским курсивом. Подобного на рынке очень мало.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/kass-895x1024.png)
Классный скрипт, с массой альтернатив, легко читаемый, но характерный. Словолитня Underware постоянно повышает планку инновационности. У Scribo есть отдельная страница, которая демонстрирует возможности нелинейной интерполяции*: если зайти на сайт Scribomat, написать что-то и нажать кнопку Scribe — буквы оживут.
*Нелинейная интерполяция, или Higher Order Interpolation (HOI), читать подробнее — underware.nl/case-studies/hoi. Дополнительные примеры: grammato.com
Александра Королькова
Шрифтовой дизайнер и арт-директор шрифтовой студии Paratype, автор канала Живая типографика
Субъективная часть ответа
Для меня, как для многих других шрифтовых дизайнеров, любимый шрифт — тот, который находится в работе или будет в работе следующим. Потому что если ты его не любишь, то провести от нескольких месяцев до нескольких лет с ним в обнимку будет очень печально.
Например, сейчас это Hint и Circe Contrast — два долгоиграющих проекта с большим и не всегда очевидным функционалом.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/photo_2024-04-01-19.31.19-1024x512.jpeg)
Готовые шрифтовые пары на самом деле зло:-) Потому что важнее научить человека видеть шрифт, понимать его, чем показывать список готовых сочетаний. Когда ты знаешь, куда в шрифте смотреть, то сразу понимаешь: и как его можно использовать, и с чем он будет сочетаться. Но поскольку рассуждения «разбираться в шрифтах хорошо, а не разбираться плохо» читателю ничем не помогут, мы переходим к объективной части ответа.
Объективная часть ответа
Как человек, который сделал кучу материалов именно на тему шрифтов, я точно знаю, что в одном абзаце полноценно принципы не опишешь. Поэтому поделюсь ссылками:
Кирилл Турыгин
Графический и шрифтовой дизайнер, part-time в ESH Gruppa, сотрудничает со шрифтовой студией Bolditalic, ведёт телеграм-канал Кирилл поделился
Мой любимый шрифт — универсальный и доступный Inter и его последняя версия 4.0. Конечно, он далёк от идеала, но для бесплатного шрифта очень хорош. Его большой плюс — OFL-лицензия, благодаря которой шрифт можно кастомизировать под разные задачи.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Kopiya-326d10d638404dc3991d432497b5968b-910x1024.webp)
Любимой шрифтовой пары у меня нет. Но есть любимые словолитни — ABC Dinamo, Brownfox, PLAY FACES TYPEFOUNDRY Вовы Коломейцева и Димы Барбанеля, The Temporary State Ромы Горницкого.
Выбирать шрифт для проекта я начинаю чуть ли не сразу, как определён характер и ценности бренда, которые необходимо передать в визуальной айдентике. Критерии всегда задаёт сам проект. Нужна ли поддержка кириллицы, мощная акциденция или большое количество начертаний, готов ли клиент купить шрифт — всё это влияет на выбор.
Если не получается найти подходящий шрифт, то я предлагаю нарисовать свой или сделать кастомизацию шрифта с OFL-лицензией. В выразительных и запоминающихся айдентиках зачастую всегда используется свой фирменный шрифт. А порой это может просто сэкономить деньги вместо покупки лицензии.
Ольга Панькова
Леттерер, шрифтовой дизайнер в бюробукв
Поскольку моя основная специализация — создание леттеринга и шрифтов, я крайне редко подбираю типографику под конкретные проекты. Но если стоит такая задача, то я предпочитаю использовать шрифты, к которым приложила руку. Так по умолчанию у меня стоит вариативный шрифт Bigcity Grotesque Pro. В нём есть масса начертаний: от совсем волосяного до жирного. Есть курсив. Мне нравится его открытость, мягкость, гуманистичность и слегка зауженные пропорции. Мне кажется, что он подходит мне по характеру :-) Может сложиться впечатление, что он не самый «модный». Но, честно говоря, как наверное уже и многие, я немного устала от обилия закрытых гротесков. Благо мода на них постепенно сходит на нет. А если нужна шрифтовая пара, то опять же в составе Bigcity Grotesque Pro есть всё, что нужно — и жирные начертания, и курсивы.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Bigcity-Grotesque-Pro-1024x547.png)
Если говорить об антикве, то я использую замечательный шрифт Лены Новосёловой NWT BODONI. Несмотря на то, что он принадлежит семейству новостильных, он не такой контрастный, как другие его представители, и им можно смело набирать более длинные тексты.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/NWT-BODONI-1024x440.png)
Внутри бюробукв мы всё набираем нашим шрифтом BBKV sans, который разработала моя коллега по бюро — Таня Черкиз. Им набран сайт. Во всех презентациях для клиентов мы используем именно его.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/BBKV-sans-1024x574.png)
В качестве пары к BBKV sans на сайте стоит BBKV Polanik.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/polanik-1024x543.png)
Илья Абрамов
Дизайн-директор в Билайн, ведёт телеграм-канал abrmv.digital
Я не очень люблю кириллицу. Мне нравятся нестандартные шрифты и латиница. Для меня один из самых топовых шрифтов — Everett с исключительным начертанием Jana, в котором некритично, но изменены некоторые буквы. Да и сам по себе Everett очень хорош.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/C2JaV2Ow-1024x1024.png)
Ещё один шрифт — GT Cinetype, также находится на грани необычности и приемлемости. Он подходит для большинства проектов.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/GT-Cinetype-1024x568.png)
Одна из недавних моих находок — шрифт Augure. Пузатый, одновременно и мягкий, и резкий, с сумасшедшими, изменёнными «е». Кайф!
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Augure-779x1024.png)
В целом, мне всегда хочется, чтобы в шрифте была какая-то идея или цепляющая особенность. Я очень люблю острые или пузатые шрифты, обращаю внимание на количество начертаний или наличие вариативности. Для меня важна правильность отображения символов, кернинг. Я не люблю бесплатные, заезженные шрифты, которые используют повсеместно.
Помимо букв, стоит обращать внимание на все символы — цифры, знаки препинания или специальные символы. Их качество стоит проверить. Вариативность начертаний позволит вручную выбрать жирность определённого стиля шрифта. Это удобно, но пока, к сожалению, вариативных шрифтов выпускают мало.
Давайте поговорим о выборе шрифтовых пар. Для меня одно из самых приятных и минималистичных сочетаний — любые Sans+Mono шрифты. Sans мы используем для всех стандартных текстов и заголовков, а Mono точечно — для кнопок или ссылок. Но важный поинт — Mono стоит выбирать в верхнем регистре и с разряженным кернингом. Если проект позволяет похулиганить, для заголовков можно использовать пиксельный шрифт, например, Pixy, а для основного текста — самый стандартный Sans. Сыграйте на контрасте. Точно не нужно выбирать шумные шрифты и там, и там.
Пару слов о кириллице. Это субъективно, но мне кажется, что почти все шрифты с кириллицей выглядят одинаково, читай, скучновато. Лично мне сложно подбирать кириллицу. С ней я работал гораздо меньше, поэтому для себя я нашёл 2-3 шрифта. Классная кириллица у Suisse Intl. Neue Machina, кажется, использовали её уже везде.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Suisse-Intl-1024x282.png)
Из бесплатных мне нравится Inter Tight.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Inter-Tight.--1024x850.png)
Из необычных — Gosha Sans, но его надо докручивать под себя.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/gosha-sans-1024x416.png)
Выбирать шрифт я начинаю ещё на этапе разработки концепта, потому что типографика напрямую влияет на то, что в итоге родится в концепте. Подбирать шрифтов — для меня это сомнительное удовольствие. Поэтому я подписался в соцсетях на разные аккаунты шрифтовых дизайнеров, и теперь шрифты находят меня сами. Я советую обратить внимание на следующие студии: Grillitype, Jonas_Type, Tightype, NaN.xyz, type.today и pangrampangram
А ещё пробуйте искать шрифты в самых непопулярных местах, тогда вы сможете найти настоящие бриллианты.
Вова Егошин
Графический и шрифтовой дизайнер, леттерер, сооснователь Typemate
Как шрифтовой дизайнер, я могу сказать, что любимый шрифт всегда тот, над которым сейчас работаешь. Если же говорить с точки зрения типографики и дизайна вообще, то я считаю, что у дизайнера не может быть любимого шрифта для использования, потому что всё зависит от задачи. А если он и есть, то это просто личные предпочтения. Я не поклонник швейцарского стиля. Лично мне очень нравится акциденция, а также я люблю экспериментальные, дикие, порой нечитаемые шрифты.
Со шрифтовыми парами всё интереснее. Опять же, любимых пар у меня нет. Но важно уметь сочетать шрифты, потому что это может сильно влиять на то, как целевая аудитория воспримет послание бренда.
Мне нравится, что выбор шрифтов — всегда экспериментальный процесс. Не нужно бояться пробовать. Порой на первый взгляд несочетаемые шрифты дают очень интересный результат в контексте проекта.
Обычно я сам рисую шрифты под проект. Но если приходится выбирать типографику, то я это делаю в процессе работы, меняю её тоже в процессе. В последнее время я несильно следил за шрифтовой тусовкой. Но обычно при выборе шрифта я, в первую очередь, смотрю на авторов, студию, площадку — кто делал шрифт, кто его распространяет. Если я уверен в авторе, то дальше всё будет ок.
Алексей Секачёв
Синьор-дизайнер продуктов в WeTransfer, основатель Haptic and Design, ex-лид-дизайнер продуктов в Must. Ведёт телеграм-канал Late Night Sekachov
Мой ответ, скорее всего, будет самым скучным в рубрике: из-за основного фокуса на мобильных приложениях последние 7 лет я в абсолютном большинстве случаев использую San Francisco.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/san-francisco-dark_2x.png)
С одной стороны, мне нравится «дизайн ограничений», когда одну и ту же форму приходится по-разному изгибать под каждый конкретный проект. С другой стороны, я придерживаюсь мнения, что для большинства функциональных приложений визуальная консистентность с системой важнее индивидуального голоса. Это создает визуальные зацепки, которые помогают пользователям быстрее разобраться в приложении из-за ощущения «тут как дома».
Лучший пример, который будет понятен всем — Телеграм. На большинстве экранов он пытается максимально слиться с системой. Настолько, что неопытному глазу может даже показаться, что в приложении совсем нет «дизайна». И это очень хорошее качество функциональных приложений — оно помогает пользователю легко переключаться между контекстами, не ощущая когнитивную нагрузку. При этом вряд ли кто-то скажет что у Телеграма нет своего уникального голоса, по которому его можно отличить от других месседжеров. Взять хотя бы фирменный эмодзи-стайл картинок для анонсов, или иллюстрации премиум-фич, или анимацию уточки, подметающей пол на экране очистки кэша приложения (или фотографии Дурова с голым торсом) — все эти атрибуты создают уникальный голос приложения, при этом не выбиваясь из общего языка системы, в которой живут.
В проектах, не связанных с мобильными приложениями, выбор типографики я связываю с общим характером проекта. Мой друг Dennis, СЕО и фаундер приложения Amie, говорит: “Build your brand like it’s a fashion company” (перевод с английского — «Создавай свой бренд, как будто это модная компания»). Мне нравится думать о визуальном языке продуктов в терминологии человеческих качеств и модных предпочтений. Кто-то строгий и спокойный, кто-то громкий и эпатажный, кто-то всегда на Баленсиаге, кто-то по классике. Шрифты по своему характеру очень близки к такой шкале сравнения. Если мой проект спокойный и уверенный, как Киллиан Мёрфи, я скорее обращусь к классическим формам — что-то в спектре от Helvetica до Regola Pro.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/9-6.webp)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/360x270.png)
Если проект вычурный и утончённый, как Тимоти Шаламе, то здесь подойдёт что-то в духе Diatype или Favorit Pro.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/diatype-1024x549.png)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/favorit-1024x549.png)
Если дерзкий, как Doja Cat, то… скорее всего, от такого проекта я откажусь.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Untitled-3-1-300x116.png)
Елена Куликова
Дизайн-директор в Райффайзен Банке. Ведёт телеграм-канал Дизайн-директор
В дизайне я ценю простоту и лаконичность. Поэтому, как правило, я отдаю предпочтение сбалансированным и универсальным шрифтам, которые хорошо читаются на любых форматах и носителях. Один из моих любимых шрифтов — Montserrat. Это довольно популярный гротеск, при этом мне он кажется достаточно мягким и гибким.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2024/04/Montserrat-1024x929.png)
Конечно, при работе с разными направлениями бизнеса и брендами появляется необходимость в передаче определённого характера. Типографика — хороший инструмент, потому что сочетание разных шрифтов и использование различных палитр задаёт нужное направление проекту. Так Monserrat можно использовать, как солошрифт в сдержанных цветах, для более минималистичного направления, и он будте выглядеть серьёзным и деловым. В то же время, в пастельных тонах и в сочетании с антиквой он будет создавать более нежные настроения.
Про шрифтовые пары
У меня нет любимой шрифтовой пары. Главное, чтобы общая картина была гармоничной и шрифт подходил проекту по смыслу. Но мне нравятся кейсы, в которых гротески дополняет изящная антиква. Как правило, антиква в таких случаях берёт на себя декоративную роль и здорово работает в крупных заголовках. А гротески идут в качестве дополнения. На мой взгляд к Monserrat подойдёт почти любая худенькая антиква, и на его фоне она будет становиться ещё более воздушной.
Про выбор шрифта
Если подходить к разработке или обновлению бренда, то выбор шрифта — один из основных шагов на этапе формирования фирменного стиля. Когда мы понимаем основной посыл бренда и его характер, то с помощью форм букв можем транслировать его. Часто фирменный шрифт — часть логотипа и важнейший элемент в фирменном стиле. Однако он может работать и отдельно на всех носителях, усиливая бренд и помогая ему взаимодействовать с людьми.
Другие части серии:
- Как поддерживать work-life balance и не выгорать: мнения опытных дизайнеров
- Главные личностные качества арт-директора и как их прокачивать: что об этом думают крутые арт-директора
- Что делает дизайн хорошим: мнения заметных дизайнеров
- Нейросети в работе дизайнера: мнения дизайнеров
- Где дизайнеру черпать вдохновение: мнения топовых дизайнеров
- Как защищать свои дизайн-решения перед требовательными клиентами: мнения дизайнеров
- Как вы находите визуальные образы для передачи сложных идей и смыслов: мнения дизайнеров и художников
- Опыт эмиграции в Европу: мнения дизайнеров
Обсуждение
Похожее
Шикарная серия 36 Days of Type дизайнера под псевдонимом italiano.jpg
Как добавлять функционал, не усложняя продукт
Как сократить работу над интерфейсом