Опыт эмиграции в Европу: мнения дизайнеров

В девятой статье из рубрики «Мнения дизайнеров» мы решили поговорить с теми дизайнерами, которые переехали в Европу. Ребята рассказали о том, что побудило их уехать из России, как им удалось получить визу и найти работу, как изменился их подход к дизайну в новой стране и многое другое
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди» в 2022–2024 годах

Опытом эмиграции в Европу с нами поделились: Артемий Лебедев (Белград), Серёжа Рассказов (Лозанна), Настя Миронова (Лондон), Костя Горский (Слайго, Ирландия), Юлия Дзюбина (Лондон), Свят Вишняков (Лондон), Полина Загуменова (Берлин) и Фёдор Шкляров (Берлин)

Артемий Лебедев, основатель Le:mma Studio

Живёт в Белграде с 2022 года

Визуальный художник, арт-директор и основатель Le:mma Studio. В качестве дизайнера и художника сотрудничал с Jonah Bolden, Oscar Akermo, Emily Ruhl, Dallas Hart, Nnamdi Asomugha

Какие основные причины подтолкнули вас к эмиграции в Европу?

Вопрос эмиграции встал тогда, когда мы в партнёрстве с Йоной Болден открыли дизайн-студию в Лос-Анджелесе. Мы участвовали во многих конференциях, связанных с криптоиндустрией. Я отвечал за дизайн, а за функциональную и техническую составляющую — Йона. Моё частое отсутствие из-за проживания в России вызывало много вопросов как у коллег, так и у партнёров. И ещё тогда мы решили, что переезду быть. И я поселился в Лос-Анджелесе.

Через пару лет, когда мы прекратили сотрудничество с Йоной и пошли разными путями, я переехал в Сербию. Сейчас я живу на 2 два города: Нью-Йорк и Белград.

Как проходил процесс получения визы и разрешения на работу? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями или неожиданными ситуациями?

Для меня весь этот процесс был одной большой трудностью. Я мало что готовил самостоятельно. Всеми документами занимались коллеги Йоны, чему я был безмерно рад.

Уже имея за плечами опыт эмиграции, дальше мне было гораздо легче. В Сербии я открыл юридическое лицо и, таким образом, получил вид на жительство.

Какой была ваша первая реакция на профессиональную среду в Европе по сравнению с той, откуда вы приехали?

Я начал свою карьеру в европейской и в большей степени американской среде. Поначалу мне казалось, что вокруг все высокомерные и необщительные. Но спустя время, когда я уже со многими познакомился, я изменил своё мнение. Всё оказалось с точностью до наоборот.

В Европе люди не так одержимы работой, как в России или Америке. Здесь всё плавнее по таймингам. Нет переработок и тем более бесконечной работы по выходным. В Сербии такой спокойный ритм жизни называют polako.

Какие навыки и знания оказались наиболее востребованными в Европе? Была ли необходимость доучиваться или адаптироваться?

Особой разницы я не вижу. В целом весь пул навыков такой же, как и в России. В моём случае обилие документации научило меня работать с ней тщательнее. Количество инстанций, куда нужно пойти, получить, отдать, здесь слишком большое. И к этому нужно просто привыкнуть.

Как изменился ваш подход к дизайну после переезда?

Никак. Я думаю, это больше относится к дизайн-юнитам внутри конкретной страны и её сферы деятельности. Мне кажется, что в таком случае подход и пайплайн как раз может поменяться. В другом случае — нет.

Как вы справляетесь с культурными различиями и адаптацией к новому окружению? Какие советы вы могли бы дать другим дизайнерам, которые планируют переезд

Кажется, что самый действенный способ — сходить на интересующую вас тусовку. На таких мероприятиях легко найти единомышленников и завести новые знакомства. Культурные различия вызывают у многих интерес, и, как минимум, это поможет легко начать диалог. В Сербии много музыкальных и дизайн-движух. Найти новые знакомства не составит труда. С появлением новых знакомых легче адаптироваться ко всему вокруг и изучать новое.

Какие позитивные и негативные аспекты жизни и работы в Европу вы могли бы выделить? Как они влияют на вашу карьеру и личное развитие?

Для меня минус — это документы. В первую очередь хочется делать дизайн, а не возиться с бумагами. Иногда это занимает так много времени и сил, что на остальное просто не остаётся никакого желания. Для кого-то будет открытием, что многие магазины и инстанции закрываются рано. К тому же в Европе очень любят имейлы.

Из плюсов я могу выделить размеренный образ жизни и отсутствие спешки. Из-за необходимости общаться с людьми уровень английского языка будет стремительно расти.

Отсюда легко путешествовать, потому что множество интересных мест находится в одном-двух часах полёта. Погода в Сербии преимущественно тёплая, а я терпеть не могу холод.

В целом мне нравится местное население и их отзывчивость. Меня частенько зовут на кофе, просто написав в личку, чтобы познакомиться и пообщаться. Это очень прикольно, в Петербурге со мной такого не случалось.

Есть ли русское комьюнити в Белграде? Насколько оно развито и помогает ли?

Да, у нас даже есть отдельный чат дизайнеров, где мы кооперируемся, чтобы сходить на различные движухи, сделать коллабы и обсудить всякое разное. На мой взгляд, общее комьюнити тоже достаточно развитое. Там всегда можно найти ответы на все интересующие вопросы или задать свой вопрос, и там вам без проблем помогут или подскажут.

Серёжа Рассказов

Живёт в Лозанне с 2020 года

Графический и шрифтовой дизайнер. Ведёт личный канал про учёбу и жизнь в Швейцарии Шрифцария. Автор youtube-канала с видео и лекциями о дизайне и шрифтах Серёжа Рассказов о Дизайне

В 2006 году я поставил перед собой цель — стать шрифтовым дизайнером. К ней я шёл около 10 лет. Тогда кроме книг, учиться этой профессии в СНГ было негде. Потому методом проб и ошибок я изучал это направление в дизайне, открыл собственную школу шрифтового дизайна, дважды организовал международную конференцию Typetersburg и веду самый крупный телеграм-канал на эту тему, который называется Шрифтовой дизайн.

Какие основные причины подтолкнули вас к эмиграции в Европу? Были это профессиональные или личные мотивы?

Ещё в 2010 году в журнале КАК я увидел упоминание о школе ECAL в швейцарской Лозанне, и она запала мне в душу. А после того как в 2015 году там появился специализированный магистерский курс шрифтового дизайна, я стал пристально за ним следить. И вот, с 2020 года я живу в Лозанне, где год назад успешно закончил обучение на этом курсе.

К переезду меня подтолкнул Закон о «суверенном интернете». Нет, правда. Я мог бы продолжать тянуть с поступлением до бесконечности. Но когда появляются законы, которые потенциально могут сделать твою профессию бесполезной, то ты начинаешь задумываться о том, чтобы что-то менять. Это был самый сильный стимул для переезда. Сильнее, чем возможность учиться на курсе моей мечты.

Как проходил процесс получения визы и разрешения на работу? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями или неожиданными ситуациями?

Я готовился к переезду и поступлению на курс больше года. За это время я сделал портфолио и подал заявку на стипендию. Для получения права на стипендию требовался большой пакет документов. Из более 1000 заявок из 50+ стран право на стипендию получили около 150 студентов и докторантов. Мне посчастливилось оказаться в их числе.

Благодаря стипендии дальнейшее оформление документов стало значительно проще. Мне оставалось отнести в консульство Швейцарии только паспорт и документ, подтверждающий право на стипендию. Дальше они всё сделали сами.

Я переезжал с женой в 2020 году, в самый разгар первой волны ковида, на самом пике локдауна. Но благодаря тому, что я был студентом, на меня практически не действовали никакие ограничения, а наличие стипендии открывало все двери.

Какой была ваша первая реакция на профессиональную среду в Европе по сравнению с той, откуда вы приехали?

У меня был шок от переизбытка информации, от общения и обучения на английском языке. Ментально было непросто. Параллельный мы искали жильё. Десятки просмотров квартир в день, постоянные отказы и параллельно стрессовая ответственная учёба: всё это сильно вымотало меня в первый месяц. Постоянный локдаун и маски мешали зрительному контакту с одногруппниками, а дистанцирование — нормальному общению и обмену опытом. Но это уже история, которая, надеюсь, никогда не повторится.

Каковы, по вашему мнению, основные различия в культуре обучения дизайнеров в Европе и вашей родной стране?

Главное отличие в европейском обучении — студентоориентированность. Главный в процессе — ты сам. Учебное заведение предоставляет тебе среду (учебное пространство, библиотеки, мастерские, инструменты), окружение (талантливые студенты, преподаватели и гости курсов), учебную программу в виде лекций и заданий. Но дальше всё зависит от студента — насколько эффективно он воспользуется всеми доступными ему ресурсами.

Здесь никто не ведёт тебя за руку. Студенты не сидят и не ждут, когда им скажут, что и как делать. Сначала человек пробует, экспериментирует, смотрит, что делают другие. Потом он советуется с одногруппниками, они обсуждают друг с другом свои проекты, а затем студент снова дорабатывает проект, попутно общаясь с ассистентами курса (бывшими учениками). И только после этого, раз в 2 недели или даже месяц, он встречается с преподавателем и консультируется с ним.

В исключительных случаях можно пообщаться с куратором курса. И, разумеется, такая свобода даёт невероятные возможности, но и требует намного большей ответственности и отдачи от самого студента, как и должно быть.

Какие навыки и знания оказались наиболее востребованными в ВУЗе?

Язык и софт скилы. Никто не будет выдёргивать тебя за шкирку, бить по рукам и лезть в твою работу, если увидит какую-то ошибку. Пока ты сам не дойдёшь до тупика, и у тебя не появится конкретный вопрос, никто не будет вмешиваться. То есть важно уметь задавать вопросы, формулировать их так, чтобы получить фидбэк. И, разумеется, важно не молчать.

Ты не получишь эффективную консультацию, если принесёшь распечатку с проектом и промямлишь: «Смотрите на мои кривулечки и скажите что-нибудь про них». Никакого результативного ответа на такой вопрос никогда не будет. Задача студента — сформулировать запрос к преподавателю, исходя из видения студента и его конкретных затыков в работе. Это сильно прокачивает потому, что пока ты формулируешь большинство вопросов, сам находишь на них ответ. А когда ты приходишь к преподавателю, то вместо объяснения прописных истин получаешь от него высший пилотаж. Это очень ценно.

Как изменился ваш подход к дизайну после переезда?

На одном из первых занятий нас попросили написать стоимость своего рабочего часа. Было неожиданно узнать, что сумма, которую написал я, была самой низкой в группе. Причём в полтора раза ниже, чем суммы, которые указали студенты из Восточной Европы, в два раза ниже, чем ребята из Германии и Франции, и в два с половиной раза ниже, чем указали швейцарцы. Так что первым влиянием была переоценка стоимости моего труда.

Второе важное изменение — умение работать в команде. В отличие от стран СНГ, в Европе архиважно «уметь в гит» — делегировать и работать в больших командах, причём делегировать любые вещи.

Например, у нас был проект, в котором мы всей группой делали один шрифт. Я делал только строчные знаки курсива, и мне нужно было работать в связке с ребятами, которые делали прописные, прямые начертания, теми, кто курировал жирные начертания и другие знаки. В итоге всё это держать в рамках одного шрифтового файла. Невероятный опыт, и что самое впечатляющее — результат, его масштаб и скорость его достижения, которые были бы невозможны при работе в одиночку.

Как вы справляетесь с культурными различиями и адаптацией к новому окружению? Какие советы вы могли бы дать другим дизайнерам, которые планируют переезд?

Переезжайте заранее, до начала учёбы или работы. У вас должен быть минимум месяц, а лучше два, для оформления всех документов, поисков квартиры, адаптации и акклиматизации. Я прилетел за день до начала учёбы, и это было очень тяжело. Не делайте так. Дайте себе время.

Познакомьтесь с кем-нибудь русскоязычным уже на месте: киньте клич на своей странице, найдите знакомых через рукопожатия. И попросите устроить приземление, рассказать, что к чему, какие есть лайфхаки, как не попасть на штраф при неверной паковке мусора или какой проездной выгоднее всего оформить. И такие же вопросы задайте кому-нибудь местному, чтобы он показал вам, что к чему, с другого ракурса. Потому что худшее, что можно сделать — законсервироваться в русскоязычной среде. Конечно, так комфортнее, но вы потеряете кучу культурных и смысловых преимуществ, о чём непременно пожалеете.

Насколько легко было найти работу в вашей сфере после переезда? Какие ресурсы и методы оказались наиболее эффективными?

В Швейцарии работу найти очень сложно, потому что это страна дизайнеров. Предложение превышает спрос. После обучения большинство дизайнеров предпочитают открыть собственную студию, а не устраиваться в такие же небольшие студии, где работает один-два дизайнера.

Я сам фрилансер, поэтому, как искать работодателей, не подскажу. Но знайте, что вам потребуется пройти десятки собеседований, подать сотни заявок и поработать с парочкой менторов. Да-да, ментор — самое полезное при поиске работы в Европе. Лучше всего, если это будет кто-то, кто уже работает в компании, на которую вы нацелились (ему ещё и будет приятно получить реферальный бонус, если вы пройдёте), либо тот, кто там уже работал.

Какие позитивные и негативные аспекты жизни и работы в Европе вы могли бы выделить? Как они влияют на вашу карьеру и личное развитие?

Мне очень нравится окружающая городская и профессиональная среда. То, что на расстоянии вытянутой руки могут находиться кумиры, чьи работы ты видел в учебниках, на выставках и списках победителей. Я люблю ездить на конференции, ходить на лекции и выставки, нетворкаться, ходить в бары или на чашечку кофе с этими крутыми ребятами.

Есть ли русское комьюнити в Швейцарии? Насколько оно развито и помогает ли?

Зачем? Вы переехали. Всё. Вы в другой стране. Самое ценное, что вы можете сделать для себя прямо сейчас — вливаться в европейское комьюнити. Именно они будут вашими коллегами, коллабораторами или заказчиками.

Настя Миронова

Живёт в Лондоне с 2022 года

Ведущий дизайнер продукта в WhatsApp в Лондоне, руководила группой дизайна видео в Дзене, создавала интерфейс и функции Yandex.Phone

Какие основные причины подтолкнули вас к эмиграции в Европу? Были это профессиональные или личные мотивы?

Мне давно хотелось попробовать себя на международной арене. Я выросла с убеждением, что первым парнем на деревне быть ничуть не лучше, чем последним в городе. Поэтому, когда после семи лет в продуктовом дизайне и заветной плашечки арт-директора в Яндексе мне предложили пособеседоваться в FAANG, я, не раздумывая, согласилась. Мне было интересно всё: как рассказывать про себя на английском, какие вопросы задают «тамошние» рекрутёры, что из моего опыта окажется релевантно, а что нет, и как презентовать себя в условиях отсутствия общего контекста.

На родном и знакомом российском рынке, когда я сама была нанимающим менеджером, в целом достаточно было просканировать цепочку прошлых работ и быстрого взгляда на портфолио, чтобы понять, что представляет из себя дизайнер. За рабочими тегами и проектами скрывалась тонна контекста, который ты просто знал. Здесь же пришлось изобретать свою историю, если не с нуля, то точно пришлось подумать, как её упаковать так, чтобы стало понятно, почему она крута для человека, который ни разу в жизни не слышал слово «Яндекс».

Как проходил процесс получения визы и разрешения на работу? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями или неожиданными ситуациями?

Мне очень повезло, потому что обо мне позаботился работодатель. Они компенсировали мне все затраты на получение виз, транспортировку вещей и даже перевозку кота. Удивительным образом самым сложным оказалось перевезти котика. Из-за особенностей законов по ввозу животных в Великобританию (поскольку страна — это остров, там никогда не было бешенства) провозить животных на самолёте можно только как груз, со строгим таможенным контролем. Наш нежный пельмешек этого бы не выдержал, поэтому мы везли его через Францию, а из Парижа, под Ла-Маншем, на такси для животных. Мы до сих пор шутим, что у кота больше паспортов, прививок и штампов в паспорте, чем у людей. Кстати, кота зовут Мистер Дарси, потому что в школе я была фанаткой Джейн Остин, так что он практически вернулся на свою историческую родину.

Какой была ваша первая реакция на профессиональную среду в Европе по сравнению с той, откуда вы приехали? Каковы, по вашему мнению, основные различия в культуре работы дизайнеров в Европе и вашей родной стране?

Профессиональная среда определяется не культурой страны, в которую ты переехал, а скорее культурой конкретной компании, где ты работаешь.

В небольшом стартапе, вероятнее всего, всё будет быстро и хаотично, коммуникация прямолинейнее и “in your face”. В крупной — процессы лучше отлажены, а устная коммуникация часто заменяется письменной.

Статусы, апдейты, рассылки, теггинг и добавление в копию — лучшие друзья, когда нужно, чтобы информация о том, что ты делаешь, была доступна любому сотруднику в крупной корпорации. В небольшой компании всё то же самое заменит групповой чат на 15 минут в мессенджере.

Но если всё же постараться найти общие черты, которые присущи многим британцам — это ставшая стереотипной привычка быть очень вежливыми и сглаживать острые углы. Мне пришлось перекалибровать свои внутренние настройки на то, что “interesting”, сказанное о твоём макете, скорее всего, будет означать «ужасно, переделай». Также мне пришлось привыкать к обязательным смолтокам о погоде: поначалу было странно, а теперь мне самой кажется невежливым, когда человек прыгает сразу к делу, без пары приветственных фраз. Такой разговор, как будто, помогает вам лучше настроиться на одну волну.

Какие навыки и знания оказались наиболее востребованными в Европе? Была ли необходимость доучиваться или адаптироваться?

По хард скилам у русских ребят, на мой взгляд, всё прекрасно: структурные, продуманные решения, сильный визуал. А вот умения аргументировать и «продавать» свои решения точно не хватает. По крайней мере, так было у меня, и мне пришлось над этим работать. Сказывается и языковой барьер, и в целом отсутствие обучения риторике в нашей системе образования, презентации и прочим штукам, которые у западных ребят уже вошли в привычку, и они сами не замечают, насколько легко им это даётся.

Как вы справляетесь с культурными различиями и адаптацией к новому окружению? Какие советы вы могли бы дать другим дизайнерам, которые планируют переезд?

У многих знакомых, которые задумываются о переезде, я замечала такую цепочку рассуждений «Ну вот подтяну язык за полгодика-годик, тогда буду готов к собеседованиям на английском». На мой взгляд, это в корне неверное рассуждение. Рабочий английский познаётся прежде всего практикой, и чем быстрее начать упражняться на практике, в реальных разговорах, собеседованиях, вопросах, тем быстрее можно достичь желаемого результата. Никакие занятия с репетитором не замотивируют подготовить рассказ о себе сильнее, чем созвон с рекрутером, назначенный через несколько дней.

Я работаю в Великобритании уже два года и точно могу сказать, что здесь огромное разнообразие акцентов, манер говорить, да и вообще культур. Здесь никто не заморачивается. Главное — донести смысл, а для этого школьного английского и некоторой тренировки будет вполне достаточно. Поэтому я бы советовала не переживать за английский, а готовиться к другим вещам. Например, составить хорошее повествование о своих предыдущих проектах, побольше узнать про компанию, в которую хочется попасть, и подготовиться к этапам собеседования. Главное — начать, а дорогу осилит идущий.

Переезд — это стрессовый опыт. В каком-то смысле придётся многое потерять и изобрести себя заново, а ещё многому научиться, а это как минимум очень весело.

Костя Горский

Живёт в Ирландии с 2016 года, а именно в Слайго (Ирландия) с 2020

Экс-дизайн-директор Яндекса, дизайн-руководитель в Интеркоме. Сооснователь hirehire.me и hirehire.ai. Автор телеграм-канала desprod

Какие основные причины подтолкнули вас к эмиграции в Европу? Были это профессиональные или личные мотивы?

Мы с семьёй переехали в Ирландию в 2016 году. Тут нужно сделать оговорку, что мир тогда был совершенно другим. В моём случае это был профессиональный интерес, потому что одна из моих главных мотиваций в жизни — учиться. На тот момент я возглавлял департамент дизайна в Яндексе. И мне казалось, что уже научился многому из того, чему можно научиться на русскоязычном пространстве. Стало интересно узнать, как устроена жизнь и работа в международных компаниях и международных продуктовых командах. Поэтому, когда появился офер от Intercom, B2B SaaS компании, мне стало дико интересно. Любопытство перевесило всё, и за возможностью чему-то поучиться у ребят я и поехал.

Как проходил процесс получения визы и разрешения на работу? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями или неожиданными ситуациями?

Процесс получения визы и разрешения на работу прошёл достаточно гладко. У Ирландии есть программа, которая называется Critical Skills Employment Permit. Если вы обладаете критически важными для экономики страны навыками, то Ирландия выдаёт рабочие визы, с которыми можно переезжать. Например, под эту категорию попадают почти все IT-специалисты. Нужно отработать пару лет у работодателя, который вас перевозит, а после этого разрешение меняется на то, которое позволяет найти новую работу, учредить свою компанию и так далее.

При переезде я совершил одну ошибку: сначала объявил всем в компании, что ухожу и передаю дела, а только потом мы подали документы на визу. Так делать не стоит, потому что есть риск, что что-то пойдёт не так. Если бы возникли проблемы, то мне было бы сложно повернуть всё обратно. Я не то чтобы сжёг мосты, но уже начал передавать дела и выстраивать работу в Яндексе так, чтобы там всё функционировало без меня. В общем, слава богу, всё прошло гладко, никаких затруднений не возникло, и мы переехали сразу, как только получили визы.

Какой была ваша первая реакция на профессиональную среду в Европе по сравнению с той, откуда вы приехали? Каковы, по вашему мнению, основные различия в культуре работы дизайнеров в Европе и вашей родной стране?

Поначалу я не увидел каких-то невероятных различий. То есть и Яндекс, и Интерком — технологические компании. Если бы работал в компании из совершенно другой индустрии, то, возможно, различия были бы более заметны. Дизайнер интерфейсов в любой стране мира быстрее найдёт общий язык с другим дизайнером интерфейсов, чем, например, с юристом или продавцом. Просто потому, что с дизайнерами интерфейсов у нас больше общего контекста.

Сначала мне было сложно, потому что все общались на английском. Потребовалось какое-то время, чтобы перестроиться и почувствовать себя увереннее. Я привык, что на русском могу выразить любую мысль, обернув её в определённое количество нюансов и подобрав правильные слова. А на английском мне оставалось только говорить о том, что мне нужно, напрямую, без возможности приправить иронией, например. Но оказалось, что всё возможно, и со временем ко всему привыкаешь, а язык подтягивается благодаря ежедневной практике.

В Европе меня немного удивило отношение к работе. На работе все действительно работали. Люди буквально приходили в 8 или 9 утра, что, кстати, мне кажется отдельным безумием, и сразу же приступали к работе. Невозможно было представить, чтобы кто-то на встрече сидел и подглядывал в телефон или проверял почту. 100% рабочего времени люди искренне трудились. Но как только наступало 4 или 5 часов вечера, все тут же вставали, закрывали ноутбуки и уходили с работы, полностью оставляя её. Это было мне непонятно, потому что в 5 часов у меня был разгар рабочего дня и продуктивности, я бегал по встречам, ничего не успевал, а разработчики вальяжной походкой уходили из офиса. Но у них такой work-life balance: работа отдельно, жизнь и семья отдельно. Мне к этому было сложно привыкнуть.

Какие навыки и знания оказались наиболее востребованными в Европе? Была ли необходимость доучиваться или адаптироваться?

Когда работал в Яндексе, многое делалось по наитию, присутствовал некий хаос, что, кстати, в определённых моментах было очень классно.

В Интеркоме же большинство процессов, особенно в том, что касается управления людьми, были выстроены намного точнее. Мне пришлось научиться чёткой системе: как проводить встречи 1:1, перформанс ревью, нанимать и увольнять. И это было действительно интересно.

Как изменился подход к дизайну после переезда? Влияли ли местные тренды и предпочтения?

Интерком — глобальная компания с типичной американской культурой. Я работал именно в этой среде. Там меня научили более зрелому и фундаментальному подходу, построенному на принципах. Делать что-то по наитию здесь было неприемлемо. Научиться этим процессам и понять, где и как от них можно отступать, а где и когда они действительно помогают — это было здорово.

Как вы справляетесь с культурными различиями и адаптацией к новому окружению? Какие советы вы могли бы дать другим дизайнерам, которые планируют переезд?

Мне кажется, что, когда речь идёт про взаимодействие культур, нужно понимать, что культурный контекст действительно существует, и у людей бывают довольно разные реакции. Например, то, как они дают друг другу обратную связь, особенно негативную, как выражают согласие или несогласие, может сильно отличаться в зависимости от страны. По этому поводу есть фантастическая книга Эрин Мейер — “The Culture Map”. Она хорошо раскладывает разные мировые культуры по различным шкалам и показывает, где у каждой из них находится центр тяжести на каждой из шкал. Эта книга расширяет сознание и даёт возможность увидеть, насколько мы в чём-то разные, и понять, чего ожидать в работе с представителями разных культур.

С другой стороны, глубоко внутри люди всё же имеют что-то общее. Это ещё одно моё наблюдение. Эмоции, а нередко и ценности у нас часто похожи. Если человеку хорошо, это видно, независимо от его культуры. Если человеку плохо, это тоже видно. Глубоко внутри мы все люди, и это помогало почувствовать связь и близость с представителями разных культур.

Какие позитивные и негативные аспекты жизни и работы в Европе вы могли бы выделить, и как они влияют на карьеру и личное развитие?

Переезд — это всегда непросто. Ко многим вещам нужно адаптироваться, многое приходится выстраивать заново. Но это точно супер-расширяющий сознание опыт. Если вам нравится учиться и приобретать новый опыт, то однозначно рекомендую пожить в разных странах. Когда понимаешь, что всё в жизни может быть устроено по-другому, это обогащает.

Одна из вещей, которая может удивить в Европе, — другое качество сервисов и отношение к жизни. Это довольно глубокая философская тема, но попробую донести мысль кратко.

В Москве мы привыкли к очень высокому уровню сервиса за небольшие деньги. Такси, доставка товаров на дом за 15 минут — всё это возможно благодаря суровому капитализму и некоторой практически кастовой системе. Большое количество приезжих работает за копейки, что позволяет московским хипстерам получать услуги очень дешёво.

В Европе ситуация другая: там нет дешёвого труда, поэтому все эти вещи стоят дороже. В некоторых странах люди не работают по выходным, и нельзя ничего купить в воскресенье. Переехавшие часто сердятся на это, не понимая, почему бизнес не хочет зарабатывать. Но у бизнеса другие ценности: важно, чтобы сотрудники были счастливы, отдыхали в воскресенье, а не работали, даже если это будет в ущерб прибыли.

Это отражается на всём: например, в Европе водитель автобуса улыбается и здоровается с тобой. Его зарплата не в 10 раз меньше твоей. И после работы он идёт в тот же ресторан, что и ты. Расслоение в уровне жизни существенно меньше.

Это «заземляющий» опыт, который напоминает о реальной цене многих вещей. Это может быть сознательным выбором: жить в обществе, где люди в целом более счастливы и равны, где меньше расслоение в доходах.

Конечно, это только один аспект. Есть много других, но мне хотелось осветить именно этот.

Юлия Дзюбина

Живёт в Лондоне с 2022 года

Продуктовый дизайнер в speechify.com. В прошлом дизайн-директор Clay.global.

Про переезд

Я уехала из России весной 2022 года. Мне казалось, что я смогу прижиться только в двух городах — Берлине и Лондоне. В Германию можно переехать без офера только по очень ограничивающей визе фрилансера. А Великобритания предлагает прекрасную визу таланта, которая даёт максимум свободы в выборе места и формата работы. Можно устроиться сотрудником в компанию, открыть фирму, оформиться, как фрилансер, или вообще не работать. В итоге я выбрала Лондон.

Виза таланта — это и лотерея, и конкурс сторителлинга. Я знаю человека с огромным опытом лидерства, который получил её только с третьего раза. И знаю того, кто работал синьором в малоизвестном проекте и получил с первого.

Задача состоит в том, чтобы убедить визового офицера, что ты очень крутой и нужный специалист. Крутость определяется по конкретным критериям. Например, инновационность, публичное признание, академический успех. Чем более убедительные доказательства ты предоставишь и чем круче расскажешь о проектах — тем больше шанс получить визу.

Когда я начинала, я была в полной растерянности и считала свой опыт недостаточным. Я прибегала к помощи консультантов, которые помогли мне увидеть масштаб моего вклада в проекты и убедительно написать cover letter. Публичный профиль я собрала с нуля, за пару месяцев: менторила дизайнеров, писала статьи, судила в конкурсах, заполнила профиль на LinkedIn.

Это были настоящие эмоциональные горки. Самое крупное визовое агентство отказалось работать со мной. Они предвещали мне стопроцентный отказ из-за того, что я работала на всех проектах не напрямую, а как член дизайн-агентства. Другой консультант говорил, что в случае отказа нет смысла подавать апелляцию. Третий, иммиграционный юрист со стажем, утверждал, что нельзя податься на визу из Турции без ВНЖ. В итоге я получила визу после отказа и апелляции из Турции без ВНЖ.

Очень важный урок, который я извлекла, — не полагаться на одно мнение, даже очень весомое. Лучше обращаться к личному опыту людей.

В telegram есть отличные сообщества, где ребята помогают друг другу и делятся опытом. В одном из них есть даже счётчик полученных благодаря помощи чата виз (160+). Выходцы из этих же чатов формируют сообщества иммигрантов и помогают друг другу освоиться на новом месте. Есть чаты на любые темы: о животных, авто, квартирах, финансах, красоте и уходе. Там я всегда нахожу ответы на интересующие вопросы. Там же ребята организуют встречи для отдыха или нетворкинга.

Про работу

Большую часть жизни я работаю в русскоязычных командах на американских клиентов. Пару лет я трудилась в британском стартапе, но сейчас снова работаю на американскую компанию в смешанном удалённом коллективе.

Про особенности рабочей этики, процессов и коммуникации на Западе у меня непопулярное мнение. Я считаю, что индивидуальные особенности каждой конкретной компании перевешивают национальные. В стартапах всё очень по-разному. Всё зависит от личности основателя и руководителей, а также от того, кого они собирают вокруг и какую культуру создают.

Мне очень повезло со Speechify: у нас вся культура построена на доверии и личной ответственности. Никто не заставляет тебя просыпаться рано утром для ежедневного стендапа, каждый день отчитываться по задачам, выделять определённые часы в день на обед. У нас полная свобода и доверие. При этом проект развивается с огромной скоростью. Сейчас я понимаю, что не уточняла всё это при найме, и мне повезло, что всё оказалось именно так. Но если бы я устраивалась на работу сейчас, то задавала бы HR-менеджеру более конкретные вопросы.

Рынок в Европе

Думаю, что я не открою секрет, если скажу, что в целом рынок на Западе перенасыщен специалистами из буткемпов и дизайнерами, которых сократили крутые компании. К тому же ИИ начинает рисовать интерфейсы.

Наличие визы и ВНЖ тоже важный критерий. Специалистов много, и никто не хочет сейчас заниматься визой для сотрудника. Проще найти человека, у которого она уже есть. Я знаю многих, у кого сейчас проблемы с трудоустройством в Европе. Поэтому я советую перед переездом сначала организовать себе заработок или большую финансовую подушку, иначе можно попасть в достаточно затруднительную ситуацию.

Свят Вишняков

Сначала Свят стажировался в Берлине, потом получил визу O-1 и переехал в Нью-Йорк, а в 2023 году перебрался в Лондон, где и осел окончательно.

Графический дизайнер и основатель студии Electric Red. Специализируется на разработке айдентики, типографики, плакатов и полиграфии. Преподаёт в BBE и Британской Высшей Школе Дизайна

Какие основные причины подтолкнули вас к эмиграции в Европу? Были это профессиональные или личные мотивы?

Когда я был молодым дизайнером, я уже задумывался о том, чтобы переехать и попробовать себя на международной арене. Это желание было наполнено романтикой и стремлением доказать, что я могу быть востребованным не только на внутреннем рынке, но и на международном. Я хотел прикоснуться к тем студиям, о которых слышал на лекциях во время учёбы, погрузиться в этот мир и набраться нового уникального опыта. В то время я ещё не был уверен, хочу я остаться в Европе или вернуться домой и делиться полученным опытом на родине.

Однако со временем это чувство кардинально трансформировалось. Стало понятно, что я не разделяю нормы и ценности, которые есть в моей стране. Это и подтолкнуло меня к переезду.

Как проходил процесс получения визы и разрешения на работу? Столкнулись ли вы с какими-то трудностями или неожиданными ситуациями?

Когда я переехал в Лондон, у меня уже был опыт эмиграции в США, где я прожил три года. Пройти этот путь второй раз было гораздо проще. Сам процесс был достаточно несложным. Получение британской визы Global Talent занимает гораздо меньше времени и ресурсов, чем получение американской визы Global Talent. Например, моё портфолио для визы в США включало примерно 850 страниц, а для визы в Великобританию — всего 15. Критерии для получения визы были несложные, и у меня уже был достаточный багаж международного опыта и проектов, что позволило мне без особых трудностей получить визу.

С работой мне повезло. Я нашёл её ещё до переезда в Лондон, и смог начать работать удалённо. Однако это скорее исключение, чем правило. Уже будучи в Лондоне, я разговаривал со многими людьми, переехавшими сюда, и видел, как тяжело им найти работу. Многие тратят от 6 до 12 месяцев на поиски, чтобы найти хоть что-то и закрепиться. В Лондоне очень высокая конкуренция на хорошие вакансии: в первые несколько дней на одно место обычно откликаются 300-500, а иногда и 700 соискателей. Поэтому, чтобы получить работу, нужно быть действительно лучшим из лучших.

Какие навыки и знания оказались наиболее востребованными в Европе? Была ли необходимость доучиваться или адаптироваться?

Мне кажется, что самый полезный навык, который я приобрёл, — умение презентовать себя и свои работы, подчёркивать свои сильные стороны. В сфере дизайна само качество работы, портфолио и визуальные элементы хорошо воспринимают в международной среде. Если ты делаешь хороший дизайн в России, он будет выглядеть убедительно и в Европе. Однако я заметил, что многие люди не умеют правильно презентовать свои работы. Дело не только в языке, но и в умении выстраивать сторителлинг.

Важно не просто показать красивый дизайн, а рассказать о нём: о брифе, заказчике, вызовах, с которыми столкнулись, и о том, как вы с командой их решали. Это умение важно, потому что многие люди из русскоговорящего сообщества, даже имея отличное портфолио, теряются при необходимости его презентовать. Они выглядят блёкло на фоне британцев, которые могут иметь более слабое портфолио, но умеют убедительно и последовательно о себе рассказать.

Поэтому главный навык, который я прокачал: научился грамотно презентовать себя и свою работу. Знание языка также играет важную роль, хотя и не является ключевым фактором. Я бы посоветовал инвестировать время не столько в отшлифовку портфолио, сколько в тренинги по улучшению речи, прохождение пробных собеседований, чтобы лучше понимать, какие вопросы могут задать и какую реакцию от вас ждут.

Какой была ваша первая реакция на профессиональную среду в Европе по сравнению с той, откуда вы приехали?

Сначала мне показалось, что процессы несильно отличаются. Если расписать пайплайн, например, создания айдентики или работы в продукте, на бумаге всё будет выглядеть одинаково. Однако есть несколько важных моментов, которые не сразу бросаются в глаза, но являются критическими.

Первый момент — степень независимости дизайнеров. В европейских студиях дизайнеры часто гораздо более самостоятельны. Они умеют аргументировать и защищать свою позицию, не работают по указке арт-директора или другого старшего дизайнера. Важно, что здесь существует культура речи, которая позволяет отстаивать свои решения независимо от уровня — будь то джуниор-дизайнер или синьор.

Второй момент — сильная связь дизайна с бренд-платформой и стратегией. В России дизайнеры часто в первую очередь сосредоточены на визуальной составляющей и могут притягивать смыслы или бренд-платформу уже после. В Лондоне, Европе и США всё иначе: там всё строится вокруг идеи и смысла. Дизайнеры могут многократно менять макет не ради красоты, а чтобы уточнить копирайт или подобрать фотографию, может менее симпатичную, но которая лучше резонирует с целевой аудиторией бренда. Это позволяет заказчику лучше понять, как его бренд будет работать в реальности.

Однако работа в российских студиях кажется более выматывающей. Я считаю себя высокопроизводительным дизайнером, который может генерировать много идей и нарисовать много картинок за короткое время. Но многие из них затем могли быть отброшены, что создавало ощущение бессмысленного перебора. При таком подходе, ориентированном на количество, а не на качество, мне было объективно сложно работать.

В результате, даже если на ранней стадии я находил красивую идею, она могла потеряться среди множества других вариантов. Это делало процесс работы сложным и формальным, не позволяя вывести найденную идею в концепцию.

Каковы, по вашему мнению, основные различия в культуре работы дизайнеров в Европе и вашей родной стране?

Если брать работу в российской студии и европейской, то главные различия заключаются в активностях вне работы. Если рабочие часы везде организованы примерно одинаково, в России после работы можно спокойно пойти в соседний бар, обсудить что-то с коллегами и выпить пива. Это похоже на европейский подход.

Однако в крупных известных европейских студиях есть множество различных активностей, которые напрямую не связаны с рабочими задачами, но способствуют сплочению команды и повышают мотивацию сотрудников.

Например, в одной из студий у нас каждую пятницу проходили небольшие презентации. Они начинались с формальных отчётов: там мы обсуждали новые проекты, приход новых сотрудников, предстоящие события, награды и планы на будущее.

Вторая часть встречи была более эмоциональной. Каждый раз для пятничной презентации номинировался отдельный человек из студии, который получал свободный микрофон на 10 минут и мог рассказать о чём угодно, не связанном с дизайном. Это мог быть рассказ о лучших магазинах в каком-то районе города, о любимой музыке или о своём хобби. Например, когда я был номинирован как спикер, я рассказывал о разнообразии русского мата, приводил примеры необычных словообразований и показывал смешные визуализации.

В результате работа в зарубежной студии может включать интенсивные периоды, когда мы ищем решения и перебираем варианты, но в то же время есть возможность расслабиться, лучше узнать коллег и получить новые знания о мире и жизни благодаря таким интегрированным в рабочее время активностям.

Как изменился подход к дизайну после переезда? Влияли ли местные тренды и предпочтения?

Я поработал в большом количестве различных студий: как зарубежных, так и российских. У меня уже сформировался такой подход, который представляет собой микс из разных методов и практик. Я не могу выделить какую-то одну студию или один подход, как основополагающий для себя. Мне нравится брать лучшее из различных best practices.

Один из важных аспектов — создание сильной коммуникации, дружелюбной и доверительной атмосферы внутри команды. Эти практики, направленные на укрепление связи между членами команды и возможность общения вне рабочей среды, для меня очень важны. Я говорю про то, когда у каждого есть свой buddy, soul mate — человек, с которым можно поговорить по душам, пообщаться в свободное время. Например, он помогает новичку в самом начале на том же онбординге, когда человек только приходит в команду. Вот эти практики я перенял, и они частично на меня повлияли.

Если говорить про дизайн-процесс, то основные фреймворки везде примерно одинаковые. Однако зарубежные коллеги, на мой взгляд, лучше умеют презентовать свои идеи и продавать их. Я стараюсь перенимать эти навыки и использовать их в своих личных проектах.

Как вы справляетесь с культурными различиями и адаптацией к новому окружению? Какие советы вы могли бы дать другим дизайнерам, которые планируют переезд?

Если у вас в целом совпадают радары, то переезд не будет проблемой. Конечно, возникает вопрос культурного соответствия. Например, у вас может быть иной культурный фон, чем у европейских коллег. И иногда вы будете выпадать из разговоров, потому что не будете погружены в местную повестку. Но я бы воспринимал это с некоторой долей любопытства. Я не думаю, что будет зазорно спросить или уточнить детали. Более того, мои коллеги время от времени интересуются нюансами политической или социальной сферы в России. Здесь происходит культурный обмен, вы обмениваетесь знаниями.

Поэтому я бы посоветовал не бояться и не переживать по этому поводу, но при этом, естественно, уважать ценности и культурные особенности той страны, в которую вы переехали.

Какую поддержку вы получили от местных профессиональных сообществ или компаний при эмиграции? Были ли какие-то программы или инициативы, которые вам помогли?

Я привык всё делать сам, и, наверное, в моём случае я мог взять все расходы по эмиграции на себя. Однако я знаю, что некоторые компании, например, Miro, выделяют специальный бюджет на переезд, который может достигать 1 000 000 ₽. Первоначально они помогают, но потом вы должны сами арендовать жильё и адаптироваться.

Это отличная практика, которая помогает снизить стресс при переезде, так как эмиграция — всегда сложно. Особенно в первые моменты, когда вы переезжаете в другую страну, это может быть достаточно болезненно.

Но в моём случае переезд в Лондон был относительно простым, потому что это был уже мой второй переезд. Кроме того, я был достаточно финансово устойчив, чтобы обеспечить себе всё необходимое.

Насколько легко было найти работу в вашей сфере после переезда? Какие ресурсы и методы оказались наиболее эффективными?

Как я уже говорил, найти работу в моей сфере в Лондоне крайне тяжело. Есть два основных фактора, которые усложняют этот процесс: огромная конкуренция и относительно невысокие зарплаты у дизайнеров.

Даже если вы синьор-дизайнер, вашей зарплаты будет с трудом хватать на оплату квартиры, коммунальных услуг, покупку минимума еды и одежды. Нужно либо зарабатывать вдвоём, либо иметь существенную подработку.

К тому же налоги в Великобритании очень высокие. Там прогрессивная шкала налогообложения, но размер налогов может достигать 50%.

Искать работу в Великобритании крайне тяжело. Лучшее, что вы можете сделать:

  1. Развивать свой нетворкинг заранее: пишите в студии, знакомьтесь с людьми из индустрии. Например, съездите как турист в страну, в которую вы хотите переехать, зайдите в студии, покажите своё портфолио или напечатайте какие-то классные элементы мерча, чтобы они вас запомнили. Завязывайте знакомства, которые впоследствии могут помочь вам закрепиться в профессиональном поле.
  2. Правильно настроить профиль в LinkedIn: это зависит от вашего опыта, но может хорошо работать. Планомерно заполняйте профиль, получайте рекомендации от других людей, описывайте свой опыт. В таком случае к вам могут обратиться рекрутеры и предложить подходящие вакансии.

Какие позитивные и негативные аспекты жизни и работы в Европе вы могли бы выделить? Как они влияют на вашу карьеру и личностное развитие?

Я не могу выделить никаких негативных аспектов, кроме одного, который можно считать полунегативным. Это затраты ресурсов на базовые вещи, такие как коммуникация. Разговаривать на чужом языке и схватывать информацию на лету гораздо сложнее, чем на родном языке. Это накладывает отпечаток на работу. Я замечаю, что гораздо быстрее устаю, потому что на общих звонках или при личном общении трачу много энергии и ресурсов на то, чтобы не пропустить важную информацию. Если бы такая коммуникация велась на русском языке, я мог бы параллельно выполнять другие задачи и легко включаться в разговор.

Теперь о позитивном. В Европе по моему опыту всегда можно рассчитывать на поддержку коллег. Если ты заболел или у тебя что-то не получается, реакция не будет токсичной. Даже небольшие позитивные действия воспринимаются как успех. Если что-то не удалось, но ты старался, тебя подбодрят и помогут, чтобы в следующий раз у тебя всё получилось.

Есть ли русское комьюнити в Англии? Насколько оно развито и помогает ли?

В Великобритании одно из самых больших русских комьюнити, если не считать страны постсоветского пространства. Самое классное, что здесь находятся одни из лучших дизайнеров. Конкуренция здесь высока, и поэтому закрепиться не так просто, но те, кто это сделал, объективно очень талантливы.

У меня здесь несколько очень близких друзей, и я точно не тот человек, который будет жаловаться на комьюнити. Кроме того, в нём действительно настроена хорошая взаимопомощь. Так устроено любое комьюнити: когда ты только переезжаешь, с тобой с радостью делятся локальной информацией, помогают с переездом и дают советы. Это очень поддерживает, потому что понимаешь, что ты не один. Если возникнут какие-то сложности, всегда найдётся человек, который уже прошёл этот путь и сможет поделиться релевантной информацией.

Да, в Лондоне очень классное комьюнити, и оно продолжает расти. Я живу здесь меньше года, но за это время сюда уже переехало несколько классных дизайнеров, которых я знаю. Надеюсь, что это комьюнити будет расти и дальше.

Полина Загуменова

Живёт в Берлине с 2023 года

Графический дизайнер, арт-директор. Экс-арт-директор в дизайн-бюро Щука. В качестве дизайнера работала с такими брендами как Purpur, Natura Siberica, Парк Горького, Циан, OFFPRICE, МИФ. В 2021 году стала дизайнером года на фестивале Sreda

Причины переезда и получение ВНЖ

У меня была возможность довольно легко получить ВНЖ фрилансера в Берлине, что я и сделала. К сожалению, в дальнейшем эта опция закрылась.

Процесс получения визы был долгим. Мы с мужем готовились на протяжении полугода, собирали все документы. Я была основным заявителем, писала в разные дизайн-студии Берлина, собирала письма о намерениях. В день Х нам выдали ВНЖ, что оказалось самым лёгким шагом из всего, что ждало нас дальше.

Поиск работы и клиенты

Когда я приехала, я ожидала, что тут я буду всем нужна, ведь я классный профессионал. Однако оказалось, что таких, как я, здесь очень много. Был период, когда мне очень нужно было найти клиентов. Без знания немецкого языка искать долгосрочную работу через LinkedIn практически невозможно — тебя исключают из пула кандидатов ещё до того, как посмотрят портфолио. Я отправила около 1500 писем в международные дизайн-студии. Несмотря на многочисленные звонки и письма, проекты из этого не получились.

Но перед переездом у меня родилась ещё одна идея поиска клиентов. За три месяца пребывания в Берлине я расклеила порядка 300 постеров в оживлённых районах. И это отлично сработало. Недели через три мне начали писать с разными предложениями по работе. Кто-то пришёл сразу, кто-то через полгода. После того как клиент находил меня благодаря постерам, мы делали проект, и он рекомендовал меня другим. Так с помощью постеров я нашла девять местных клиентов.

Профессиональная среда и различия

В Берлине тесное русское комьюнити дизайнеров. Графические дизайнеры часто жалуются на отсутствие работы, а UX/UI-дизайнеры находят её в корпорациях. Я не пыталась попасть в найм, меня интересовал фриланс. Моя стратегия с постерами оказалась успешной — сегодня у меня достаточно местных клиентов.

Работать с европейскими заказчиками мне нравится намного больше, чем с российскими. Европейские клиенты долго выбирают, с кем они будут работать, но если выбрали, всё будет хорошо. Здесь не будет резких комментариев о плохом дизайне, всё можно обсудить и доработать. В Европе очень развита культура общения, что важно для работы и сотрудничества.

Навыки и знания, востребованные в новой среде

Здесь очень востребован немецкий язык, потому что это язык страны, в которой я живу. Его нужно учить и знать, чем я сейчас и занимаюсь.

Если говорить про навыки в дизайне, мой уровень оказался достаточным для того, чтобы без знания языка со мной хотели сотрудничать. Подход к дизайну после переезда у меня не изменился. Я бы сказала, что я стала меньше переживать, меньше ожидать негатива, больше думать о том, что я радуюсь и наслаждаюсь жизнью. Дизайн для меня всегда был игрой, но сейчас стал ею ещё больше. Это развлечение, крутая возможность получать деньги за своё хобби, общаться с классными клиентами и не страдать от критики, как это было в России.

Культурные различия и адаптация

Адаптация проходит не идеально, потому что немцы — довольно закрытые люди. Они дружат в основном с теми, с кем знакомы с детства. Однако лёгкие знакомства здесь возможны. Но если у меня появляются друзья, то чаще всего это не немцы, а другие европейцы, которые приехали в Германию. Они открытые, весёлые, дружелюбные, классные люди. Ещё здесь очень хорошее русскоязычное комьюнити, которое очень помогает. В нём ты чувствуешь себя как в детском лагере, где все друг друга знают, делают классные проекты и поддерживают. За это время я познакомилась с огромным количеством очень крутых людей. Каждый мой день здесь — интересный, новый и насыщенный событиями.

Поддержка и развитие

В качестве фрилансера я подаюсь в KSK. Это государственное сообщество художников, куда входят и дизайнеры. Оно может оплачивать половину моей медицинской страховки. В целом немецкое правительство сильно облегчило подачу на фриланс-визу, чем я и воспользовалась.

Но какой-то особой поддержки я здесь не искала. На самом деле самое главное для меня было найти работу. Это главная точка преткновения и цель номер один при переезде.

Позитивные аспекты работы

Здесь приятно просто работать, делать проекты и общаться. Все очень открытые и дружелюбные.

Ещё немцы очень заранее договариваются о проектах. Здесь не бывает проектов, которые нужно было сделать вчера. За два месяца до начала проекта с вами договариваются о его реализации, и если что-то меняется, все извиняются и предупреждают. Мне это очень нравится, это комфортно и удобно для планирования жизни.

Фёдор Шкляров

Живёт в Берлине с 2015 года

UX/UI-дизайнер. Последние 10+ лет работал с такими инновационными стартапами, как Oak, Zero, Blinkist, и такими крупными компаниями, как AmEx, adidas, HSBC, Mercedes-Benz, Tetrapak, IKEA. Написал книгу Product Design Portfolio Final Final про портфолио и частично поиск работы

Предыстория переезда в Берлин

Наверное, каждый житель одного из крупных постсоветских городов хотя бы раз в жизни задумывался об эмиграции. Когда мне было восемь, я объявил родителям, что буду жить в пригороде Парижа.

Тринадцать лет спустя я попал на OFFF в Питере. Из выступлений я помню только Реппонена, Перейру и немецкую студию Artificial Rome. Но главным событием стал однодневный воркшоп Антона и Ирен. Участники поделились на команды из трёх-четырёх человек, и всем выдали бриф. Нужно было предложить концепт iPad-приложения Lonely Planet для путешественников.

К этому моменту я уже пару лет работал дизайнером и мечтал попасть в Fantasy Interactive. У меня не было впечатляющего портфолио, но был энтузиазм и вся жизнь впереди.

Во время воркшопа больше всего меня впечатлил фидбек Антона и Ирен во время работы: они задавали вопросы, на которые мы не находили ответов, и в целом казалось, что ребята с другой планеты дизайна, куда очень захотелось попасть.

После поездки в Питер я решил работать за границей, потому что проектов и профессионалов такого уровня в Беларуси на тот момент не было (не в обиду специалистам из Беларуси, которые сейчас меня читают).

Подготовка к переезду

На последнем курсе учёбы в универе (учёбой в моём случае было прийти туда пару раз в течение семестра и потом сдать экзамены) стало понятно, что «пора валить» близко, как никогда раньше.

К тому времени я успел поработать в нескольких хороших продуктовых компаниях в Минске, вроде Ultralab, Targetprocess, PandaDoc и собрать портфолио.

Я начал поиски с Линкедина и Дрибббла, но кроме пары звонков по скайпу это ни к чему не привело. Пока я не собрался в отпуск в Китай и случайно не увидел вакансию в дизайн-студию с офисами в Шанхае, Сингапуре и Берлине. Мне удалось довольно легко договориться о собеседовании в Шанхае, когда я буду там проездом.

В Шанхае я встретился с сооснователем дизайн-студии и креативным директором. Они посмотрели на мой Дрибббл. К тому времени я сделал, оказавшийся популярным шот с переворотом. И главным вопросом стало, куда я хочу больше: в Берлин или Шанхай. Пообещав подумать, я вернулся обратно в Беларусь.

Ещё после пары звонков с китайским офисом мне сделали офер. Но я так и не решил, куда хочу переехать. Китай мне жутко понравился, но это сложное место для переезда: билеты в Европу дорогие, и я виделся бы с семьёй и друзьями не чаще раза в год.

В Берлине я ни разу не был и решил его посмотреть, съездив заодно туда на собеседование в берлинский офис этой же дизайн-студии и в другую компанию. Я провёл там четыре дня, и город мне не понравился, но попробовать захотелось. В Берлине меня ещё впечатлило качество графического дизайна.

Получив офер теперь уже из берлинского офиса, после нескольких дополнительных звонков оттуда, было сложно на него согласиться: зарплата оказалась ниже, чем у меня была тогда в Минске, плюс нужно было снимать квартиру, плюс все сложности, с которыми сталкиваются переехавшие, мне пришлось бы преодолевать самому.

Всего было две встречи и четыре или пять звонков с одной и той же компанией, но разными ребятами. Мне так надоело отвечать на одни и те же вопросы, что пошерив свой экран во время звонка и забыв про это, я открыл Cinema4D и начал в ней что-то делать, параллельно отвечая на вопросы.

В итоге, я решил, что попытка не пытка, и согласился. Это был конец мая, я дождался получения диплома, а затем подал документы в немецкое посольство.

Переезд в Берлин

Началось всё так: я переехал в воскресенье, поселился в квартиру через Эйрбнб, которую мне на полтора месяца сняла компания, пока я не найду квартиру под съём. Уже на следующий день я вышел на работу.

К этому моменту я уже почти два месяца удалённо работал с ребятами и многих знал по переписке и звонкам. Встретили с цветами (но без оркестра), на обед пошли со всеми в русский ресторан за углом.

Сооснователи дизайн-студии познакомились, работая в IBM в Китае: один занимался продажами, другой дизайном. В уже своей компании каждый продолжил заниматься своим делом, но первый захотел вернуться в Германию, а другому понравилось в Шанхае. Так появились офисы в обеих странах. Когда я начал там работать, сайт был не таким модным, как сейчас, и из-за этого компании было сложно нанимать хороших дизайнеров.

Стресс переезда, выход на новую работу, новая языковая и контекстуальная среда давали о себе знать. В конце первого дня у меня не было сил ни на что, кроме как пойти за продуктами и обратно «домой». Как сейчас помню, я думал о том, зачем я вообще приехал и не пора ли обратно.

В первые месяцы у меня почти не было никакой интеграции в социум, кроме как на работе. С моей природной интровертностью это было не так трудно, но чтобы влиться в команду, мне пришлось ей пожертвовать. Плюс в офисе я был не первый переехавший: были ребята из Италии, Швейцарии, Болгарии, России, Китая, США и Дании.

Параллельно с интеграцией улучшался мой английский, на котором я никогда раньше так много не говорил. С немецким всё было сложнее: базовые вещи сохранились в памяти с поездок в немецкие семьи, когда я был подростком. Кроме пары занятий в офисе, дальше этого дело не пошло. С другой стороны, он не был особо нужен, потому что почти все в Берлине знают английский, а всеми документами для моего переезда занималась специально нанятая компания.

Первым проектом стал онлайн-магазин для швейцарской Swisscom, лидирующей телеком-компании в стране. Они хотели конкурировать с Амазоном за счёт региональных продуктов, но с ценами выше среднего. Я рисовал вайрфреймы, флоу чекаута, визуал для второстепенных страниц, newsletters и даже печатные бланки с подтверждением заказа и доставки, а также всякие концепты вроде этого.

В компании я провёл около полутора лет, а потом перешёл в стартап, который делает медицинскую страховку вроде американской Oscar Health.

Новая компания

Я решил поменять работу, потому что:

  1. В дизайн-студии мне стало не хватать контроля над продуктами, которые я выпускал: фиксированный клиентский бюджет, ̶ч̶е̶р̶е̶з̶ ̶ж̶о̶п̶у̶ ̶с̶д̶е̶л̶а̶н̶н̶ы̶й̶ не всегда удачный фронтенд не играли на руку качеству проектов. В итоге было обидно смотреть, как почти каждый проект скатывался на дно. Плюс очень хотелось знать, как развивается сам бизнес и как пользователи взаимодействуют с продуктами, которые я придумал и нарисовал. Не из нарциссических побуждений, а из дизайнерских: хотелось улучшать и развивать продукт.
  2. Я хотел больше взаимодействовать с разработчиками, чтобы быстро тестировать решения и работать над качеством продукта.
  3. Медицинский стартап, в который я перешёл, соосновал дизайнер, который раньше был сооснователем Wunderlist. Хотелось поучиться у него созданию продуктов и узнать, как он пришёл к успеху. Его компанию купил Майкрософт за 100-150 миллионов евро.
  4. Стартап ставил перед собой амбициозные цели по улучшению качества жизни людей, помогая им лучше следить за здоровьем.
  5. Деньги: продуктовые компании и стартапы располагают бо́льшим зарплатным бюджетом, чем дизайн-студии и аутсорс-компании. Стартап, куда я пошёл, успел привлечь около 15 миллионов евро ещё до запуска продукта.
  6. Из денег вытекал новый легальный статус в Германии: «голубая карта», с которой я смог бы получить постоянное место жительства через 21 месяц работы.

Как всё было на самом деле

Команда дизайнеров находилась в Берлине, а все остальные — в Мюнхене. Было немного сложно сидеть втроём, потом вчетвёром в маленькой комнате, пока в Баварии работали остальные сорок человек, в том числе разработчики, с которыми мне хотелось больше взаимодействовать.

Когда я пришёл, до запуска продукта оставалось шесть месяцев, хотя в плане дизайна уже было сделано довольно много. Мне хватило работы на пару месяцев в нормальном темпе, где я переключался с дизайн-системы на веб-апп, с веб-аппа на iOS, потом рисовал дизайн апп, а потом работы не стало, потому что всё было нарисовано.

Джейсон Фрид, сооснователь Basecamp и 37signals, говорит, что основная работа над продуктом начинается после его релиза. И все его итерации, основанные на пользовательском тестировании, не играют никакой роли, потому что, только выпустив продукт, можно понять, как люди его используют и будет ли он вообще пользоваться спросом.

Так как у нас оставалось много времени, а скоупа работы не прибавлялось, мы продолжали возвращаться к предыдущим решениям и переделывать их. Тогда нам казалось, что мы их «улучшаем». В это время я скис, потому что мне хотелось скорее запустить продукт и делать итерации, основываясь на реальных данных.

И как раз за месяц до релиза мой испытательный срок подошёл к концу, и глава нашего отдела (тот самый, с которым я хотел поработать), недолго думая, решил со мной попрощаться. Он сказал, что я неплохой дизайнер и в целом хороший парень, но за мою зарплату можно нанять двух джунов и в ус не дуть. Таким образом, я впервые в жизни стал безработным и даже начал получать пособие, как законопослушный налогоплательщик.

Что я понял из этого опыта

  1. Мне интереснее и психологически проще работать в больших компаниях и командах. В стартапе мы пару месяцев сидели втроём в одной комнате. В какой-то момент мы забили и стали работать из дома.
  2. Люди, с которыми ты работаешь, важнее продукта. Как-то мы плыли с Микитой Микадо, сооснователем PandaDoc, на байдарке, и я спросил его мнение о формуле успеха бизнеса и продуктовой компании. Важнейшим компонентом была команда, продукт был менее важен. Если классные специалисты хорошо ладят между собой, домен и идея продукта отходят на второй план и могут меняться. Тогда это меня удивило, но сейчас я всё больше соглашаюсь с этим.
  3. Мне интереснее работать над сменяемыми проектами, в которых я могу сделать свою часть работы и переключиться на другой, вернуться к предыдущему и так далее.
  4. Нужно всегда иметь запасной вариант, а лучше не иметь, и поступать по обстоятельствам.
  5. Как я писал вначале, мне хотелось бы выпускать продукты, чтобы собирать фидбек и, основываясь на нём, делать итерации.
  6. Деньги — не главное, и начиная с определённого уровня неважно, насколько больше их становится. Чего особенно сложно достичь в Германии, где налоги увеличиваются в геометрической прогрессии в зависимости от уровня зарплаты.
  7. Быть безработным не так уж и плохо. За эти полтора месяца я успел съездить в Хорватию и Исландию, покрасить стены в новой арендованной квартире, сходить на пару собеседований и не торопиться с выбором нового места работы.

Другие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение