Как поддерживать work-life balance и не выгорать: мнения опытных дизайнеров

Мы запускаем новую рубрику, в которой будем публиковать мнения нескольких заметных дизайнеров по одной конкретной теме. Для первой статьи мы выбрали вопрос сохранения баланса между работой и остальными сферами жизни. Его мы обсудили с Ильёй Бирманом, Александрой Корольковой, Дашей Почекуевой, Сашей Окуневым, Серёжей Рассказовым и Женей Арутюновым
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди» в 2022–2024 годах

Илья Бирман

Продуктовый и информационный дизайнер. Автор книг об интерфейсе и транспортных схемах. Арт-директор в Бюро Горбунова. Телеграм-канал Ильи

Я не верю в work-life balance. Мне кажется, в самом этом термине уже зашита большая проблема, потому что в нём работа противопоставляется жизни. Как если бы работа была не жизнью, о чем-то другим, например, смертью. Для меня работа — это интересная, любимая, приятная, классная часть жизни, и мне не придёт в голову противопоставлять одно другому. Если в какой-то ситуации я почувствую обратное, это будет хорошим признаком того, что я занимаюсь чем-то не тем и зря трачу на это свою жизнь. И мне нужно будет найти такую работу снова, чтобы мне не приходилось противопоставлять. Соответственно, тут не нужно искать никакого баланса. Просто я всё время живу полноценной жизнью, частью которой является моя работа.

Сколько времени в среднем вы посвящаете работе?

Мне очень сложно это оценить, потому что среди всего, что я делаю, мне трудно выделить работу и не работу. Есть вещи, которые безусловно относятся к работе. Это то, что я делаю по договорённости с клиентом, или с коллегами, и за что мне непосредственно платят деньги. Есть то, за что мне точно никто никогда не заплатит. Например, пробежка — это точно не работа.

Но большая часть того, что я делаю, находится в серой зоне. Например, я пишу пост в блог или обрабатываю фотографии и организую их аккуратное хранение. За это мне никто не заплатит. Но с другой стороны, если бы я этого не делал, то в ситуации, когда мне нужно сделать проект по навигации и найти для него примеры или проиллюстрировать идею клиенту, я бы просто не мог мгновенно отыскать 50 примеров или сразу же показать идеи, если бы не подготовился заранее. Поэтому всё это тоже часть работы. Но главное то, что мне в кайф это делать, потому что всё это мне интересно.

Удаётся ли вам поддерживать баланс между работой и личной жизнью? Если да, то как именно вы это делаете?

Под личной жизнью мы обычно подразумеваем романтические или семейные отношения. И это не то же самое, что work-life balance. Здесь вопрос касается именно твоих обязательств и какой-то ответственности перед другими людьми. Просто эти обязательства связаны не с работой, а с личными отношениями. Тут, на мой взгляд, мне удаётся поддерживать баланс за счёт того, что это тоже часть жизни, которая мне важна и интересна. Это похоже на то, когда я делю время между несколькими клиентами или проектами. Аналогично я выделяю какую-то адекватную часть времени и на личную жизнь.

Как вы отключаетесь от работы? Что делаете для этого? Помогают ли в этом хобби? Если да, то какие?

Мне никогда не нужно отключаться, потому что всё, что я делаю, я делаю с удовольствием и интересом. В редких случаях я не хочу что-то делать, потому что для этого, например, мне нужно рано встать, или что-то куда-то тащить, или разгрузить посудомоечную машину. Так бывает и в работе, и в личной жизни, и это нормально. Но, в целом, и работа, и личная жизнь, и всё остальное — это то, во что я иду с удовольствием и, соответственно, мне не нужно от этого никак отключаться.

Если вы чувствуете, что начинаете выгорать, что вы предпринимаете?

Я не очень понимаю, что значит «начинать выгорать». Термин «выгорание» появился относительно недавно, и с тех пор, как все стали о нём говорить, я не находил себя рядом с ним.

Но много лет назад в Бюро был проект, который отнял у меня очень-очень много сил. Мне было слишком тяжело над ним работать. Я не знаю, считается это выгоранием или нет, потому что после этого я не потерял интерес к дизайну, и у меня не было такого, что я не хотел ничего делать и лежал, смотрел в потолок в преддепрессивном состоянии. Нет. Просто я жутко устал. Тогда я понял, что я не хочу больше так сильно уставать и придумал другую схему работы. Она позволила мне делать перерывы между фазами глубокого вовлечения в проекты. Чтобы это всё шло волнообразно. То есть мы настроили такое взаимодействие в Бюро, и с тех пор я больше не сталкивался с такой проблемой.

Александра Королькова

Шрифтовой дизайнер и арт-директор шрифтовой студии Paratype, автор канала Живая типографика

Сколько времени в среднем вы посвящаете работе?

Я не особо считаю, но, наверное, в будни от трёх до шести часов в день. Если много дел не по работе, то ближе к трём, если много рабочих задач, то ближе к шести. В выходные я стараюсь или не работать, или делать только самое срочное/интересное.

Удаётся ли вам поддерживать баланс между работой и личной жизнью? Если да, то как именно вы это делаете?

Я живу за городом, работаю из дома и у меня двое детей, поэтому баланс поддерживается сам. Например, еда сама себя не приготовит, а вечером работать под «мам, мам, мам» — сомнительное удовольствие, поэтому я и не работаю, за исключением крайних случаев.

Как вы отключаетесь от работы? Что делаете для этого? Помогают ли в этом хобби? Если да, то какие?

Из первых двух ответов очевидно, что я отключаюсь от работы в любом случае. Кстати, эти обязательные отключения здорово помогают: пока ты, вынужденно или нет, не тупишь перед компьютером, а занимаешься физическим трудом, мозг продолжает обрабатывать информацию. Поэтому какие-то моменты я прорабатываю в фоновом режиме, а какие-то обдумываю более активно, но в любом случае я возвращаюсь к работе с более осознанным решением.

Если говорить о хобби, иногда я что-то делаю руками — немного занимаюсь кастомизацией и коллекционированием кукол, могу сшить что-то несложное, вырезать из дерева кораблик, слепить из глины мелкую фигурку. Я собираю красивые детские книги и профессиональную литературу. Но чаще всего вечером я просто играю в компьютерные игры, а за едой читаю что-нибудь развлекательное.

Если вы чувствуете, что начинаете выгорать, что вы предпринимаете?

Обычно я говорю, что «шрифтовики не выгорают», потому что в эту профессию идут люди, готовые к тому, что разработка шрифта может длиться годами и закончиться неизвестно чем.

Но конкретно моя работа гораздо разнообразнее: как арт-директор я занимаюсь именно шрифтовым дизайном меньше половины рабочего времени — надо ещё посмотреть шрифты других дизайнеров, пообщаться с клиентами на начальной стадии разработки заказных шрифтов, подумать о планах на новые шрифты, написать статьи и в целом проконтролировать выпуск наших материалов, заняться переписыванием книги и подбором иллюстраций для неё. Я в любой момент могу переключиться с одного типа работы на другой. А на фоне того, что моё рабочее время ограничено домашними делами, выгореть становится ещё сложнее.

Но если в какой-то момент я понимаю, что всё надоело и по работе я ничего не хочу делать, то у работы шрифтового арт-директора есть ещё один плюс: когда нет какого-нибудь срочного заказа, можно пару дней заниматься исключительно домашними делами и мир не рухнет. А потом с новыми силами и свежей головой можно двигать точки на кривых Безье и отвечать на письма.

Даша Почекуева

Продуктовый дизайнер в Тинькофф, автор канала Визуальные приёмы

Сколько времени в среднем вы посвящаете работе?

Я работаю с 10 до 19 и стараюсь не выходить за эти пределы. Иногда я заканчиваю чуть раньше, иногда чуть позже, но в целом я стараюсь придерживаться 8-часового рабочего дня плюс обед. Я лидирую пятерых дизайнеров, поэтому примерно 40-50% моих задач состоят из организационных вопросов. Остальное связано с продуктовым дизайном: исследования, проектирование сценариев, вопросы по задачам, груминги, планирования, верхнеуровневый анализ.

Удаётся ли поддерживать баланс между работой и личной жизнью? Если да, то как именно вы это делаете?

В целом удаётся. Бывают периоды пожаров — например, когда нужно совместить онбординг нового сотрудника с командировкой, стратегическими сессиями и множеством встреч. В такие периоды я стараюсь осознанно делать паузы. Например, в календаре на проектирование какой-то штуки забивать встречи-болванки, чтобы пожар не уничтожил всё расписание, а шёл по плану и оставлял некоторые слоты. Кроме того, именно в периоды пожаров важнее всего отключаться от работы после 19. Поддаваясь безудержному хаосу и работая в пожар допоздна, на следующий день чувствуешь себя разбитым, не можешь тушить этот пожар, и он растягивается на куда больший срок.

Как вы отключаетесь от работы? Что делаете для этого? Помогают ли в этом хобби? Если да, то какие?

У меня есть хобби, или, может быть, это даже вторая работа, — я пишу художественную прозу. В прошлом году я даже выпустила первый роман. Эта внутренняя потребность очень помогает мне и в дизайне, поскольку она не даёт дизайну захватить весь фокус внимания и быстро выгореть. Если сюжет настойчиво стучится в голову, волей-неволей вечером я отключаюсь от работы или выделяю время в обед, чтобы сделать заметки к книге.

И мне кажется, это очень классная рабочая схема — найти второстепенное дело, которое будет увлекать и выдирать с работы силой. Это может быть ведение артбуков, йога, керамика или уход за растениями. Что-то, что увлечёт в достаточной степени, чтобы работа не становилась центром вселенной, а имела некоторый противовес в жизни.

А ещё, когда не хватает времени и мотивации на регулярный спорт, есть классный лайфхак — снять квартиру в приятном месте и в обед выходить гулять по окрестностям. Вероятно, это совет из серии «Не хватает хлеба — ешьте пирожные», но мне правда очень помогло. Несколько лет назад мы с мужем переехали сначала в центр Питера, а в этом году на Петроградку, и тут очень здорово гулять и глазеть по сторонам. Для этого не нужно специально выделять время — если работаешь на удалёнке, достаточно днём выглянуть на улицу и пройтись полчаса с подкастом в ушах, а потом ещё полчаса вечером с собакой, и вот ты уже нагулял 8-10 тысяч шагов. Этот номер не пройдёт, если живёшь в малообжитом спальном районе. А вот если рядом есть парк, зелень, старая архитектура или что-то подобное, прогулки приносят много радости и частично компенсируют отсутствие спорта. Ещё помогает найти любимый магазин в радиусе получаса ходьбы и пешком прогуливаться туда за хлебом пару раз в неделю.

Если вы чувствуете, что начинаете выгорать, что предпринимаете?

Обычно первым делом я записываюсь к психологу-КПТшнику, чтобы он напомнил мне про ритуалы, помог выстроить стратегию по тушению пожаров и порефлексировать: что именно в этот раз толкает меня на гонку. Потом я ставлю заглушки в расписание, налаживаю сон и начинаю осознанно думать о том, что приносит мне радость.

У меня есть отдельная заметка, в которую я периодически записываю то, что лично мне приносит радость и даёт силы: музыка, лекции Людвига Быстроновского, приготовление пирога, поход в кино с любимым мужем, чтение книжки. Что-то, что совершенно не связано с работой, что наполняет радостью и энергией и позволяет замедлить гонку. К реализации этого списка стараюсь приступать как можно скорее — не в момент, когда уже лежу пластом, ничего не могу и не хочу, а на шаг раньше, когда котелок только-только начинает кипеть.

Забота о радости — идея, которую я подцепила у Людвига: он предлагает вводить в жизнь такие занятия, которые не несут никакой практической пользы, а нужны именно для того, чтобы вернуть радость жизни. Начать вести такую заметку и заранее ответить на вопрос «Что приносит мне радость» — хорошее подспорье для профилактики выгорания. Потому что в момент, когда пожар охватывает тебя целиком, думать о радости некогда. Тут и пригодится заметка от прошлого «я», который подскажет путь и напомнит тебе, каково это, быть наполненным энергией.

Саша Окунев

Лид команды дизайн-системы в крупнейшем супераппе Казахстана, автор проекта /designer

Для меня work-life balance стал очень важной темой после пары эпизодов сильного выгорания. Если не обращать внимания на баланс в жизни, можно прийти к моменту, когда ненавидишь дизайн и ни при каких обстоятельствах больше не можешь его делать.

Самый тяжёлый период — начало карьеры, когда тебе приходится затрачивать много усилий на работу и образование, чтобы получить хоть какой-то полезный опыт и добиться первых успехов. В этот период даже 2 часа личного времени в будние дни, это уже круто. Работа вместе с обучением может занимать 8-9 часов с перерывом на обед. Работать дольше просто неэффективно, потому что после длительных марафонов голова перестаёт соображать. На начальном этапе выгодно инвестировать время в увлечённую работу, приходить раньше и уходить позже, чтобы впитывать максимум. Если тебе повезло с местом работы и ты чувствуешь, что постоянно чему-то учишься, вложенное время окупится.

Через 2-3 года становится легче, потому что с опытом стресс и неизвестность уходят, и им на смену приходит спокойная уверенность. Решения по задачам всё больше становятся автоматическими. Ты знаешь, что делаешь, контролируешь сроки по задачам и можешь снижать нагрузку по часам, если сделал всё, что планировал, чтобы пожить. Если нет претензий со стороны руководства, можно прощупать почву на тему того, чтобы уходить пораньше. Если не получается получить согласие, можно попробовать договориться о том, чтобы занять часть рабочего времени легальным обучением дизайну. Меня это восстанавливало. Особенно удобно ставить такие часы на утро, до того, как начинается дейли синк с командой.

Сейчас я руковожу командой дизайн-системы. Я работаю парт-тайм, в первой половине дня, как правило, не более 3-4 часов в день. Если надо, изредка задерживаюсь до 16:00. Я благодарен своему работодателю за такую возможность.

Такой режим даёт достаточно времени на интересные мне проекты, в первую очередь, музыкальные. Я не вылезаю из своей студии и наслаждаюсь большей свободой, чем когда-либо. Выйти на этот уровень мне помогло то, что я несколько лет подряд упахивался, развивал канал, писал книгу, проводил публичные выступления и строил личный бренд эксперта. Это дало мне возможность ставить высокую часовую ставку за своё время. Даже небольшое количество рабочих часов даёт мне возможность достаточно зарабатывать, чтобы вести скромную жизнь. Наверное, я мог бы зарабатывать больше, но это не моя цель, потому что я хочу заниматься музыкой, кататься на моноколесе и проводить время с семьёй. Мне очень нравится фраза: «работать надо не 8 часов, а головой», я считаю её абсолютно верной.

Серёжа Рассказов

Шрифтовой дизайнер, преподаватель и основатель Школы шрифтового дизайна, автор каналов Шрифтовой дизайн и Шрифцария

Сколько времени в среднем вы посвящаете работе?

Я чередую рабочие дни. В один день я могу уделить 100% времени отдыху, а на следующий — могу безотрывно работать над проектом по 12–14 часов. Но, разумеется, когда я отдыхаю, мыслительный процесс над проектом неизбежно продолжается. Поэтому я считаю, что в среднем уделяю работе по 10 часов в день.

Удаётся ли поддерживать баланс между работой и личной жизнью? Если да, то как именно вы это делаете?

Тут я не могу похвастать какими-то сверхнавыками. Когда я в рабочем потоке, то выпадаю из реальности и личной жизни. Регулярная психотерапия минимум раз в пару недель постепенно помогает находить баланс. Но это небыстрый процесс, и мне ещё предстоит долгий путь работы над собой.

Как вы отключаетесь от работы? Что делаете для этого? Помогают ли в этом хобби? Если да, то какие?

Я готовлю. Это не менее творческая деятельность, чем дизайн, в котором мы постоянно решаем дизайнерские задачи, но главное достоинство готовки в том, что это аналоговый, физический процесс. А грязные руки в тесте, специях и масле — великолепный барьер для того, чтобы n часов не браться за экран телефона. И что самое главное, готовка — самый легкодоступный формат переключения деятельности. Даже фартук необязательно надевать, чтобы начать.

Если вы чувствуете, что начинаете выгорать, что предпринимаете?

В обычной жизни я не слушаю музыку. Но в острые моменты перед выгоранием или в экстренных случаях перед дедлайном она спасает меня. Музыка — это как самые яркие краски в палитре. Она даёт усиленный буст. Музыка — это энергетик, для настроения, для концентрации. Если пить энергетики фуллтайм, то они перестают действовать. Точно также и с музыкой. Её эффект замыливается, если слушать её постоянно. У меня есть виниловый проигрыватель, и его я использую, как ограничитель от бесконечного потока музыки, к которому приучают стриминговые сервисы. Нет, беспрерывное прослушивание музыки — не мой путь. Я слишком люблю музыку, чтобы превращать её в повседневный шум.

Женя Арутюнов

Дизайнер, арт-директор, менеджер проектов и людей, автор канала Это красиво, а это нет

Фразы из книги «Сложный дизайнер», приводится с сокращениями:

Плохой баланс

В попытке защититься от скорости люди придумали «work-life balance», сбалансированность работы и личной жизни. Будто бы, если соблюдать этот баланс, сможешь и по карьере как-то двигаться, и детей узнавать в лицо.

Но это наивная и вредная концепция. Она подразумевает, что жизнь это одно, а работа это другое, на работе не живёшь и не вполне себе принадлежишь, а как бы сдаёшься в аренду.

Этот баланс никуда не годится. Он тоже про скорость! Мы бежим не только по работе, нормальность нужно поддерживать во всех сферах жизни — быть нормальными детьми, родителями, партнёрами, друзьями, гражданами, соседями, в общем, людьми. Особо не расслабишься. Но нормальность подменяет личные интересы, подрывает доверие к себе.

Хороший баланс

Нужен другой баланс — баланс активности и отдыха.

Активность — это не только профессиональная деятельность, а вообще любая — всё, что мы пытаемся успевать. Иными словами, активность — фокус на потребностях других людей, всё, что расходует силы.

А вот с отдыхом чуть сложнее, потому что отдых — не то же самое, что бездействие. Для кого-то путешествие будет отдыхом, а для кого-то активностью, от которой ещё отдыхать. Зависит и от человека, и от путешествия. Для кого-то прочитать за выходные книгу — это отдых, а для кого-то — сложная задача. Эту границу можно поисследовать и со временем нащупать.

Но главное свойство отдыха — фокус на собственных потребностях, всё, что восстанавливает силы. Попытки прислушаться к собственному телу, внимание к его сигналам. Разговор с собой — не всегда простой, но обязательно честный.

Поддерживать баланс между активностью и отдыхом может оказаться непростой задачей. Может выясниться, что сегодняшний работодатель не готов дать больше свободы. Или что фокус на своих потребностях слабо развитый навык. Или что честный разговор с собой поднимает вопросы, на которые нет ответов, а это довольно страшно. А ещё этот баланс обязательно окажется хрупким и нестабильным, постоянно требующим корректировок. Но именно такой баланс позволяет искать ответы на тот самый вопрос: что нужно мне.

Другие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение