Брусковые шрифты — это шрифты с засечками, но без контраста: горизонтальные и вертикальные штрихи в них примерно одной толщины. Первые брусковые шрифты появились в Англии в начале XIX века. Это были жирные выразительные шрифты, их использовали в рекламе для привлечения внимания. Сейчас брусковые шрифты можно назвать универсальными, среди них много текстовых.
Брусковые шрифты можно разделить на группы в зависимости от формы букв. Это брусковые антиквы и брусковые шрифты на основе гротеска, в том числе шрифты с односторонними засечками.
Брусковые антиквы (Egyptian)
Время появления: начало XIX века
В двух словах:
Брусковые антиквы — это шрифты, близкие по форме к антикве, но с уменьшенным контрастом. Примерно такими брусковые шрифты были в первые сто лет своего существования, то есть в XIX веке.
История и теория:
Египетские шрифты — собирательное название ранних брусковых шрифтов. Первый известный египетский шрифт появился в 1815 г. в каталоге лондонского словолитчика Винсента Фиггинса. У египетских шрифтов почти нет контраста между горизонтальными и вертикальными штрихами. Пропорции прописных знаков равноширинные (т. е. нет большой разницы между узкими и широкими буквами), конструкция довольно симметричная, с вертикальной осью овалов. Засечки у брусковой антиквы мощные, прямоугольные, без скруглений.
Название связано с Египетским походом Наполеона Бонапарта (1799), в результате которого в Европе узнали о цивилизации Древнего Египта, а также с названием французского фрегата Egyptienne, захваченного англичанами в 1802 г. и привезенного в Лондон в качестве трофея. По легенде, в самом начале XIX века в Париже всё египетское стало ужасно модным, а всё модное, соответственно, пытались назвать египетским — не исключая и шрифты.
Иногда в отдельную подгруппу выделяют итальянские шрифты — брусковые шрифты с обратным контрастом.
Примеры цифровых шрифтов
Lehmann Egyptian — реконструкция узкого брускового шрифта XIX века, сделанного в словолитне Осипа Лемана.
Liberteen — постмодернистская ироничная трактовка классических брусковых шрифтов второй половины XIX века, в частности, шрифта Кларендон.
Пример текстового брускового шрифта — Baltica, кириллический шрифт первой половины XX века по мотивам шрифта Candida Якоба Эрбара.
Неожиданное наблюдение: шрифты старых пишущих машинок по конструкции тоже очень близки к антикве. Например, Optimus — светлый брусковый шрифт, а поскольку это оцифровка шрифта пишущей машинки, то он ещё и моноширинный.
Зачем нужны?
Брусковые шрифты с явными историческими корнями лучше всего работают в типографике в духе XIX века — как в прямой её имитации, так и в современном дизайне с лёгкими историческими отсылками.
Брусковые шрифты без выраженного характера хорошо читаются в длинном тексте (в том числе в вебе — из-за низкого контраста), а моноширинный брусковый шрифт — находка для современного ироничного дизайнера :)
Предыдущие части серии:
Обсуждение
Похожее
12 бесплатных мастер-классов по каллиграфии
О шрифтовых парах
Саммари интервью с мировым экспертом в области информационного дизайна — Эдвардом Тафти