Автор: Игорь Штанг

Графический и информационный дизайнер, автор курса «Типографика и верстка».

Памятка верстальщика вызвала большой резонанс, но, судя по комментариям в ЖЖ и на Awdee, мало кто понимает, почему всё именно так, как я нарисовал. Попробую объяснить на примерах. Сегодня речь пойдет о выключке по формату.

Хорошо

Особой требовательностью к набору отличались первопечатные книги. Вот, например, Николай Йенсон, 1474:

А это Альд Мануций, 1499:

Равномерные межбуквенные и межсловные пробелы делают набор однородно серым. В нем нет ни дыр, ни темных пятен. Тон полосы спокойный, прозрачный и легкий (определения Дмитрия Карпова).

Современный пример:

196140_original

Плохо

Плохи любые попытки сделать полную выключку в вебе и на мобильных устройствах. Компьютеры еще не научились правильно расставлять переносы и следить за величиной пробелов. Издание The Daily для айпада:

198158_original

Здесь лучше, но текст всё равно слишком разреженный:

197890_original

Полная выключка всегда работает плохо на узком формате. Тут необходим левый флаг или центровка:

197152_original

Ошибки

Выключка по формату — неестественная форма существования текста, отсюда и многочисленные сложности. Ошибки, перечисленные в памятке, делятся на два вида: первые нарушают тон полосы (разреженные и сжатые строки), вторые — ее прямоугольность (висячие и концевые строки).

Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова не являются ошибкой при полной выключке. Ими жертвуют ради однородного тона. Исключение составляют:
— однобуквенные слова в начале предложения,
— инициалы,
— маркеры списка (цифровые, буквенные и графические),
— сокращения вроде т. е.т. к.и т. д.и др.,
— цифры.

Как сделать в Индизайне

В первую очередь настраиваем вкладку Justification. Межсловное расстояние в интервале от 95 до 130%, межбуквенное — от −3 до 6%. Обратите внимание, что минимальное значение несильно отклоняется от желаемого (Desired): сжатые строки читать труднее, чем разреженные. Разрешаем масштабировать символы, но совсем чуть-чуть, от 99 до 101%:

198991_original

Эти цифры получены опытным путем и лучше всего подходят для книжного набора: 50–60 символов в строке. Для узкой колонки правила нужно ослабить.

Обязательно включаем переносы во вкладке Hyphenation. Ползунок выкручен в сторону Better Spacing:

199221_original

Если не включаются, значит, выбран не тот язык:

199664_original

Галочка H&J Violations в панели Preferences подсветит желтым строчки, которые Индизайн не может разверстать по заданным цифрам:

200410_original

Перечисленные выше настройки уже дадут сносный результат:

201510_original

Дальше работаем руками — двигаем строки в проблемных абзацах. Есть несколько способов:

1. Иногда достаточно изменить место переноса в каком-нибудь слове — поставить символ мягкого переноса. Чтобы слово стало неразрывным, мягкий перенос должен стоять перед первой буквой.

Мак: Command + Shift + – (дефис)
Винда: Ctrl + Shift + –

2. Если переносы не помогли, крутим трекинг от −10 до 10 единиц. Трекинг увеличивает или уменьшает все пробелы в строке: и между словами, и между буквами. На горячих клавишах у Индизайна слишком большой шаг, поэтому я ими не пользуюсь.

Плюс 20 единиц:
Option + → (стрелка вправо)
Alt + →

Минус 20 единиц:
Option + ← (стрелка влево)
Alt + ←

3. Можно менять только межсловные пробелы, не трогая межбуквенные.

Плюс 20 единиц:
Command + Option + \ (бэкслеш)
Ctrl + Alt + \

Минус 20 единиц:
Command + Option + Delete
Ctrl + Alt + Backspace

4. Еще одно средство — масштабирование шрифта от 99 до 101%.

5. В сложных случаях слегка растягиваем или сужаем текстовый фрейм — не более, чем на 1–2 мм. (Этого никто не заметит.)

Изменения должны касаться всего абзаца, а не отдельных строк, потому что Индизайн «думает» об абзаце целиком и учитывает соседние строки. То есть сначала выделяем весь абзац, а потом крутим настройки.

201778_original

С концевыми и висячими строками также справляемся с помощью вгонки и выгонки. Концевую строку, немного не доходящую до края, втягиваем, чтобы пробел стал более внятным, либо доводим до правой границы (см. первый абзац на предыдущей картинке). О допустимости висячих строк можно долго спорить, однако в традиционной книжной верстке они запрещены.

Нельзя менять интерлиньяж и добавлять пробелы между абзацами. Как говорит Брингхерст, «такие фокусы разрушают ткань текста и… поражают книгу в самое сердце».

В конце еще раз внимательно смотрим на полосу, особенно на правый край. Проверяем правильность переносов.

Профит:

201388_original

Записи по теме:
Памятка верстальщика
Выключка по формату
Выключка по левому краю
Выключка по центру


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Евгений Яровых

    Ребята, а что за книга, разворот которой в примере.

    • На картинке ведь есть ссылка на источник (это если вы имеете ввиду Чихольда).

  • Maks B

    вот спасибо, дельно, +500 к карме :)

  • Ivan

    И еще раз спасибо!

О пользователе Игорь Штанг

Графический и информационный дизайнер, автор курса «Типографика и верстка».

Рубрики

Инструкция, Обучение, Статьи, Типографика

Метки

, , ,