Автор: Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Центрируют обычно небольшие отрывки текста: заголовки, лиды, выноски, цитаты, — поэтому важно, какую форму примут строчки, как они будут смотреться вместе.

Хорошо

Хорошо смотрятся лаконичные, простые формы:

Съедобное плавание. Полоса из журнала «Афиша-Еда»

Полоса из журнала «Афиша-Еда», № 5 (17), июль-август 2010

Полоса из журнала Citizen K

Полоса из журнала Citizen K

Обложка книги City Blossoms

Обложка книги. Дизайнер Oliver Munday

Шапка статьи на сайте The Village

Шапка статьи на сайте The Village

Плохо

Бесформенными (на современный взгляд) выглядят классические книжные титулы 15–19-го веков:

А также реклама периода упадка классического стиля (конец 19-го — начало 20-го века):

Современные примеры неудачной центровки:

Чем больше строк, тем сложнее добиться хорошей формы:

Оформление цитаты в журнале «Секрет фирмы»

Оформление цитаты в журнале «Секрет фирмы», № 8 (311), август 2011

Ошибки

1. Строки одинаковой длины:

Строки одинаковой длины

2. Чередование слишком длинных и слишком коротких строк:

Чередование слишком длинных и слишком коротких строк

3. Очевидные формы:

Очевидные формы

Про очевидные формы имеет смысл говорить только в том случае, когда объем текста больше четырех строк. Если форма действительно нужна, никто не запрещает ее сделать:

Верстка концевой полосы косынкой

Обложка книги The Brief History of the Dead

Если же она появилась без вашего участия, то необоснованно отвлечет на себя внимание читателя, как случайная рифма в прозаическом произведении.

4. Некрасивые формы:

Некрасивые формы

5. Отсутствие оптического выравнивания. Знаки препинания имеют меньший оптический вес, чем буквы и цифры. Попадая на край строки, они зрительно сдвигают ее от центра. Заметно портят симметрию многоточие и тире:

Отсутствие оптического выравнивания

Обложка книги Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро…»

В англоязычном издании о запятой тоже забыли:

Обложка книги Даниэля Канемана Thinking, fast and slow

6. Случайные переносы. В редких случаях перенос бывает необходим, но чаще можно обойтись без него:

Случайные переносы

7. Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова:

Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова

8. Деление на строки не по смыслу. Нежелательно разрывать слова, связанные тесными грамматическими отношениями, например, существительное и относящееся к нему определение (красивые жены), глагол и дополнение (рассказать правду) и т. п.:

Деление на строки не по смыслу

Требования, перечисленные выше, получается выполнить не всегда. Иногда этому препятствует узкий формат (например, газетная колонка), иногда сам текст (набор слов) не позволяет сверстать его должным образом. В некоторых случаях правильное решение — нарушить правила:

Jan Tschichold, The Form of the Book

Записи по теме:
Памятка верстальщика
Выключка по формату
Выключка по левому краю
Выключка по центру


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • годнота

  • mobdick

    годнота полюбэ

О пользователе Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Рубрики

Инструкция, Обучение, Статьи, Типографика

Метки

, , ,