Шрифтовая история и классификация, часть 8: советская антиква

Мы продолжаем разговор об истории и классификации шрифтов. Сегодняшняя статья посвящена группе шрифтов, которой нет в официальных классификациях. Но классификационной группы нет, а шрифты есть, и очень характерные. Давайте назовём эту группу «Советская антиква». Большое спасибо за консультацию Константину Головченко.
Паратайп
Паратайп
Паратайп — первая шрифтовая студия в России. Мы делаем новые шрифты, поддерживаем магазин paratype.ru, рассказываем о шрифте и типографике.

Советская антиква

Время появления: 1930-е гг.

В двух словах:

В официальных классификациях нет такой группы. Но список шрифтов, которые входили в ГОСТ «Шрифты типографские» и использовались в СССР, не слишком велик, а выглядят они достаточно характерно.

История и теория:

Советскими антиквами можно назвать те шрифты с засечками, которые были разработаны или широко использовались в СССР примерно с 1930-х до 1980-х гг. 

Первый отраслевой стандарт (ОСТ 1337) был принят в 1930 году и «включал 14 гарнитур ручного набора (31 начертание)» (М.Г. Ровенский, «Воспоминания о шрифтовом отделе НИИ Полиграфического машиностроения». Это были сохранившиеся дореволюционные шрифты. 

Во второй половине 1930-х—начале 1940-х годов началась разработка новых шрифтов. В основном это были доработки и переработки шрифтов начала XX века, а также добавление дополнительных знаков для языков народов СССР. Например, в конце 1930-х (скорее всего, в 1937 году) началась работа над гарнитурой Пионер, известной нам как Школьная, по мотивам Century Schoolbook Морриса Фуллера Бентона. Этим занимались художники шрифта Е. Б. Черневский, В. А. Головин и Ф. Ш. Тагиров и гравёры Я. М. Гуревич и Ф. Г. Гаврилов. Заканчивала работу над этим шрифтом Е. Н. Царегородцева. 

После Великой отечественной войны появились и полностью оригинальные шрифты: Банниковская, гарнитура Лазурского, Ладога, Кудряшовская Энциклопедическая и т.д. Большинство из них было сделано в 1960-е годы в Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфического машиностроения.

Шрифты выпускались для ручного и механического набора, а в 1970-х–80-х годах — и для фотонабора.

Примеры цифровых шрифтов

Академическая

Литературная
Нева

Новая Журнальная

Отдельно хочется показать оптические размеры (варианты шрифта для использования в мелком и крупном кегле) в исполнении советских художников. Михаил Григорьевич Ровенский разработал два шрифта по мотивам работ художника книги Д. А. Бажанова: Бажановский титульный для заголовков и Светлану для текста.

Бажановская

Светлана

Зачем нужны сегодня?

Во-первых, некоторые из них всё ещё прекрасно работают в тексте (например, Кудряшевская Энциклопедическая, то есть Kudryashev). А Литературная на волне возвращения в моду антикв в духе начала XX века смотрится сейчас очень свежо.

Во-вторых, самые характерные из советских антикв подойдут для создания нужной стилистики. А если, допустим, Бажановская покажется недостаточно яркой — обратите внимание на шрифт Bad Russian из нашей Лаборатории. В нём проявились самые значимые черты «советского ампира» 1930-х–50-х в точной и очень современной обработке.

Предыдущие части серии:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение