Как решить, какой дизайн-долг подлежит погашению

Перевод статьи Алисии Суска о том, какой дизайн-долг необходимо погашать, как включить его в процесс работы и не вызвать при этом разногласий в команде
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди» в 2022–2024 годах

Эта статья является частью серии под названием «Дизайн-долг 101». Она ссылается на информацию из статей «Что такое дизайн-долг и почему он возникает» и «Как измерять дизайн-долг». Пожалуйста, ознакомьтесь с ними для лучшего понимания контекста.

Если ваша команда уже сформировала общее представление о типах дизайн-долга, его состоянии и степени его влияния на продукт, то следующим шагом будет составление плана по погашению избыточного дизайн-долга.

Конечная цель состоит в том, чтобы создать устойчивую стратегию включения мероприятий по погашению дизайн-долга в работу команды. Это позволит свести к минимуму замедление в процессах и обеспечить достаточный уровень эффективности.

Весь план погашения дизайн-долга можно разделить на следующие этапы:

Этап 1: Составление списка проблем, вызванных наличием дизайн-долга, и их анализ

Первый этап — это аудит продукта и процессов. Он позволит выявить наличие дизайн-долга, понять его масштаб и уровень влияния на продукт.

Дизайн-долг или плохо спроектированный дизайн

Ключевым моментом является правильное понимание того, что является «дизайн-долгом», а что — плохо спроектированным дизайном. Многие команды склонны акцентировать внимание на дизайн-долге. Тем самым они преувеличивают его значение и связывают с ним большое количество проблем.

Согласно определению дизайн-долг возникает постепенно путем наслоения версий продукта. Это приводит к появлению часто непреднамеренных недостатков в UX-опыте и процессах. Дизайн-долг — это следствие внедрения инноваций, развития продукта и обновления его версий.

О формировании дизайн-долга можно думать, как о наложении слоев друг на друга в течение длительного периода времени. Дизайн-проблемы в некоторой степени похожи, однако при внимательном рассмотрении становятся заметны перекосы и значительные различия.

Аудит продукта и процессов

Вместе с командой следует выяснить, какое воздействие оказывает дизайн-долг на продукт и процессы.

Можно начать с использования простой электронной таблицы со следующими полями для каждой из проблем: название, описание, размер, область продукта, взаимосвязь (с другими командами и функциями), уровень влияния и срочность.

После анализа всех проблем совместно с командой отойдите от электронной таблицы и создайте официальное пространство для отслеживания всех дизайн-проблем.

Автор рекомендует создать отдельный перечень задач (или отдельную колонку в существующем списке рабочих задач дизайн-команды) для погашения дизайн-долга. Их также необходимо указать в списке рабочих задач каждой отдельной команды, которая имеет к ним отношение. Цель состоит в том, чтобы при необходимости можно было проанализировать проблемы дизайн-долга в комплексе. Кроме того, подумайте о том, чтобы создать и присвоить категорию «дизайн-долг» каждой дизайн-проблеме и распределить их по типу дизайн-долга (UX, визуальный и операционный) для внесения большей ясности.

Добавление отдельной колонки для задач, связанных с погашением дизайн-долга, уже вносит большую ясность

На этом этапе цель состоит в том, чтобы выявить причину возникновения дизайн-долга. Всегда старайтесь мыслить шире и глубже, чтобы избежать поверхностного решения проблемы. Если есть сомнения, можно провести юзабилити-тестирование и другие виды исследований для определения истинных первопричин.

Размер и масштаб

При проведении аудита дизайн-долга команда может столкнуться с проблемами любого масштаба: от необходимости немного обновить цветовую палитру до процессов, требующих редизайна. Измерить величину дизайн-долга невозможно — ни в абсолютных цифрах, ни в процентах. Лучший способ оценки масштаба дизайн-проблем — это определение размера по аналогии с размером одежды — от S до XL:

Оценка должна учитывать необходимые ресурсы (со стороны дизайна и исследований) и широту областей продукта, затронутых изменениями. Определение размера дизайн-долга также применимо и к операционному типу дизайн-долга (операционный дизайн-долг замедляет работу команд дизайнеров и разработчиков. К этому типу относится: отсутствие дизайн-системы, наличие устаревших или сложных для работы файлов, плохое взаимодействие между дизайнерами и разработчиками и т.п.). Вместо того, чтобы думать о продукте, подумайте о том, как он влияет на команду и как задействует различные уровни организации.

Этап 2: Расстановка приоритетов и планирование

На втором этапе необходимо определить, на какие проблемы, вызванные наличием дизайн-долга, следует обратить внимание. Мероприятия по их решению нужно будет внедрить в рабочие процессы команд.

Матрица «влияние на продукт — затраты ресурсов»

Матрица «влияние на продукт — затраты ресурсов»

Основной целью является выявление тех проблем, решение которых (секторы I и II) в значительной степени будет способствовать улучшению ключевых составляющих продукта (или ключевых процессов), поможет командам быстрее выполнять запланированные задачи или предотвратит экспоненциальный рост дизайн-долга и снижения эффективности работы команд в ближайшем будущем. Анализ влияния дизайн-проблемы на продукт связан как с дизайном, так и со стратегией продукта и должен проводиться в рамках деятельности PM — продакт-менеджера, EM — менеджера пользовательского опыта и PD — дизайнера продукта.

Читайте также: Дэни Нордин предлагает альтернативную классификацию: быстрый результат, UX-оптимизация и редизайн.

Матрица влияния на пользователя

Можно применять этот метод в качестве дополнительного. Как правило, он используется для расстановки приоритетов при работе над продуктом, но при этом может дать дополнительное понимание сути дизайн-долга. Цель заключается в том, чтобы найти ту проблему, которая оказывает наибольшее влияние на продукт: то, о чем пользователи часто спрашивают, чем они в настоящее время недовольны и что закроет их основную потребность.

Автор рекомендует книгу The Lean Product Playbook для получения дополнительной информации об этом методе расстановки приоритетов при погашении дизайн-долга.

Матрица уровня влияния дизайн-долга на степень удовлетворенности пользователей

Срочность

Срочность определяет связь между дизайн-долгом и запланированным обновлением продукта. Она помогает понять возможные негативные последствия и снизить риск.

Описание дизайн-проблемы

Описание дизайн-проблемы — это первый этап в процессе погашения дизайн-долга. Следует четко перечислить все аспекты дизайн-долга. Описание призвано помочь лицам, принимающим решения, включить ее в свои рабочие процессы. Автор рекомендуем использовать шаблон (не стесняйтесь копировать тот, который найдете по ссылке), который включает следующие пункты:

Это пример описания проблемы UX дизайн-долга, который показывает, как использовать этот шаблон на практике.

Пример описания дизайн-долга на GitHub (см. полное описание), которое выполнено по этому шаблону.

Пример:

Описание дизайн-проблемы

Основные несоответствия (UX дизайн-долг) в продукте возникают тогда, когда дело доходит до команд delete и remove:

  1. Название: remove и delete являются взаимозаменяемыми. Юзабилити-тестирование показывает, что это путает пользователей. Они непреднамеренно выполняют неправильные действия и, как следствие, теряют контроль над своими данными
  1. Наличие и расположение действия

Принятие решений о том, какие проблемы, вызванные наличием дизайн-долга, подлежат решению

Выбор проблем с целью погашения дизайн-долга — это сложный процесс со множеством факторов, которые необходимо учесть. В целом, эмпирическое правило гласит, что погашать дизайн-долг имеет смысл в следующих случаях. Когда:

В идеальном сценарии мы бы увидели следующие временные графики, которые четко отражают экономию времени за счет погашения дизайн-долга в долгосрочной перспективе:

Окончательное решение сводится к тому, что выгоднее: поддерживать долг и продолжать новые разработки или погасить долг сейчас, но приступить к работе над обновлениями позже. Важно принимать всестороннее решение: анализ должен проводиться как с позиции дизайна и продукта, так и с технической стороны. Некоторые проблемы могут быть сложными в техническом плане, поэтому важно проконсультироваться со специалистами в данных вопросах.

Стоимость новых возможностей

Погашение дизайн-долга всегда конкурирует за ресурсы с текущими процессами работы над продуктом. Мы склонны воспринимать текущую стоимость погашения дизайн-долга только как упущенную выгоду (например, измеряемую в количестве незаключенных сделок или невозможности внедрить новые функции и порадовать клиентов из-за того, что в данный момент усилия направлены на решение проблем дизайн-долга). Важно помнить, что у этой медали есть и обратная сторона:

Альтернативная стоимость дизайн-долга — это не только то, что мы упускаем при его погашении (например, внедрение новых функций, которые пока не работают или работают не в полном объеме). Это также и то, какие последствия нас могут ожидать из-за наличия дизайн-долга: более длительная доставка, плохой опыт взаимодействия и упущенные возможности.

Планирование в отношении дизайн-долга

Топ-менеджмент, дизайнеры и разработчики постоянно обсуждают различные технические вопросы. Аналогично следует регулярно включать на повестку вопросы погашения дизайн-долга.

Этап 3: Погашение и отслеживание прогресса

Отслеживание прогресса

В течение квартала:

В конце каждого квартала:

Рассказ об успехах

Публично рассказывайте об успехах, чтобы подчеркнуть степень положительного воздействия на продукт от погашения дизайн-долга. Это способствует изменению мышления в сторону более осознанного подхода к погашению дизайн-долга и закладывает основу для получения поддержки будущих мероприятий.

Цитата клиента, которую он озвучил во время телефонного звонка, демонстрирует эффект от погашения дизайн-долга

Критерии успеха

Есть 3 категории оценки ожидаемого успеха от проведения мероприятий по погашению дизайн-долга:

Обратите внимание, что это общие области воздействия мероприятий по погашению дизайн-долга. Любой более мелкий вопрос, включенный в планирование, должен иметь конкретные параметры, которые определяются и отслеживаются отдельно соответствующими командами.

В данной статье не рассматриваются вопросы:

Другие статьи из серии «Дизайн-долг 101»:

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение