Эта статья — первая из серии, которая называется «Дизайн-долг 101».
Понедельник, вторая половина дня. Стартовое совещание. Новый проект выглядит довольно перспективным. Возможно, вы открыли нишу, о которой никто не знал. Нужно уведомить об этом пользователей. «Отлично! У нас есть система уведомлений. Это не проблема», — думаете вы. Как наивно…
Быстрый обмен мнениями. Все понимают, что вы информируете (раздражаете) пользователей всплывающими уведомлениями, уведомлениями из ленты и нижней панели. На этом список не заканчивается. Иногда вы даже показываете полноэкранные всплывающие окна, если информация является «действительно важной». Вы отправляете электронные письма… и используете Intercom для лучшего «контакта» с пользователями.
Выглядит довольно отчаянно.
Уведомления о новом проекте не впишутся в текущую систему. Даже если внедрить их, они затеряются в общем информационном потоке.
Есть два варианта развития событий:
- попытаться встроить новые уведомления в существующую систему, точечно поискать решения и в итоге получить посредственный результат
- или… сделать шаг назад, переосмыслить всю систему уведомлений и решить эту проблему навсегда… но при этом отложить выпуск новой функции на 3 месяца
Если такой сценарий повторяется из раза в раз, когда вы пытаетесь внести изменения в продукт, это означает, что он утопает в дизайн-долге
Что такое дизайн-долг?
Дизайн-долг — это совокупность всех недостатков опыта взаимодействия с пользователями и процессов проектирования. Они появляются постепенно в результате внедрения инноваций, развития продукта и отсутствия перестройки алгоритмов дизайна.
Постепенное накопление дизайн-долга является естественным процессом и присутствует в каждом продукте. Это побочный эффект разработки. Главное — распознать его наличие, понять суть и правильно им управлять.
Симптомы наличия дизайн-долга:
- Медленный рост. Поскольку любое изменение требует непропорционально большого объема работы. Опыт взаимодействия с пользователями работает не так эффективно, становится трудно привлекать новых клиентов
- Снижение уровня удовлетворенности клиентов. Так как новые решения неудобны, а система становится все менее слаженной, пользователи с трудом осваивают и используют продукт
- Низкая скорость работы команды. Каждый раз при внесении изменений в продукт команду ждет дополнительная работа
- Трудности с внедрением новых функций. Дело в том, что разработанные ранее решения были предназначены для более простого и компактного продукта
- Общая неудовлетворенность команды. Они приложили так много усилий, но при этом не видят практически никакого эффекта
В статье DesignMap, которая называется Design debt, подробно описаны негативные последствия, которые может оказывать дизайн-долг на вашу команду (глава Design Debt Impact).
В целом, если менеджеры по продукту и дизайнеры постоянно балансируют на грани и ищут точечные решения, а не выстраивают стратегии, это тревожный знак, сигнализирующий о наличии дизайн-долга.
Как правило, люди считают, что дизайн-долг — это отсутствие согласованности в опыте взаимодействия с пользователями, которая со временем появляется в продукте. Автор статьи считает, что это слишком узкое определение и в нем сделан акцент только на одной части проблемы. Чтобы полностью разобраться в сути дизайн-долга и проблем, причиной которых он становится, необходимо более точно его сформулировать.
Узнать больше о факторах, которые усугубляют дизайн-долг можно в статье Гэвина Эллиотта Design debt (глава The realisation of design debt).
3 типа дизайн-долга
UX дизайн-долг
Он является самым распространенным и характеризуется несогласованностью при взаимодействии с продуктом. Наличие UX дизайн-долга негативно влияет на освоение продукта и слаженность процессов при его использовании. Как правило, этот тип долга является самым важным и должен погашаться в первую очередь.
Операционный дизайн-долг
Этот тип долга замедляет работу команд дизайнеров и разработчиков. Его можно охарактеризовать отсутствием базовой структуры и процессов. Сигналы, на которые стоит обратить внимание:
- отсутствие дизайн-системы и соответствующих UI-компонентов
- устаревшие файлы с дизайном, который не совпадает с тем, который был реализован
- файлы с дизайном, в которых трудно разобраться (отсутствие компонентов и стилей, линейная структура и т.д.), что вынуждает дизайнеров создавать все элементы с нуля или тратить время на наведение порядка в существующих файлах перед началом работы над проектом
- «жесткий» процесс передачи дизайна, который характеризуется слабым взаимодействием между дизайнером и разработчиком
Визуальный дизайн-долг
В его основе лежит непоследовательность в графических аспектах интерфейса, таких как формы, цвета и т.д. В крайних случаях из-за несогласованного внешнего вида и общего впечатления части системы не воспринимаются как составляющие одного продукта. Поначалу кажется, что визуальный дизайн-долг не заслуживает пристального внимания, но если им пренебречь, все мелкие недостатки складываются в единое целое и вызывают серьезные проблемы. Они могут подорвать доверие к продукту, потому что он будет выглядеть менее профессиональным и надежным.
Важно помнить, что все типы дизайн-долга взаимосвязаны. Обычно в одном продукте все они, в той или иной степени, присутствуют одновременно.
Дифференциация типов дизайн-долга особенно полезна для расстановки приоритетов. Тогда оценка возврата инвестиций в погашение долга становится более наглядной.
Почему возникает дизайн-долг?
После подробного рассмотрения того, что такое дизайн-долг и каковы его симптомы, естественно возникает вопрос о его происхождении. Ответ на него является довольно сложным и зависит от компании, ее культуры и истории.
Отсутствие «доработки» после тестирования новых идей
Быстрые прототипы и MVP (минимально жизнеспособный продукт) являются отличным средством для определения правильного направления развития продукта. По сути эти методы генерируют несовершенные решения, которые нуждаются в итерациях. К сожалению, во многих случаях первоначальная версия не пересматривается должным образом и долгое время остается в незавершенном состоянии. «Доработка» означает либо улучшение исходного дизайна и надлежащее включение его в продукт, либо его полное удаление, если эксперимент не удался.
Чем дольше команда откладывает «доработку», тем сложнее ее провести. Клиенты привыкают к текущей версии, и изменение чего-либо потенциально может разрушить их процессы взаимодействия с продуктом.
Ограниченные бюджеты и сроки
Недостаток ресурсов негативно сказывается на качестве работы. Сокращение объема работ в рамках проекта может привести к упрощению продукта или даже к созданию неполного цикла процессов внутри него. Кроме того, дизайн-команды часто отказываются от юзабилити-тестирований и закрывают глаза на визуальные несоответствия между макетами и готовым продуктом. Подобные допущения помогают сдать работу в срок, но не остаются без последствий.
Технический долг
Дизайн-долг и технический долг связаны между собой. Как правило, если у компании большой технический долг, решения команды дизайнеров постоянно отвергаются разработчиками как «слишком сложные для реализации с учетом существующей инфраструктуры». Это запускает спираль компромиссов и посредственности, которые со временем приведут к постепенному росту дизайн-долга.
Отсутствие лидеров и творческого направления в дизайне
Руководители дизайн-команд являются ключевым фактором для поддержания устойчивого уровня дизайн-долга путем обучения своей команды и всей организации. Они также обладают достаточными полномочиями для сбора ресурсов и обеспечения высокого качества работы. Творческое направление и лидерство в дизайне имеют решающее значение в переходные моменты, такие как редизайн, ребрендинг или приобретение нового бизнеса. В этих случаях управление изменениями может существенно повлиять на будущее всей компании, как положительно, так и отрицательно.
Неправильное мышление — рост вместо масштабирования
Главное для компании — это масштабирование, а не рост. Масштабирование — это увеличение доходов компании быстрыми темпами при постепенном увеличении ресурсов. Google, Salesforce.com и Citirx являются яркими примерами успешно масштабируемых компаний. Рост доходов и ресурсов (затрат) с одинаковой скоростью — нежелательная стратегия. Те же правила применимы к разработке успешного продукта. Если продукт продвигается без инвестиций в решения, которые помогают его масштабировать, возникают дизайн-долг и технический долг. Это приводит к увеличению объема затрат на обслуживание продукта со стороны разработчиков и, как следствие, к росту как затрат, так и доходов. В итоге продукт растет, но не масштабируется. В качестве примера возьмем изначально небольшой продукт. Со временем у него появляется все больше клиентов и, соответственно, он развивается. Возникают большие объемы данных, поэтому решения, которые работали раньше, например, обычные списки, бесконечная прокрутка или простая фильтрация, теперь не работают. Команде необходимо переосмыслить всю архитектуру, чтобы учесть новые потребности продукта. Если они решат просто строить поверх существующей системы, затраты на ее обслуживание возрастут, а разработка продукта в конечном итоге значительно замедлится.
Дополнительный источник: Остин Найт в своем эссе Design debt перечисляет 4 причины возникновения дизайн-долга:
- Агрессивные цели и сжатые сроки
- Конкурирующие команды с несогласованными целями
- Тестирование множества функций
- Технический долг
Как размер организации влияет на дизайн-долг?
Накопление дизайн-долга может произойти в компании любого типа. Любые организации в конечном итоге пострадают от последствий, если не будут контролировать свой дизайн-долг.
В управлении дизайн-долгом самое важное — это количество факторов, которыми он определяется.
Слои дизайн-долга
Более старые и крупные организации накапливали дизайн-долг в течение долгого времени. Также они, как правило, имеют несколько продуктов. Их проблемы являются более сложными и взаимосвязанными. У стартапов и развивающихся компаний меньше «слоев» долга и, следовательно, меньше ограничений и зависимостей, которые необходимо учитывать.
Организационная структура и процесс принятия решений
Структура команды также имеет большое значение. Небольшие организации обычно действуют быстрее. В их структуре меньше команд и лиц, которые принимают решения. В более крупных компаниях больше людей, которые задействованы в согласование стратегии погашения дизайн-долга. Эта работа по его «обслуживанию» зачастую конкурирует с более интересными проектами. Лучшие организации решают эти проблемы путем грамотного руководства и четкого выбора направлений.
Ресурсы
В управлении дизайн-долгом важную роль играют талантливые кадры и трудовые ресурсы. Обычно в этом крупным организациям везет больше, чем небольшим компаниям. Когда снижение дизайн-долга становится приоритетом, они могут добиться значительного прогресса за довольно короткий промежуток времени благодаря своим ресурсам. Это не означает, что крупная компания в любом случае будет более эффективной, чем небольшая. Просто у нее больше привилегий.
Отношения с клиентами
От уже зарекомендовавших себя компаний клиенты обычно ожидают высокого уровня стабильности. Им обязательно сообщается о каждом шаге. Серьезные корректировки могут стать проблемой, особенно, если они меняют существующие процессы, которые клиентам уже знакомы. От стартапов наоборот даже ждут изменений, так как они находятся на стадии развития. Для них планка поддержания хороших отношений с клиентами, как правило, гораздо ниже.
Другие статьи из серии «Дизайн-долг 101»:
Обсуждение
Похожее
58 признаков хорошего интерфейса (перевод)
Простой эффект штампа
Как мы делали свой шрифт