1. Уменьшить и задвинуть
В текстовых шрифтах знаки препинания нарисованы для «текстового», то есть некрупного, кегля. При сильном увеличении они часто выглядят огромными, потому что не рассчитаны на использование в таком размере. Нередко это случается с запятой:


Когда запятая выглядит навязчиво, ее можно уменьшить в кегле и поставить ближе к буквам, чтобы не отваливалась от строки:



На этом примере уменьшены кавычки:

Прием совсем не новый. Так делал еще Джон Баскервиль в 1757 году:

В некоторых акцидентных шрифтах, созданных для крупного набора, пунктуация уменьшена изначально:

Конечно, уменьшать знаки нужно далеко не всегда, а только в проблемных случаях. На этой обложке большая прямоугольная запятая мне кажется главной фишкой набора:

Знаки не уменьшены, но стоят вплотную к буквам и аккуратно подстраиваются под их форму:

2. Свесить за границу колонки
Пунктуация часто бывает «легче» букв, и если ее свесить, то граница текста будет казаться ровнее:





Неудачные примеры:

Кавычка выдвинута наполовину — так тоже можно делать. Но точка не выдвинута совсем и в сочетании с косым штрихом буквы А ломает правую границу текста:

Восклицательный знак не выглядит легче букв, поэтому свешивать его — сомнительное решение:

И еще один, очень интересный пример. Разные издания одной обложки набраны разными шрифтами. Слева скобки тяжелые, такой же толщины, как основной штрих букв. Справа — значительно легче, поэтому их допустимо было бы свесить на поле:

Важно отметить, что речь идет именно об акциденции. В сплошном тексте висячая пунктуация, как правило, неуместна.
3. Центрировать не по линейке, а на глаз
Отдельная история — центрированный текст. Попадая на край строки, некоторые знаки препинания зрительно сдвигают ее от центра. Сильнее всего портят симметрию многоточие и тире:

Короткие знаки препинания тоже способны стать проблемой:




Есть два решения. Первое — свесить пунктуацию полностью, то есть центрировать только слова, а знак добавить сбоку к уже отцентрированной строчке, как на красной обложке:

Второе решение — центрировать вместе с пунктуацией, но не по линейке, а на глаз. Вторая строка названия немного смещена вправо, чтобы компенсировать небольшой вес переноса:

4. Приподнять чёрточки в прописном наборе
Пунктуация разрабатывается в первую очередь для строчного набора, поэтому в прописном она проседает, особенно заметно — дефис и тире:


Для корректировки их нужно приподнять вручную — на середину прописной буквы или немного выше, в зависимости от рисунка шрифта:




Кроме дефиса и тире, иногда приподнимают двоеточие, скобки и кавычки-елочки, но насчет этих знаков нет единого мнения.
В некоторых современных шрифтах знаки сами приподнимаются на нужную высоту, «чувствуя» соседство заглавных букв. Эта опция в опентайпе называется case-sensitive punctuation:

Описанные здесь казусы с пунктуацией — самые частые, но это далеко не полный перечень. Для некоторых случаев вообще нет готовых решений, но увидеть и понять проблему — это уже половина решения. Именно внимание к деталям отличает профессиональную типографику от любительской.
Обсуждение
Похожее
9 UX-правил для создания удобного слайдера на главной странице
История цифрового дизайна
Собираем портфолио на Readymag. Шаг четвертый — фиксированные виджеты, текстовые стили, анимация