Далее текст от лица автора
Жизнь и её меняющаяся эстетика раскрываются во времени и циклично.
Мода, музыка, язык и общая повседневная эстетика меняются на протяжении десятилетий. Например, есть эпоха 90-х, 2000-х, 2010-х. Также и периоды истории искусства подвержены изменениям и цикличности.
Ар-нуво — один из самых популярных периодов в искусстве и стиле 20 века в рамках общего периода Современного искусства. Это художественное движение было в моде в период Прекрасной эпохи с 1890 по 1910 год — между эпохами историзма и модернизма.
Что такое ар-нуво?
Ар-нуво как стиль дизайна зародился в Бельгии. Затем он стремительно распространился по всей Европе и даже перелетел по ту сторону Атлантики — в Америку.
Он стал поистине международным стилем. Термин «ар-нуво» впервые появился в 1880-х годах в бельгийском журнале «L’Art Moderne». Его использовали для описания работ двадцати художников и скульпторов — представителей «Общества XX», которые стремились к реформам через искусство. «Дом Нового Искусства» («Maison de l’Art Nouveau»), художественная галерея, открытая в Париже в 1895 году, популяризировала это понятие.
В Англии первопроходцами стиля стали эстетизм иллюстратора Обри Бёрдслея, который подчёркивал выразительность органических линий, и движение «Искусство и ремёсла» Уильяма Морриса, который закрепил важность цветочного стиля в прикладном искусстве. На европейском континенте на ар-нуво повлияли эксперименты с выразительными линиями художников Поля Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека.
В Германии это движение было известно как «Jugendstil», в Австрии — «Sezessionsstil», в Италии — «Stile Floreale», в Голландии — «Nieuwe Kunst», а в Испании — «Modernismo».
В Англии стиль ар-нуво называли «Modern Style», а американский ар-нуво — «стилем Тиффани». Такие дизайнеры, как Луис Салливан и американский дизайнер стекла Луис Комфорт Тиффани, сформировали это движение в США.
Ар-нуво восставал и шёл наперерез резким и холодным линиям сдержанного исторического искусства, которое преобладало в художественном образовании с 17 по 19 век. Он также выступал против тяжёлых жизненных условий и бездушных товаров, которые массово производила Промышленная революция.
В ар-нуво присутствует влияние викторианской эпохи, но в более упрощённой форме. Излишества Викторианской эпохи были сведены к её сущности. Многие художественные движения прошлого находились под сильным влиянием религиозных икон, но ар-нуво транслировал другое послание — самые духовные переживания можно получить в мире природы. Книга Дарвина «Происхождение видов», опубликованная в 1859 году, сыграла ключевую роль в этом отходе от церкви и во взгляде на природу, как на художника.
Целью ар-нуво стала модернизация дизайна и стремление уйти от эклектичных исторических стилей, представленных ранее.
В рамках классической академической системы искусства скульптуру и масляную живопись считали главенствующими художественными дисциплинами. В то время как к декоративному искусству и ремеслам относились как к менее важным и ценным направлениям. Такое пренебрежение к ремеслу проявлялось в низком качестве и внешнем виде товаров промышленного производства того времени.
Ар-нуво с его эклектичным стилем и движением превратил декоративно-прикладное и коммерческое искусство в высшую форму. Производство предметов повседневного обихода и связанных с ними ремесёл, таких как архитектура, мебель, мода, посуда, ювелирные изделия, коммерческая печать открыток и плакатов, также возвели в ранг искусства.
Высококачественное ремесленное мастерство возродилось в эпоху ар-нуво. Каждый объект повседневного использования был создан и увековечен как произведение искусства. Особое внимание уделяли созданию функциональных предметов, которые были красивыми и практичными одновременно. Художники, дизайнеры и художники-декораторы стремились достичь духовного и возвышающего Гезамткунстверка («Единство искусств»), который объединил бы все дисциплины искусства и ремесла в единый стиль, чтобы поднять настроение и вдохновить людей.
Ещё одна важная особенность ар-нуво — обращение к природе, женским формам, цветочному декору и воспроизведению чувственных плавных форм в искусстве. Предметы украшали декоративными изогнутыми линиями, павлиньими перьями и цветочными орнаментами, вдохновлёнными природой.
Акцент на плавных очертаниях был в приоритете по сравнению с цветом, который, как правило, был представлен такими оттенками, как приглушённый зелёный, коричневый, жёлтый и голубой.
В отношении этого стиля часто использовали насмешливое выражение «Style Nouille», или «стиль лапши», которое указывает на изогнутые растительные формы и похожие на лапшу украшения для волос, которые носили многие женщины, изображённые на предметах и плакатах.
Ар-нуво, с его широким разнообразием цветочных форм, отвернулся от историзма и создал нечто совершенно новое. В этом движении очевидно влияние японской ксилографии, особенно в монохромных областях и в способе оформления изображений без перспективы.
Это явление позже получило название японизм. Он оказал влияние на ар-нуво через японские ксилографии (Укиё-э), на которых изображали цветочные, изогнутые формы и кривые линии. Это влияние началось после установления торговых отношений с Японией в 1860-х годах.
В ар-нуво также присутствует атмосфера ваби-саби, японской концепции, которая подразумевает совершенное несовершенство.
Ваби-саби подчёркивает, что природа несовершенна, и что её элегантность и чувственное присутствие следует прославлять, а не стремиться к совершенству или индустриализации. Циклы рождения, жизни, увядания и смерти — неотъемлемая часть ар-нуво.
Многие известные произведения этого периода обладают некой загадочностью. Композиции с виноградными лозами сочетались с фигурами теней, которые появлялись на заднем плане картины. На произведениях искусства часто присутствовали такие ночные существа, как чёрные кошки и летучие мыши.
Внезапно тьму признали обольстительной и прекрасной, а тайны природы вошли в моду.
На картинах изображали длинные кольца волос и свежую кожу, для украшения мебели использовали мягкие бархатные ткани и пышные изгибы. Женщины в шедеврах ар-нуво не были девственными ангелами — они обладали духом бунтарства и привлекательностью. Они были одеты в свободные платья или драпированные ткани, их головы украшали головные уборы, стилизованные под венки, изготовленные из природных материалов. Наконец удалось отделить высокое искусство от коммерческого.
Искусство стало доступно каждому. Как следствие, оно могло выступать шаблоном для множественных репродукций — наряду с фотографией. Возможно, самым долговечным наследием художественного движения ар-нуво стал дизайн плакатов — коммерческое ремесло, которое чешский художник Альфонс Муха возвёл в ранг современного искусства.
Муха, мастер плаката
Альфонс Муха — чешский художник, плакатист, графический дизайнер, иллюстратор, фотограф-любитель и ремесленник. Он был одной из самых влиятельных фигур движения ар-нуво. В Париже ар-нуво даже называли «стилем Мухи». Используя палитру приглушённых пастельных тонов, художник рисовал красивых женщин, которые позировали на фоне ботанических элементов. Он прославлял эстетику ар-нуво с помощью цветочных линий, декоративных элементов и чувственных природных форм.
Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в нынешней Иванчице, в Чешской Республике. В детстве на него повлияли несколько факторов — католическое воспитание, интерес к музыке и художественные таланты. Муха начал художественную карьеру как самоучка. После окончания школы и непродолжительной учебы в Мюнхенской академии изящных искусств с 1885 по 1887 год, в 1888 году Муха принял смелое решение переехать в Париж.
В Париже он переключил внимание с живописи на журнальную иллюстрацию. С развитием Промышленной революции техника печати становилась всё более совершенной. К началу 19 века улицы Парижа были обклеены плакатами. Этот вид искусства приобрел популярность и уважение. Его использовали как средство коммерциализации. Этот период укрепил важность репродукции и двухмерного дизайна в рекламе.
С появлением литографии репродукционная техника вышла на принципиально новый уровень. Гораздо более простой способ перевода рисунка на камень, отличающий литографию от вырезания изображения на дереве или его травления на металлической пластинке, впервые дал графике возможность выйти на рынок не только достаточно большими тиражами (как было до того), но и ежедневно меняя изображение. Благодаря литографии графика смогла иллюстративно сопровождать повседневные события. Она стала идти в ногу с типографской техникой. Однако в этом отношении литографию уже через несколько десятилетий обошла фотография, — Вальтер Беньямин, Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
В 1890-х годах Жюль Шере, французский художник, известный как «отец современного плаката», представил цветную литографию. Используя новые техники и технологии, такие художники, как Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж де Фёр и Альфонс Муха, добились успехов в этой области, которая зарекомендовала себя как эффективное рекламное средство и привлекательный вид искусства. Муха также был фотографом-любителем и использовал свои снимки в качестве шаблонов для создания цветных литографических отпечатков.
В результате разница между массовым производством и изобразительным искусством стала размытой, и эстетика цветочных мотивов ар-нуво быстро стала важной частью повседневной жизни. Муха использовал литографию в качестве техники печати для своих плакатов. Некоторые из них он выпустил в виде серии, как например, «Времена года».
Движущая сила Сары Бернар
Великий прорыв в карьере Мухи произошёл в декабре 1894 года. В то время он испытывал финансовые трудности, а легендарная актриса Сара Бернар, которая находилась на вершине славы, искала художника, чтобы создать новую афишу к спектаклю «Жисмонда», в котором играла главную роль.
Руководитель типографии, Морис де Брюнхофф, в последний момент поручил Мухе, страстному любителю театра, разработать дизайн рекламы. Художник воплотил его в виде огромного плаката с романтическими мотивами, завораживающими силуэтами и мозаичными узорами. Это произведение искусства облетело весь Париж, сделало Альфонса Муху известным художником и принесло ему долгосрочный контракт с Бернар.
Высота плаката составляла порядка двух метров. Он изобразил Бернар в костюме византийской аристократки, в цветочном палантине, в головном уборе из орхидей и с пальмовой ветвью в руках.
Одной из новаторских особенностей плаката была богато украшенная арка радужной формы за головой. Она напоминала ореол и привлекала внимание к лицу. Этот элемент позже появлялся на всех его последующих театральных афишах. Единственным украшением фона была византийская мозаичная плитка позади головы. Плакат отличался превосходным мастерством исполнения и нежными пастельными тонами. Он не был похож на типичные яркие плакаты того времени. Верхняя часть афиши с заголовком, состояла из орнаментов и уравновешивала её нижнюю часть, где в самой краткой форме находилась основная информация — только название театра.
Афиша вызвала шок в парижском художественном сообществе и в одночасье сделала Муху знаменитым в парижских художественных кругах.
Невероятный успех афиш для Бернар принёс Мухе заказы на рекламные плакаты и неожиданно сделал его знаменитым дизайнером. Он рисовал плакаты для сигаретной бумаги JOB, шампанского Ruinart, печенья Lefèvre-Utile, детского питания Nestlé, шоколада Idéal, пива Meuse, шампанского Moët-Chandon, бренди Trappestine, а также велосипедов Waverly и Perfect. Он даже сотрудничал с дизайнером ювелирных украшений Фуке.
Плакаты теперь считали формой искусства, их можно было создавать в коммерческих целях и использовать в повседневной жизни.
В 1896 году Муха нарисовал плакат для Сары Бернар «Дама с камелиями». Он считается одним из самых ярких примеров плакатного искусства ар-нуво.
В 1897 году Муха создал одну из своих самых значительных иллюстративных работ: 134 цветные литографии к французской сказке Робера де Флерса — «Ильза — принцесса де Триполи». Это одно из наиболее весомых произведений книжной иллюстрации в стиле ар-нуво.
В позднем периоде своего творчества Муха отошёл от стиля ар-нуво. С 1911 по 1928 год он создавал монументальную работу об истории славянских народов «Славянская эпопея» — цикл из 20 огромных картин.
Будучи финансово независимым, он жил с женой и двумя детьми в замке, на севере от Праги. Стиль ар-нуво в значительной степени исчез к началу Первой мировой войны, уступая место более резким, геометрическим формам и прямым линиям промышленного стиля ар-деко в 1920-х годах.
Возвращение ар-нуво в 60-е и 70-е годы
Влияние ар-нуво отразилось на плакатном искусстве 1960-х и 70-х годов. Под его влиянием в психоделическом движении 1960-х и 70-х годов появились такие женственные и органические формы, как цветы и павлины.
Художники-психоделики часто копировали фрагменты из произведений искусства ар-нуво в афишах. Например для группы The Grateful Dead f.ex. Мягкие, плавные формы и шрифты также вернулись, но на этот раз с небольшой долей эксцентричности и цветовой гаммой, которая больше не была приглушённой, а больше напоминала кислотное путешествие.
Наследие Мухи
Даже сегодня наследие Мухи продолжает жить.
Современная, удостоенная наград, художница Эхо Черник, вдохновляется волнистыми линиями ар-нуво и переносит язык их формы в наше время.
Вы даже можете случайно увидеть таких талантливых современных художников, как Валь Санне, которые блестяще сочетают фанарт для BTS с изогнутыми орнаментами Альфонса Мухи.
Наследие и влияние Мухи и ар-нуво открыли путь к тому, чтобы коммерческий графический дизайн и ремесло признали искусством, которое можно было бы воспроизводить до бесконечности.
Обсуждение
Похожее
Американские купоны на бензин, 1900-е.
Авторские права: что под защитой?
Свежие 3D-иллюстрации Питера Тарки из Лондона