История айдентики Макдональдс

Жёлтая буква М — символ для нынешней культуры столь же значительный, как пацифик, свастика или звезда. Взглянем на эстетические манёвры, которые совершал Макдональдс на пути от классической американской забегаловки 60-х к иконе западного мира
Егор Цеманек
Егор Цеманек
Публицист, исследователь

Простота 50-х

В 1948 году братья Макдоналды создают маленькую закусочную, где быстро готовят и продают бургеры за 15 центов. Предприятие имеет успех, и в течение 10 лет количество ресторанов за счет франчайзинга увеличивается. Локальная сеть ресторанов очаровательно рекламируется в газетах, как место со вкусной и недорогой едой.

Первый символ Макдональдса — его маскот шеф-повар Спиди (SpeeDee). Голова у него в форме булочки, а в руках табличка с рекламой гамбургеров. Немного нелепый, но милый Спиди бежит и подмигивает на белых упаковках. Простота, скорость и дружелюбие — идеи, с которых начинается Макдональдс.

Золотые арки 60-х

В 1961 году Рэй Крок выкупает все права на Макдональдс. Маскот Спиди окончательно убегает, корпоративная айдентика становится более точной и выверенной. За новый логотип компании берётся архитектурный элемент первого ресторана — золотые арки, пересекаемые диагональю «крыши».

Фирменные цвета американского плаката тех лет. «All American» — компания стремится выйти на национальный уровень.

К 1965 году сеть насчитывает более 500 ресторанов, заключает контракт с Coca-Cola. Гиганты пищевой промышленности входят в симбиоз потребительского счастья.

Разноцветные паттерны 70-х

В 70-х происходит расцвет типографики и колористики Макдональдса. Диагональ и контур уходят из логотипа, рождается знакомая нам айдентика.

Появляются новые стилистические решения, главная единица дизайна — текст. Его форма, цвет и расположение служат основой вариативности. Красно-жёлтая расцветка становится фирменной для двух товаров — картошки фри и биг-мака.

На всех рекламных плакатах той эпохи — исключительно чернокожие семьи среднего класса, в них Макдональдс находит свою целевую аудиторию. Улыбки становятся главной образной темой.

Формируется детская «метавселенная» Макдональдсленд, состоящая из странных персонажей: мохнатого Гримаса, майора Макчиза c головой-бургером и клоуна Рональда Макдональда.

Фирменные цвета 80-х

В 80-х на большинстве упаковок вновь преобладает белый, а жёлтый, оранжевый и красный становятся основными акцентными цветами. Центральный узор состоит из трёх чередующихся линий логотипа.

Создаются новые форматы наборов — яркие цвета и зазывающая выгода. Для бургеров вместо картона используют пенопластик.

Компании не чужды эксперименты. Желая угнаться за пришедшими на рынок Pizza Hut, Макдональдс создает свою пиццу. Оформление повторяет паттерн итальянских забегаловок: бело-зеленая плитка и неоновая вывеска.

В 80-е Макдональдс сталкивается с первыми обвинениями во вреде для здоровья. Разрабатывается серия рекламных плакатов, продвигающих фаст-фуд как возможную часть здорового образа жизни.

Белый фон и много овощей в кадре, тексты про энергетическую ценность и поиск баланса — ведётся борьба за статус.

Для пирожков шести вкусов используются фотографии фруктов и ягод. Больше естественности, больше реализма.

Изменения в 90-е

В 90-х компания проделывает большой путь по изменению визуального стиля.

Появляется всё больше графических элементов, вариаций шрифтов. Дизайну добавляется живость и динамичность.

Однако позже оформление упрощается, на фоне логотипа используются абстрактные геометрические фигуры.

Теперь главный ориентир — молодёжь.

От нулевых до двадцатых

Макдональдс окончательно закрепляется в статусе великой ресторанной корпорации. В 2000-х происходит большая модернизация, количество визуальной информации значительно увеличивается. Фото ингредиентов и готовых блюд, слоганы, тексты. Наконец формируется логотип желтой «M» на чистом красном фоне.

Слоган «I’m lovin’ it» (Вот, что я люблю) рождается в 2003 году. Короткий и душевный, он становится такой же классической деталью, как 3-секундная мелодия в конце каждой рекламы («Пара-па-па-пам!»)

В 2009 году европейский Макдональдс начинает активно использовать зеленый цвет и даже заменяет им привычный красный фон. Причина — желание компании попасть в эко-движение, но долго эта идея не проживет.

Фотографии продуктов уходят, дизайнеры создают простую графику и размещают на упаковках восхваляющие эпитеты.

Поползновения в сторону минимализма в 2016. Снова отказ от изображений в пользу текстовой типографики. Логотип лишается привычного красного фона.

Компания ищет нового.

В 2021 году случается большой редизайн упаковки. Цвета и графическая образность возвращаются. Дизайн старается вытеснять корпоративность и продвигать дружелюбность. Яркое упрощение.

Ода к радости и человечности.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение