Автор: Никита Вознесенский

Книжный дизайнер.

Книга как произведение декоративного искусства предполагает гармоничную взаимосвязь всех элементов ее оформления.

О связи пропорций полосы и страницы сказано достаточно, и эта связь очевидна: пропорция страницы либо вторит полосе в унисон, либо образует с ней аккорд (если пропорции разные, но созвучные).

А вот о связи пропорций шрифта с пропорцией полосы в специальной литературе хотя и говорится, но реже и туманней. Ясно, что создание макета следует за выбором гарнитуры, а значит, пропорция полосы должна основываться на некой «пропорции шрифта», но неясно, как ее вычислить. Книжный шрифт, будучи собранием знаков разной ширины, не может иметь одну пропорцию в отличие от прямоугольника полосы. Можно лишь говорить о более узком или более широком шрифте нормального начертания.

(Отдельно отметим, что сверхузкие и сверхширокие начертания гарнитуры, пропорции которых очевидно отклоняются от нормальных, не имеют отношения к предмету статьи, т. к. негармоничны и не могут быть использованы именно в книге. Их место в журналах или в рекламе.)

Ил. 1. Негармоничное сочетание: широкий шрифт и узкая полоса. Удобочитаемость снижена из-за длины строки, оказавшейся слишком короткой для данной гарнитуры. Проблему емкости можно решить, уменьшив кегль шрифта или увеличив формат полосы и самой книги, но дисгармония квадратных букв и вытянутой полосы все равно останется.

Согласно ГОСТ 3489.1—71 плотность шрифта определяется по зрительному соотношению сторон строчных квадратных букв типа «н», «п», «и». Ширина знака измеряется по осям вертикальных штрихов, т. е. без учета засечек. Измерив подобным образом строчную «н» какого-либо шрифта, поделив полученные величины друг на друга, мы получим некое отношение, которое можно считать «усредненной пропорцией» этого шрифта. Измерив подобным образом несколько современных книжных шрифтов, мы составили список, в котором различные гарнитуры расположили в порядке от более узких к более широким.

Табл. 1. «Усредненная пропорция» современных книжных гарнитур
Гарнитура Отношение ширины знака «н» (по осям штрихов) к высоте знака
Literaturnaya 1:1,39
Officina Serif 1:1,39
Old Standard 1:1,33
Octava 1:1,31
Petersburg 1:1,28
Elizabeth 1:1,27
Mysl 1:1,26
New Standard 1:1,25
Adobe Text Pro 1:1,24
Minion Pro 1:1,24
PT Serif 1:1,24
Charter 1:1,23
Scotch Modern 1:1,23
Lazurski 1:1,22
Newton 1:1,22
SchoolBook 1:1,22
Ladoga Text 1:1,21
Academy 1:1,19
Kazimir Text Regular 1:1,19
Garamond Premier Pro (Adobe) 1:1,18
Bodoni (PT) 1:1,16
Jannon 10 Pro 1:1,15
Baskerville 10 Pro (Storm) 1:1,14
Jenevers Regular 1:1,14
NWT Bodoni 1:1,14
Bannikova 1:1,13
Kis 1:1,13
Korinna 1:1,10
Leksa 1:1,10
New Baskerville (ITC) 1:1,10
Garamond Book (ITC) 1:1,05
Walbaum 10 Pro 1:1,05
Caslon (PT) 1:0,96

Чихольд в статье о пропорциях полосы и страницы пишет: «Небесполезно указать еще на взаимозависимость между пропорциями букв и пропорциями страницы. Квадратный книжный формат, который нельзя причислить к наилучшим, требует шрифта с широким очком, чтобы очертания букв o и n в какой-то мере приближались к очертаниям формата. Узкие шрифты оказались бы здесь совершенно неподходящими. Но при общепринятых высоких форматах пригодны шрифты обычной ширины, так как их o и n имеют очертания, по своим пропорциям очень близкие к очертанию книжной страницы».

Самые широкие шрифты из нашего списка действительно имеют «усредненную пропорцию», близкую к квадрату (1:1). Но даже самые узкие шрифты имеют пропорцию ненамного более изящную (3:4). Таким образом, слова Чихольда о том, что квадратные строчные буквы «шрифтов обычной ширины» близки по пропорциям к узким форматам с отношениями сторон 2:3 или 1:1,618 (золотое сечение), оказываются ошибочными. Мы видим, что пропорция буквы «н» различных текстовых шрифтов колеблется от квадрата до широкого прямоугольника. Если выбирать пропорции полосы и страницы, повторяющие «усредненную пропорцию» шрифта, то выходит, что все книги должны быть квадратного формата или близкого к таковому. Очевидно, что это неправильно. Выдающиеся произведения книгопечатания, такие как альдины и русские книги конца XVIII — начала XIX веков, имеют пропорции узкого прямоугольника, близкие к пропорциям человеческой ладони. Пропорции лучших книг становятся шире только в том случае, когда одно увеличение формата не позволяет вместить стихотворные строки, иллюстрации или таблицы.

Ил. 2. Негармоничное сочетание: узкий шрифт и широкая полоса. Такая полоса обладает повышенной емкостью, но выглядит очень скучно.

Итак, какие пропорции полосы набора соответствуют книжным шрифтам разной плотности? Узкая полоса подходит более узким шрифтам, а широкая — более широким.

Никакого математически точного соответствия здесь установить нельзя. Можно только стремиться сделать макет, соответствующий выбранному ранее шрифту. Но поскольку диапазон пропорций наборных полос тоже ограничен, пусть и не так сильно, как диапазон пропорций буквы «н», то возможно эти два ряда сопоставить между собой. Взяв за основу наш список современных книжных шрифтов, расположенных в порядке увеличения плотности, мы предлагаем примерные соответствия гарнитур и прямоугольников полос.

Табл. 2. Современные книжные гарнитуры и соответствующие им полосы набора
Гарнитура Отношение ширины знака «н» (по осям штрихов) к высоте знака, % Начертание с точки зрения плотности очка (согласно ГОСТ 3489.1—71) Соответствующая пропорция полосы набора
Literaturnaya 72 Нормальное 1:2, 1:3, 1:4
Officina Serif 72 Нормальное
Old Standard 75 Нормальное
Octava 76 Нормальное
Petersburg 78 Нормальное 1:1,618 (Золотое сечение)
Elizabeth 79 Нормальное
Mysl 79 Нормальное
New Standard 80 Нормальное
Adobe Text Pro 81 Нормальное
Charter 81 Нормальное
Minion Pro 81 Нормальное
PT Serif 81 Нормальное
Scotch Modern 81 Нормальное
Lazurski 82 Нормальное 1:1,5 (2:3)
Newton 82 Нормальное
SchoolBook 82 Нормальное
Ladoga Text 83 Нормальное
Academy 84 Нормальное
Kazimir Text Regular 84 Нормальное
Garamond Premier Pro (Adobe) 85 Нормальное
Bodoni (PT) 86 Широкое 1:1,414 (1√2, формат ISO)
Jannon 10 Pro 87 Широкое
Baskerville 10 Pro (Storm) 88 Широкое
Jenevers Regular 88 Широкое
NWT Bodoni 88 Широкое
Bannikova 89 Широкое
Kis 89 Широкое
Korinna 91 Широкое 1:1,333 (3:4), 1:1
Leksa 91 Широкое
New Baskerville (ITC) 91 Широкое
Garamond Book (ITC) 95 Широкое
Walbaum 10 Pro 95 Широкое
Caslon (PT) 104 Широкое

Шрифтам нормальной плотности соответствует полоса с отношением 2:3. Самым широким книжным шрифтам подходят пропорции полосы 3:4 и, если нужно, 1:1. Самым узким книжным шрифтам соответствует пропорция полосы 1:2, а при двухколонном наборе им подойдут пропорции колонок 1:3 и 1:4. Наиболее изящная пропорция золотого сечения и наименее изящный формат ISO расположились между описанными выше соответствиями.

Надеемся, что данная таблица поможет избежать негармоничных решений при выборе формата книжной полосы, а далее и страницы.

Ил. 3. Гармоничное сочетание: нормальный шрифт и полоса, близкая к пропорции золотого сечения. С точки зрения пропорций здесь всё хорошо.

Использованная литература

  1. Бауэр Ф. Книга как создание печатника. М.—Л.: ГИЗ, 1926. С. 55—56.
  2. Бодони Дж. О письменности и книгопечатании // Книгопечатание как искусство. М.: Книга, 1987. С. 73.
  3. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.: Издатель Д. Аронов, 2006. С. 169, 170.
  4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы // Чихольд Я. Облик книги. М.: Книга, 1980. С. 82.
  5. Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. ГОСТ 3489.1—71. М.: 1971. С. 1—2.

Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.