Полное интервью: skvot.io/ru/blog/ne-stydno-sprosit-chem-zanimaetsya-kommercheskiy-illyustrator
Главные тезисы из интервью с Аней
Образование для иллюстратора. В искусстве диплом не имеет значения — важно желание и трудолюбие. Образование дает две вещи: тусовку и качественную выборку знаний. Но на постсоветском пространстве обучение довольно специфическое и непонятно, приносит ли оно пользу.
Аня окончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. Она рассказала, что раньше у преподавателей в художественных академиях было романтизированное представление о профессии. Они начинали карьеру ещё в СССР, когда Союз художников обеспечивал их всем необходимым: заказами, мастерской, жильем. Поэтому несмотря на то, что во время учёбы Аня много рисовала с натуры, работала в мастерских и посещала огромное количество выставок, в академии её не научили, где искать заказы и как работать с клиентами.
Сейчас ситуация меняется, потому что преподавать идут люди, которые зарабатывают себе на жизнь иллюстрацией.
Навыки хорошего иллюстратора:
- Смелость. Важно не бояться рисковать, экспериментировать и ошибаться. Даже суперлажовый проект, который хочется забыть как страшный сон, — это опыт. Главное, вынести из него урок
- Умение признавать ошибки. Если человек считает каждую свою работу шедевром, он не развивается. С другой стороны, многие сильные художники ударяются в самокритику. Здесь нужно найти баланс
- Погружение в тему. Чтобы иллюстрации получились небанальными и многослойными, важно глубоко разобраться в теме, копнуть дальше брифа клиента: почитать статьи и экспертные колонки
- Тайм-менеджмент. Коммерческий иллюстратор должен уметь организовывать себя, а иногда и других
- Юридический бэкграунд. Важно понимать, какой объем авторских прав на рисунок иллюстратор передает заказчику, и разбираться в налогах
Типы иллюстрации. Сейчас иллюстрацией называют всё, кроме живописи. А иногда и её тоже.
Типы иллюстрации: книжная, журнальная и репортажная, графические романы и комиксы, дизайн (брендинг, упаковка, лого), реклама, принты и картинки для стоков, рекламы, игр, а еще муралы и фэшн-иллюстрация.
Реклама — большой бизнес, большие деньги и много уровней согласования. Иллюстратору в рекламе приходится работать в узких рамках, и места для творчества остается мало.
Иллюстрации для книг— сфера, где можно развернуться, но на постсоветском пространстве издатели не рассматривают книжную иллюстрацию как бизнес, поэтому они не платят иллюстраторам большие гонорары. За границей всё по-другому: там книжные иллюстраторы получают хорошие деньги.
В постсоветских странах книжный рынок только начинает оживать, но за последние лет шесть он уже изменился в лучшую сторону: издатели продают права на книги за границу, хорошие иллюстрации ценят выше, художникам готовы платить больше.
Чтобы зарабатывать на стоковой иллюстрации, нужно отказаться от остальных проектов и каждый день выкладывать по несколько работ, отслеживая тренды. Условно, если все бросились покупать рисунки тыкв — придётся садиться и рисовать тыквы.
Разница между коммерческим иллюстратором и свободным художником. Коммерческий иллюстратор не придерживается определенного стиля и рисует по заказу клиента. Художник — полностью творческий человек со своим стилем, который не подстраивается под требования заказчика. Художник может зарабатывать, создавая и продвигая свой бренд.
Хороший пример — проект украинской художницы Оксаны Булы «Тукони». Она придумала целый мир с нарисованными лесными жителями и делает с ними самый разный мерч: от значков и книжек до одежды и игр.
Есть коммерческо-творческий иллюстратор, который готов подстроиться под условия заказчика, но стиль оставляет за собой.
Источники вдохновения для иллюстратора.
Для всех иллюстраторов:
— Society of Illustrators Competitions
— 3×3 International Illustration Awards Show
Для книжных и журнальных иллюстраторов:
— International Illustrated Silent Book Contest
Софт для иллюстратора. Сначала нужно решить, что именно ты хочешь рисовать — векторные или растровые иллюстрации.
Для векторной графики подойдет Adobe Illustrator или CorelDraw. Для растровой — Photoshop. Для 3D-иллюстраций — Autodesk 3ds Max и ZBrush.
Ещё понадобится графический планшет. Можно выбрать недорогой, китайский, или взять подороже, но подержанный (например, Wacom). Главное, не рисовать мышкой, потому что она сковывает движения и вызывает напряжение в руке.
Поиск первых заказов.
- Важно стучаться, куда только можно
- Обычно заказчики не ищут иллюстраторов целенаправленно, а берут тех, кто на слуху
- Не стоит расстраиваться из-за отказов. Компании или агентству может просто не подойти стиль иллюстратора
- Крутые бренды ищут свежий взгляд на иллюстрации, поэтому необязательно берут только раскрученных художников
Портфолио иллюстратора.
- Важна актуальность. В портфолио оставь работы не старше 2-3 лет и в том стиле, в котором ты рисуешь и планируешь рисовать в ближайшем будущем. Сильный разброс вводит заказчика в заблуждение — он должен понимать, чего ожидать
- Если ты рисуешь в нескольких стилях, под каждый стиль должно быть отдельное мини-портфолио
- Положи в портфолио не меньше пяти работ. Клиент уловит стиль и убедится, что хорошие иллюстрации — не случайность, а закономерность
Стоимость услуг иллюстратора. Есть два критерия, по которым иллюстратор определяет стоимость своей работы: время, которое он затрачивает на создание иллюстрации, и объём авторских прав, которые он передаёт клиенту.
Иллюстратору-новичку за простенькую иллюстрацию (например, открытку) можно просить 50 $.
Важные договорённости с клиентом.
- Количество эскизов и правок. Договорись, сколько правок, какого характера и на каких этапах он может вносить бесплатно. Остальное — за дополнительные деньги. Иногда важно узнать, сколько человек будет давать правки, чтобы понимать, насколько долгим и мучительным будет этот процесс. Этот фактор также будет влиять на стоимость проекта
- Дедлайн. Если кажется, что успеешь нарисовать картинку за 4 часа, — рассчитывай на 8, плюс заложи время на правки
- Авторские права. Важно проговорить, с какой целью, в каких видах продукции, в течение какого периода и на какой территории заказчик сможет использовать иллюстрацию и её фрагменты. Можно продать исключительные права одному клиенту раз и навсегда, а можно продавать неисключительные права разным заказчикам в разных странах
- Гонорар. Клиент платит аванс на начальном этапе работы, а остальную сумму — в течение месяца после того, как получает готовые иллюстрации. В идеале — договориться, что даже если ему не подошли эскизы, он все равно должен их оплатить
Этапы работы над проектом. Обычно на иллюстрацию одной книги может уйти от двух месяцев до полугода. Этапы работы иллюстратора:
- Уточнение технического задания с заказчиком
- Поиск референсов
- Создание эскизов. Сначала иллюстратор делает контурные наброски, потом — цветные. Обычно на первые скетчи уходит много времени, дальше работа идёт быстрее
- Финализация иллюстрации. После того, как клиент дал фидбек, иллюстратор вносит правки, дорабатывает композицию и добавляет детали
- Презентация клиенту. Если вопросов нет, остается навести порядок в слоях в исходнике (дать правильные названия, ненужные — склеить, лишние — удалить), сохранить в нужных форматах и размерах и выслать заказчику
Советы начинающим коммерческим иллюстраторам.
- Представь, что уже занимаешься иллюстрацией. Тебе придется рисовать каждый день по многу часов и работать в жестких дедлайнах
- Подучи основы композиции, анатомии и работы с цветом
- Практикуйся. Если реальных заказов пока нет, нарисуй афишу для несуществующей выставки или альтернативную обложку для любимой книги
- Бросайся в бой. Пиши потенциальным клиентам, показывай портфолио и предлагай нарисовать что-то для них
Обсуждение
Похожее
На Манхэттен из Сибири: как стать дизайнером в одной из лучших студий в мире
Лого-тренды 2014
28 плагинов-генераторов для Figma