Пунктуация в акцидентном наборе

Знаки препинания иногда создают проблемы для верстки, особенно в крупном кегле: на обложках, плакатах, упаковке. Они могут торчать в разные стороны, плохо выравниваться и привлекать незаслуженно много внимания. Одно решение — убрать их совсем, об этом у меня есть отдельная статья. Другое — аккуратно встроить в верстку. Ниже несколько приемов, которые помогут справиться с «неудобной» пунктуацией.
Игорь Штанг
Игорь Штанг
Графический и информационный дизайнер, автор курса «Типографика и верстка».

1. Уменьшить и задвинуть

В текстовых шрифтах знаки препинания нарисованы для «текстового», то есть некрупного, кегля. При сильном увеличении они часто выглядят огромными, потому что не рассчитаны на использование в таком размере. Нередко это случается с запятой:

moscowbooks.ru
bombora.ru

Когда запятая выглядит навязчиво, ее можно уменьшить в кегле и поставить ближе к буквам, чтобы не отваливалась от строки:

ozon.ru
meshok.ru
Ксения Максимова. Студенческая работа на мастер-классе «Большая переверстка»

На этом примере уменьшены кавычки:

godpart.com

Прием совсем не новый. Так делал еще Джон Баскервиль в 1757 году:

columbia.edu

В некоторых акцидентных шрифтах, созданных для крупного набора, пунктуация уменьшена изначально:

Наталья Понкина. Студенческая работа на мастер-классе «Большая переверстка»

Конечно, уменьшать знаки нужно далеко не всегда, а только в проблемных случаях. На этой обложке большая прямоугольная запятая мне кажется главной фишкой набора:

Фото автора

Знаки не уменьшены, но стоят вплотную к буквам и аккуратно подстраиваются под их форму:

mullinsbooks.com

2. Свесить за границу колонки

Пунктуация часто бывает «легче» букв, и если ее свесить, то граница текста будет казаться ровнее:

Фото автора
nebdeti.ru
ozon.ru
ozon.ru

Неудачные примеры:

amazon.com

Кавычка выдвинута наполовину — так тоже можно делать. Но точка не выдвинута совсем и в сочетании с косым штрихом буквы А ломает правую границу текста:

mann-ivanov-ferber.ru

Восклицательный знак не выглядит легче букв, поэтому свешивать его — сомнительное решение:

И еще один, очень интересный пример. Разные издания одной обложки набраны разными шрифтами. Слева скобки тяжелые, такой же толщины, как основной штрих букв. Справа — значительно легче, поэтому их допустимо было бы свесить на поле:

centrmag.ru и korobkaknig.ru

Важно отметить, что речь идет именно об акциденции. В сплошном тексте висячая пунктуация, как правило, неуместна.

3. Центрировать не по линейке, а на глаз

Отдельная история — центрированный текст. Попадая на край строки, некоторые знаки препинания зрительно сдвигают ее от центра. Сильнее всего портят симметрию многоточие и тире:

История одной обложки

Короткие знаки препинания тоже способны стать проблемой:

amazon.co.uk
logobook.ru
amazon.co.uk
pinterest.com

Есть два решения. Первое — свесить пунктуацию полностью, то есть центрировать только слова, а знак добавить сбоку к уже отцентрированной строчке, как на красной обложке:

fantlab.ru и liveinternet.ru

Второе решение — центрировать вместе с пунктуацией, но не по линейке, а на глаз. Вторая строка названия немного смещена вправо, чтобы компенсировать небольшой вес переноса:

brieven.cargo.site

4. Приподнять чёрточки в прописном наборе

Пунктуация разрабатывается в первую очередь для строчного набора, поэтому в прописном она проседает, особенно заметно — дефис и тире:

litres.ru
mann-ivanov-ferber.ru

Для корректировки их нужно приподнять вручную — на середину прописной буквы или немного выше, в зависимости от рисунка шрифта:

vnikitskom.ru
mathedu.ru
togdazine.ru
До и после корректировки. Екатерина Гриценко. Студенческая работа на мастер-классе «Большая переверстка»

Кроме дефиса и тире, иногда приподнимают двоеточие, скобки и кавычки-елочки, но насчет этих знаков нет единого мнения.

В некоторых современных шрифтах знаки сами приподнимаются на нужную высоту, «чувствуя» соседство заглавных букв. Эта опция в опентайпе называется case-sensitive punctuation:

Шрифт Inter

Описанные здесь казусы с пунктуацией — самые частые, но это далеко не полный перечень. Для некоторых случаев вообще нет готовых решений, но увидеть и понять проблему — это уже половина решения. Именно внимание к деталям отличает профессиональную типографику от любительской.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение