UX-прототипы — мощный инструмент для изучения новых концепций дизайна, оспаривания предвзятых мнений, проверки предположений и воплощения проектов в жизнь.
Конечная цель UX-прототипирования — дать дизайнеру новые знания, которые помогут улучшить продукт. По моему опыту, чтобы прототип серьёзно повлиял на дизайн продукта, он должен быть:
- Сделан для решения конкретных важных вопросов;
- Сделан быстро и в начале процесса проектирования;
- Понятен и чётко указывать, что делать дальше.
Почему быстрого прототипирования не достаточно
За последнее десятилетие термины «быстрое прототипирование» и «итеративное прототипирование» стали синонимами. Их понимают как способ усовершенствовать дизайн с помощью прототипирования. Оба вида работают по схеме:
Концептуально это привычный нам подход «учись на практике».
Однако, по сравнению с эффективным прототипированием, процесс быстрого прототипирования слишком упрощён и неполон.
Он неполон, потому что не сфокусирован на конкретной задаче и не помогает принять точечное взвешенное решение. Он слишком упрощён, потому что создаёт иллюзию, что быстро создавать и оценивать прототипы — путь к созданию лучшего продукта.
Я видел, как дизайнеры перебирают много прототипов и не находят, что нужно улучшить. Причина этого — неструктурированный подход. Дизайнеры не решили заранее, что, когда, как и зачем прототипировать.
UX-прототипы, которые помогают улучшить продукт
Прототипы, которые помогают улучшить окончательный дизайн продукта, строятся на уравнении:
Конечный результат прототипирования — результат того, ЧТО и ЗАЧЕМ вы прототипируете и КАК создаёте прототип. Чем больше ЗАТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ уйдёт создание прототипа, тем меньше сможете повлиять на финальный дизайн продукта.
Помните: прототипы приносят больше пользы, КОГДА сделаны в начале проекта, а не в конце.
Как дизайнеру поможет наука
Научный подход — это подход к решению проблем и получению знаний, основанный на накоплении эмпирических данных. В общем виде научное исследование состоит из шести этапов:
- Наблюдение;
- Постановка вопроса, который родился в ходе наблюдений;
- Формирование гипотезы — возможного ответа на вопрос;
- Тестирование гипотезы — эксперимент;
- Сбор качественных и количественных данных и их обработка;
- Заключение — опровержение или подтверждение гипотезы.
Эта общая методология обеспечивает объективный и последовательный подход к проведению экспериментов и формированию выводов. Применим его принципы к UX-прототипированию.
Научный метод для эффективного UX-прототипирования
Основываясь на научном подходе, я структурировал ход прототипирования. Чтобы прототип оказался полезным, при его создании нужно пройти шесть шагов:
Шаг №1: решить, что прототипировать
Прежде чем создавать прототип, оцените продукт, его дизайн и сценарии использования. Выберите проблему, которая:
- Очень важна для успеха дизайна;
- Не имеет однозначного решения;
- Влияет на основу продукта и решить её в будущем будет дороже, чем сейчас;
- В настоящее время упускается из виду;
- Возможно, важность которой недооценена.
Совет:
- Не отвлекайтесь мелкие компоненты дизайна, не связанные с его основой. Работать над мелочами приятнее, но обычно их можно создавать последними.
Шаг №2: определить гипотезу
Решите, что хотите узнать благодаря прототипу — тогда возникнет гипотеза, которую вы опровергнете или докажете в процессе.
Представьте, что закончили прототип и представляете его руководству. Подумайте, как бы вы заполнили следующее предложение:
«Мы хотели изучить [«что прототипировать» из шага №1], поэтому мы создали прототип, чтобы увидеть, почему [гипотеза из шага №2]. В итоге мы установили…
Важно определить, зачем вы создаёте прототип, до принятия решения о том, КАК его построить. Если сделать наоборот, можно выбрать инструмент, которым не выйдет проверить гипотезу.
Советы:
- Прототипируйте, чтобы ответить на вопрос, а не подтвердить свою точку зрения. Иначе исследование получится необъективным и на его результаты нельзя будет положиться.
- Убедитесь, что прототип выходит за рамки вашего дизайна. Если прототип — 1: 1 копия вашего дизайна, вы вряд ли узнаете много нового.
Шаг №3: выбрать, как прототипировать
Выбор правильного инструмента (приложения, платформы или технологии) для создания прототипов — это поиск баланса между тремя вещами: степенью знакомства и скоростью работы с инструментом, ограничениями инструмента и способностью инструмента проверить гипотезу.
Обычно выбор падает на инструмент с которым вы достаточно хорошо знакомы и можете быстро работать. Есть много способов создания прототипа. Некоторые из них:
- Сториборд
- Вайрфрейм
- Кликабельный прототип
- Прототип-фильм
- Прототип взаимодействия
- Прототип на основе кода
- Прототип для подтверждения работоспособности
- Прототип технических возможностей
- Прототип на основе данных
- Физический прототип
Прототипы могут быть как простыми, так и очень сложными. Но все они способны оказать критическое влияние на дизайн продукта. Убедитесь, что выбрали удобный инструмент, ограничения которого вы знаете и который способен проверить гипотезу.
Совет:
- Не увлекайтесь высокотехнологичными решениями, если низкотехнологичные хорошо работают. Иногда наименее «впечатляющий» инструмент — это правильный инструмент.
Шаг №4: тестирование
Это самая весёлая часть! Если вы приняли правильные решения в шагах №1–3, то сделаете подходящий прототип. Покажите его людям, мнению которых доверяете. Получите обратную связь от незнакомцев. Продемонстрируйте руководству. Запустите UX-исследование. Тестируете прототип на людях, которые отражают вашу целевую аудиторию или её способы взаимодейстия с продуктом.
Советы:
- Прототип должен вдохновлять вас продолжать исследование.
- Чётко обозначьте для аудитории, что она должна оценить в прототипе.
Шаг №5: сбор данных
Соберите много мнений и наблюдений. Так вы вооружитесь набором данных, из которого можно делать обоснованные выводы. В исследовании изучите:
- Кому подходит ваш дизайн
- Кому дизайн не подходит
- Насколько дизайн понятен
- Ожидания пользователя
- Доступность дизайна
- Как взаимодействуют новички
- Как взаимодействуют продвинутые пользователи
- Как продуктом пользуется меньшинство
- Как дизайн согласуется с v2
- Техническую осуществимость задумки
- Интернационализацию
- Как данный опыт может работать на других платформах
Запишите свои наблюдения триплетами «функция — вариант использования — наблюдение». Эти модульные компоненты можно будет смешивать и сопоставлять на шаге №6.
Функция: ________________________________________________________
Вариант использования: _______________________________________
Наблюдение: ____________________________________________________
Совет:
- Прототипы устаревают: вы быстро забудете, как их использовать, их может сломать обновление или могут измениться важные данные. Запишите на видео, как люди взаимодействуют с прототипом. Так на впечатления о прототипе не повлияют искажения памяти.
Шаг №6: сделайте выводы
На этом этапе вы задаётесь вопросом «почему?» в ответ на все наблюдения, сделанные на шаге №5. Затем связываете их с тем, что намеревались изучить на шаге №2.
Если гипотеза подтвердилась — отлично, если нет — тоже здорово. Прототипирование — это win/win метод: вы либо узнаёте, что дизайн работает как надо, либо обнаруживаете проблемы, пока их ещё не поздно решить.
Во время исследования вы не только подтвердите или опровергнете гипотезу. Часто исследование приносит дополнительные данные, которые вскрывают новые возможности и ограничения продукта. Возможно, они помогут решить, что прототипировать в следующий раз.
Последние две переменные
Оставшиеся переменные в нашем уравнении — ЗАТРАЧЕННОЕ ВРЕМЯ и КОГДА ПРОТОТИПИРОВАТЬ. Они не входят в шесть шагов, но эти факторы обязательно учитывать.
Затраченное время
Чем быстрее вы сделаете и изучите прототип, тем больше будет возможностей повлиять на дизайн продукта.
Чтобы сократить временные затраты, сузьте область работы и прототипируйте только основные компоненты. Сосредоточьтесь на компонентах, необходимых для проверки гипотезы.
Советы:
- Объёмные прототипы ≠ объёмные результаты исследования. Лучше сделать два маленьких прототипа, чем один большой.
- Некоторые прототипы не помогают найти ответ на ваш вопрос. Вот почему стоит делать прототипы быстро — если они провалятся, будет не так обидно за упущенное время.
Когда прототипировать
Распространенная ошибка — ждать слишком долго, чтобы начать создание прототипа.
Часто дизайнеры не хотят показывать свою работу, пока та не будет совершенной. Но без прототипирования вы можете допустить ошибку в самом начале проектирования и не знать об этом. Потом на исправление ошибки уйдёт много времени и денег. Лучше прототипируйте.
Советы:
- Прототипируйте основы дизайна на ранних этапах и мелкие нюансы — на поздних. Мелкие нюансы тоже очень важны, но без основы в них не будет смысла.
- Эффективнее использовать прототипы, чтобы принимать решение. А не оправдывать готовое решение прототипами.
Заключение
Применив научный подход, вы получите объективный и стандартизированный процесс UX-прототипирования. Такое прототипирование помогает принять обоснованные решения и улучшить дизайн продукта.
Обсуждение
Похожее
Дизайн в инфографике: 8 коротких советов от Ferdio
13 плагинов для создания и настройки анимаций в Figma
7 методов генерации идей и образов в иллюстрации и графическом дизайне