Автор: Владимир Головченко

Графический дизайнер, владелец сайта Logologika.ru

Если бы вы танцевали, вы хотели бы знать мнение Майкла Джексона о вашем танце. Если бы вы боксировали, вас бы заинтересовало мнение Мухаммеда Али. Пол Рэнд — тот человек, чье мнение о вашем логотипе знать абсолютно необходимо.

Основано на статье Дейва Шульца 7-Step Paul-Rand Logo-Test.


Легенда

Пол Ренд (1914 — 1996) — американский графический дизайнер и арт-директор, известный своими логотипами для IBM, UPS, Enron, Morningstar, Westinghouse, ABC и NeXT.

Когда Стив Джобс нанял Пола Рэнда для создания логотипа компьютерной компании NeXT за вознаграждение в 100 000$, Рэнд сказал, что сделает только одну версию.

Джобс попросил Рэнда предложить несколько вариантов, на что тот ответил: «Нет. Я решу твою задачу, и ты мне заплатишь. Тебе не обязательно использовать получившийся результат. Если тебе нужны варианты, обратись к другим людям».

Рэнд презентовал руководство на 100 страниц с детальным описанием бренда, включая угол наклона логотипа в 28° и новое название — NeXT.

В основе этого теста лежит высказывание Рэнда, изменившее мир дизайна логотипов:

Тест Пола Рэнда включает в себя следующие пункты:

  1.  Уникальность
  2.  Читаемость
  3.  Адаптивность
  4.  Запоминаемость
  5.  Универсальность
  6.  Вневременность
  7.  Главный пункт: простота

За каждый пункт, кроме последнего, начисляйте от 1 до 10 баллов. За последний — от 1 до15, таким образом, мы дадим больший вес главному пункту. 75 баллов — идеально, всё, что ниже 60 — плохо.

Тест на реальном примере

Лучший способ показать использование теста и раскрыть значение пунктов — на примере. Возьмем новый логотип Dropbox и посмотрим, насколько он хорош.

1. Уникальность

Уникальность логотипа означает отличие от других, при этом следует обращать основное внимание на конкурентную среду, так как создать логотип, абсолютно не похожий ни на один, созданный ранее, у вас вряд ли получится, да в этом и нет необходимости (естественно речь не идет о прямом копировании).

Я собрал логотипы конкурентов Dropbox — конечно, в жизни этот этап нужно координировать с клиентом, которому лучше известно, с кем его продукт собирается конкурировать. Мы видим обилие синего цвета в подборке, а также множество геометрических форм. В айдентике Dropbox проблема синего решена, но, чтобы не усложнять пример, рассмотрим только то, что показано в логотипе. В итоге, логотип не уникален по цвету, и также не слишком уникален по форме.

5/10

2. Читаемость

Читаемость означает, насколько логотип легко воспринимается, насколько просто его заметить.

Здесь дела у Dropbox обстоят лучше — знак заметен даже в общей синей массе. Но до идеала тоже не дотягивает — тот же Яндекс.Диск более эффективен в плане читаемости.

8/10

3. Адаптивность

Адаптивность подразумевает удобство использования на разных носителях — наружке, сувенирке, в digital и где бы то ни было еще, где использование логотипа может понадобиться.

Мы видим, что на экране монитора — основном жизненном пространстве бренда Dropbox — логотип воспринимается отлично, из него легко сделать иконку или аватар для соцсетей, но и за пределами digital проблем с воспроизведением возникнуть не может.

10/10

4. Запоминаемость

Естественная цель логотипа — быть запоминаемым. Однажды увидев ваш логотип, клиент должен его вспомнить в момент, когда будет нуждаться в подобной услуге или продукте.

У Dropbox довольно неплохие шансы на фоне общей массы облачков. Но в конкурентном поле мы можем найти гораздо более запоминаемые символы, например, у Яндекс.Диска и Jumpshare.

6/10

5. Универсальность

Универсальный логотип несет одинаковое значение для широкого круга людей. Это довольно сложная задача при создании логотипа — все люди разные.

Знак Dropbox изображает коробку, и это хороший и понятный символ для сервиса, куда вы можете загрузить ваши файлы, хотя и не такой буквальный, как облако. Но как раз тут Dropbox добирает дополнительные баллы, ведь если мы посмотрим на частоту использования облака конкурентами, становится ясно, что коробка — адекватная замена избитому символу.

9/10

6. Вневременность

Логотип, не подверженный влиянию времени, как правило, игнорирует тренды, либо использует их очень дозировано, в качестве визуального соуса. Логотип, содержащий крепкую идею, визуализированную с помощью модного выразительного приема, через пару лет будет выглядеть устаревшим только из-за того, что прием вышел из моды. В таком случае владельцу бренда придется затратить лишние средства на рестайлинг, вне зависимости от того, требует ли того положение бренда на рынке. Логотип, построенный исключительно вокруг модного визуального приема, вообще не несет в себе никакой ценности.

Логотип Dropbox пришел к минималистичному «timeless» дизайну спустя несколько обновлений, и теперь заслуженно получает десятку.

10/10

7. Простота

Пол Рэнд сказал, что логотип должен буквально олицетворять минимализм.

Первые шесть пунктов теста фокусируются на определенных качествах логотипа, в то время как последний — простота — является определяющим фактором. Будет ли ваш логотип жизнеспособным или нет — зависит от его простоты.

Вот два практических приема, с помощью которых вы сможете определить, насколько прост ваш логотип:

1. Сравните, как выглядит ваш логотип в маленьком и большом масштабах. Простой дизайн будет одинаково хорошо читаться и выглядеть в обоих случаях.

2. Нарисуйте логотип за 10 секунд от руки. Если в получившемся рисунке ваш логотип будет легко узнаваться — у вас простой логотип.

Так как простота имеет большее значение, в этом пункте логотип может набрать до 15 баллов. Один из лучших примеров простого логотипа (многие считают его лучшим логотипом за всю историю) — Свуш Найки. Несмотря на предельную простоту, в нем легко увидеть и стремительное движение, и крыло богини победы.

Конечно, логотипу Dropbox далеко до Найки, но это не самый плохой пример простого логотипа. Достаточно простое сочетание равных фигур само по себе, и одно из самых простых в конкурентной среде. Лучше выглядит разве что Яндекс.Диск.

13/15

Результаты теста

  1. Уникальность 4
  2. Читаемость 8
  3. Адаптивность 10
  4. Запоминаемость 6
  5. Универсальность 9
  6. Вневременность 10
  7. Простота 12

Итого: 61

Наш пациент немного перешагнул за минимальный порог в 60 баллов, что дает основание считать его удачным логотипом. Стоит отметить, что логотип Яндекс.Диска смотрится интересней практически по каждому пункту и легко наберет больше 65 баллов.

Этот тест вы самостоятельно можете применить к любому логотипу, будь то логотип вашего бизнеса или результат вашей работы.

Вы согласны с пунктами теста и приведенным разбором примера? Напишите свое мнение в комментариях.


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • замай антихайп

    Чисто субъективно во всех пунктах. Не может считаться годным тестом.

  • Пётр Павленко

    Яндекс.Диск рулит)))

    • Vyacheslav

      да это тупо рекламка

  • Vyacheslav

    а чем Мега хуже яндекса? Мега больше места дает и шифрует

  • Well Alexander

    Почему то внимание уделили в основном яндекс диску в сравнении, хотя dropbox проще и вспоминается быстрее.

  • Алёна Выгузова

    На основе описанного теста можно сделать, действительно, работающий чек-лист, если его распространить более подробными критериями. В данной версии нет четкого понимания, за что, сколько баллов ставить, 10-бальная шкала очень широка. Каждый человек может оценить по-своему, кто-то поставит 5, кто-то 7… Может, снизить до 5 возможных баллов за каждый пункт для лучшего понимания и для более объективной оценки? Пока для этого теста необходима высокая адекватность, то есть им может воспользоваться далеко не каждый дизайнер и/или владелец логотипа.

  • Alex Ru

    яндекс.диск? за все время чтения статьи я так и не вспомнил, как он выглядит!! хотя очень сильно пытался

  • Евгений

    А спонсором сией годной статьи является Яндекс.Диск!)

О пользователе Владимир Головченко

Графический дизайнер, владелец сайта Logologika.ru

Рубрики

Статьи

Метки

, , ,