Далее текст от лица автора
Ар-деко, как и ар-нуво, — художественный стиль, который пытается пронизать практичные предметы художественными штрихами. Это направление отличается от изобразительного искусства (живописи и скульптуры), где у арт-объекта нет надлежащей функции.
Эпоха ар-деко пришлась на период между двумя мировыми войнами и символизировала современное видение прогресса на Западе. Это движение современного стиля было особенно заметно во Франции и Соединенных Штатах.
Среди наиболее известных имён этого периода можно назвать Жака-Эмиля Рульманна, Поля Пуаре, Франсиса Журдена, Пола Маншипа, Жана Дюнана, Уильяма ван Алена, Марселя Коара, Поля Фолло, Жана Дюпа, Поля Руо, Жака Дусе, Жака Липшица, Жана Пату, Жана Годена, Мориса Дюфрена и Поля Ириба.
Американская версия стиля ар-деко – стримлайн, представляла собой урезанную, изящную версию более сложного европейского стиля ар-деко. Ар-деко получил своё название в честь Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. Термин «декоративное искусство» впервые использовали во Франции в 1858 году, прежде чем появилось знаковое обозначение «ар-деко».
Эстетика ар-деко впервые возникла во Франции перед Первой мировой войной. Но это движение представили публике только в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Выставка была вдохновлена концепцией Всемирной выставки.
Промышленная революция вдохновила художников на создание стиля, который бы символизировал вкус, прогресс и современность. Движение ар-деко вновь восстановило репутацию Франции, как первоклассного создателя декоративно-прикладного искусства.
Представители Салона или Общества Декораторов и Художников во Франции делали мебель, предметы декора, интерьеры и произведения искусства. Они использовали дорогие материалы, чтобы с их помощью воспитать уважение к предметам искусства повседневного использования. Одной из основных целей ар-деко было изменить иерархическую организацию изобразительного искусства, в которой художники-декораторы занимали более низкое положение по сравнению с более традиционными дисциплинами живописи и скульптуры. Движение ар-деко отклонилось от ар-нуво, а также стиля искусств и ремесел, которые подчёркивали уникальность предметов ручной работы и плавных органических форм.
Более справедливой целью ар-деко было сделать эстетически привлекательные предметы, созданные машиной, доступными для всех.
Главной особенностью стиля ар-деко было абсолютное восхищение концепцией современности, прогрессом техники и технологий.
Выставка, которая положила начало движению ар-деко
Французское правительство профинансировало и организовало Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств. Её признали ответственной за введение стиля ар-деко в мир искусства.
Более 15 000 художников, архитекторов и дизайнеров из крупных городов представляли свои работы на ней в течение семи месяцев. Её посетили более 16 миллионов человек.
Эта выставка считается катализатором, который положил начало движению ар-деко.
Единственное условие участия в ней — все произведения искусства должны были быть абсолютно современными, что наглядно иллюстрирует направленность движения ар-деко.
Выставка оказалась невероятно популярной и посещаемой, что помогло утвердить дизайн ар-деко в истории искусства. Она также послужила толчком для присвоения официального названия движению — «Декоративное искусство». Стиль ар-деко стал популярен и добрался даже до Южной Америки.
Направление ар-деко — один из исторических стилей, который постепенно расширил определение искусства за пределы живописи и скульптуры на другие области, такие как создание изделий из стекла и ювелирное дело. К тем, кто делал предметы повседневного использования в стиле ар-деко, которые раньше не считались «изобразительным искусством», внезапно стали относиться как к художникам, а не просто ремесленникам. Даже богато украшенные обои с геометрическими фигурами считались теперь искусством. К 1920-м годам ар-деко стал роскошным крупным направлением стиля в противовес более чистым и сдержанным формальным эстетичным стилям —Баухаусу и Де Стайлу.
Ка в Баухаус и в Де Стайл, в ар-деко использовали технологические инновации, промышленные материалы и механизацию, но в более витиеватом и роскошном представлении. Ар-деко с его признанием современных форм, прогресса, новых материалов и роскошного изобилия прекрасно символизировал процветающую послевоенную Америку с её новыми изобретениями, которые были доступны даже среднестатистическому человеку. Стиль ар-деко идеально отражал этот пьянящий прогресс.
Плавное затухание
Во время Великой депрессии в 1930-х годах ар-деко стал более сдержанным, поскольку вкусы людей сместились в сторону применения менее тщеславных материалов, таких как нержавеющая сталь, хромированное покрытие и пластик.
Начало Второй мировой войны ознаменовало конец движению ар-деко. В военное время на фоне сдержанности общества стиль ар-деко казался ещё более декадентским, чем он уже был. Это был декаданс, который вдруг показался неуместным в тёмное, строгое и беспокойное время.
Ограниченные запасы металла использовали для создания военного оружия и оборудования, а не для украшения зданий и интерьеров. Общество, которое в то время было настолько неспокойным, больше не воспринимало такие предметы, как мебель, необходимыми статусными вещами.
Атрибуты стиля ар-деко
Формы ар-деко
Линии были гармоничными, вертикальными, повторяющимися, симметричными, чистыми, геометрической формы, гладкими и незамысловатыми. Общая эстетика — обтекаемая и полированная; формы состоят из основных форм с чистыми геометрическими линиями. Формы и линии ар-деко были непосредственно вдохновлены эстетикой модерна, кубизма, конструктивизма, баухауса, де стайла и футуризма.
Характерные мотивы включали обнаженные женские фигуры, животных, листву и солнечные лучи во всех формах. Основные визуальные особенности эстетики ар-деко были обусловлены повторяющимся использованием линейных форм, включая треугольные, трапециевидные, шевронные. Такие объекты, как люди, животные и даже цветы, появлялись на предметах декора в стилизованной и обтекаемой форме, чтобы поддержать общую эстетику. Особенности произведений искусства ар-деко отражали те, которые присущи механическим объектам: блестящие поверхности, прямые линии и массовое производство.
Дальнейшее эстетическое влияние на современный стиль ар-деко оказали русские балеты, традиционное народное искусство, иконография и мотивы различных культур. Особенно ценились древние мотивы из египетского, месопотамского, азиатского, мезоамериканского и африканского искусства. В особенности интеграция мотивов из египетского искусства резко возросла после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году.
Цветовая палитра ар-деко
На цветовую палитру стиля ар-деко повлияли смелые и яркие цвета фовизма. Роскошные элементы были представлены в цветах драгоценных камней, таких как глубокий синий, фиолетовый и тёмно-бордовый с мерцающими золотыми или серебряными акцентами.
Материалы
Для создания предметов ар-деко использовали очень дорогие и часто экзотические материалы, сочетание искусственных материалов, таких как пластик, особенно фенолформальдегидная смола, стекло, пропускающее ультрафиолетовые лучи, железобетон, стекло, армированный бетон и нержавеющая сталь, и натуральных, таких как нефрит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром и горный хрусталь. Обильную интеграцию искусственных материалов воспринимали как символ прогресса. Чтобы придать шикарный вид и создать ощущение роскоши, в работах художники использовали редкие и необычные материалы — слоновую кость, рог и кожу зебры.
С помощью смелых геометрических форм и ярких оттенков стиль отражает скорость, время и пространство. Предметы, изготовленные на станке, стали главным источником вдохновения для ар-деко. Это торжество прогресса, современная эстетика, представляющая 20 век. Почти всё можно было считать искусством — от часов, стеклянной посуды и пепельниц до более сложных объектов, таких как автомобили и здания. Ар-нуво подчёркивал уникальность ручной работы, ар-деко, напротив, прославлял массовое производство нового времени. Однако следует отметить, что предметы в стиле ар-деко редко производили серийно.
Ар-деко, как и ар-нуво, был менее связан с традиционными высшими формами искусства, которые включали живопись и скульптуру. Это привело к тому, что с ар-деко экспериментировали в таких направлениях, как дизайн, мебель и архитектура.
Поздний ар-деко
К 1925 году в рамках движения ар-деко сосуществовали две совершенно разные школы. Они состояли из традиционалистов и модернистов. Традиционалисты — художники, которые основали Общество художников-декораторов. Эта школа ар-деко была известна сочетанием передовых форм с традиционными техниками и дорогими экзотическими материалами.
Модернисты, напротив, подчёркивали неприятие прошлого. Художники этой школы ар-деко хотели создать художественный стиль, основанный на новых достижениях в технологиях, простоте, отсутствии роскошного декора, более дешёвых материалах и массовом производстве.
Изделия из стекла и мебель в стиле ар-деко
В стеклянных изделиях ар-деко используют преимущественно геометрические узоры, смелые цвета, стилизованные женские фигуры и мотивы с животными.
Наиболее известными стекольными мастерами в стиле ар-деко были Рене Лалик, Морис Марино, дизайнеры студии хрусталя Daum Freres, Мариус Сабино, Эдмон Этлинг, Шарль Шнайдер, Габриэль Арги-Руссо и Франсуа Декоршмон.
В Швеции стекло в стиле ар-деко производила компания Orrefors, в Великобритании — Jobling’s, Bagley, Stevens & Williams, Davidson, Sowerby и Moncrieff.
В Бельгии серию изделий в стиле ар-деко выпускала компания Val St. Lambert, а в Германии — August Walther and Sohn.
Мебель в стиле ар-деко
Характерными особенностями мебели в стиле ар-деко были экзотические складные ширмы, металлические ткани, витражи, коктейльные шкафы, декоративное освещение и угловатая геометрическая мебель.
Смелые цвета сочетались с необычными и дорогими материалами, такими как экзотическая древесина, фиолетовое дерево, пауковый кап, чёрное дерево, лакированное красное дерево, деревянная мозаика, инкрустация по дереву, металл и кожа. Роскошные украшения и акценты создавали за счёт оникса, зеркал, нефрита, слоновой кости и муранского стекла. Из-за дороговизны материалов было сложно производить мебель серийно.
Архитектура в стиле ар-деко
Архитектурный стиль ар-деко был самым значительным направлением этого стиля, поскольку в его рамках были построены некоторые из самых известных на сегодняшний день современных общественных зданий в американских городах. К ним относятся Рокфеллер-центр, Эмпайр-стейт-билдинг и захватывающий дух Крайслер-билдинг, расположенные в Нью-Йорке.
Архитектурный стиль ар-деко характеризуется жёсткими, роскошно украшенными конструкциями с подчёркнутыми металлическими акцентами. В особенности Нью-Йорк стал местом захватывающей дух архитектуры ар-деко.
На большинстве архитектурных зданий периода ар-деко, расположенными в американских городах, архитекторы сделали акцент на вертикальных геометрических формах, чтобы устремить взгляд вверх. Прямоугольные, похожие на блоки формы расположены геометрически, со шпилями на крышах и изогнутыми декоративными элементами для создания эффекта обтекаемости общественных зданий.
Небоскрёбы Нью-Йорка и здания пастельных тонов Исторического района ар-деко в Майами-Бич — одни из самых известных американских примеров.
Величественная статуя орла в стиле ар-деко у входа в башню First Merit Tower в Акроне, штат Огайо. Источник изображения: veniceclayartists.com
Многие значимые здания Нью-Йорка были построены в период расцвета движения ар-деко. Например, знаменитое Крайслер-билдинг изменило облик города. Его спроектировал Ван Ален в конце 1920-х годов, а его строительство было завершено в 1930 году. Другие примеры известных зданий в стиле ар-деко — жилые дома и здание Daily Express.
Ещё один яркий пример архитектурного периода ар-деко — Мост Золотые ворота — подвесной мост, который соединяет залив Сан-Франциско и Тихий океан.
Живопись и графический дизайн в стиле ар-деко
Известная как «баронесса живописи», польская художница Тамара Лемпицка (1898 — 1980) стала одной из ведущих представительниц движения ар-деко.
Она создала собственный стиль с элементами синтетического кубизма — фазы кубизма, для которой характерны эксперименты с текстурами, паттернами и коллажами. Тамара Лемпицка дополнительно включила в стиль черты ар-деко, в котором использовала приёмы рекламной фотографии (например, освещение или углы фокусировки объектов) и приоритет линий.
Автопортрет в зеленом Бугатти (1929) воплощает идеалы ар-деко, технологий и прогресса. Угловатые линии современного автомобиля и роскошный наряд Лемпицки символизируют сущность ар-деко.
Графический дизайн в стиле ар-деко
Стиль ар-деко также оказал сильное влияние на графическое искусство того времени. В графическом дизайне проявилось влияние итальянского футуризма и его преданность ускорению прогресса и технологиям. Ар-деко оказал сильное влияние на гравюры и плакаты того времени.
Печатная графика в стиле ар-деко отличается смелыми геометрическими формами, острыми углами и насыщенными цветами, как и в футуризме.
Творцы ар-деко использовали знаменитые футуристические линии в виде параллельных линий, повторяющиеся геометрические формы и сужающиеся формы для обозначения баланса, обтекаемости и скорости.
В качестве элементов дизайна использовали обширные участки сплошных заливок. Эти черты напоминали японские гравюры, которые вдохновляли художников ар-деко. Приток японского искусства в Европу после Первой мировой войны оказал значительное влияние на её страны, в первую очередь на Францию.
Гравюры отражали современный и элегантный стиль, который пытались имитировать представители ар-деко.
Основные атрибуты графического дизайна в стиле ар-деко:
- Активное использование геометрических форм, особенно треугольников
- Большие площади неиспользуемого пространства
- Сильные линии, часто с толстыми штрихами и даже зигзагами
- Насыщенная цветовая палитра с одним или двумя глубокими оттенками
- Типографика с толстыми, дополнительными штрихами или богатым орнаментом
- Резкие контуры
- Шевронные узоры
- Мозаичные стили
- Изображения уплощённой формы, более художественные и менее реалистичные
Популярные шрифты в стиле ар-деко: Anna, Bifur, Broadway, Cormier, Coquette, Mostra Nuova и Peignot. Графические дизайнеры того времени были заинтересованы в использовании изображений наряду с языком и текстом для создания мощного и коммуникативного стиля с иллюстративными изображениями и геометрическими линиями.
Ещё один общий элемент типографического стиля ар-деко — применение исключительно прописных букв. Хотя некоторые шрифты могут включать строчные символы, они используются нечасто.
Шрифты довольно витиеватые, но без длинных взмахов и хвостов, которые придают другим витиеватым шрифтам более женственный вид.
Например, известный художник-плакатист Эрнст Дойч использовал упрощенные формы и человеческие фигуры, а также яркие и блочные цветовые палитры. Этот стиль был типичен для новых художников плакатного стиля. Эрнст разрабатывал дизайн для Коко Шанель, автомобилей Бугатти и других элитных клиентов.
Плакаты и гравюры в стиле ар-деко — поистине культовые. Они коренным образом изменили вкус того времени.
Кино и литература в стиле ар-деко
Один из самых известных фильмов того времени, на который сильно повлиял ар-деко, — «Метрополис» Фрица Ланга, немецко-австрийского кинорежиссёра, сценариста, графика, художника, а иногда кинопродюсера и актёра.
Художественное направление ар-деко в значительной степени присутствует в визуальных и тематических элементах «Метрополиса». В одном из интервью Фриц Ланг сказал, что «этот фильм родился с первого взгляда на небоскребы Нью-Йорка в октябре 1924 года». Создатели декораций фильма разработали небоскребы, которые отражали как эстетику Баухауса, так и зарождающиеся идеи ар-деко.
Несомненно, на образы «Метрополиса» значительно повлиял стиль ар-деко, а использование Лангом языка форм этого направления внесло решающий вклад в популярность стиля в Европе и Америке.
Чрезмерный гедонизм, декаданс, роскошь, блеск и дальновидность Америки 20-х годов блестяще изобразил Френсис Скотт Фицджеральд в культовом романе «Великий Гэтсби».
Циклы возрождения ар-деко
Ар-деко в 1960-е годы
На протяжении 40 и 50-х годов общество плохо воспринимало ар-деко, но в 60-х годах этот стиль возродился. Как и в 20-е годы, настроение 60-х было оптимистичным, потребительским и обнадёживающим. Экономика была стабильной, поп-культура и потребительство процветали, а культура хиппи праздновала освобождение.
В 60-е годы зародились движения поп-арт и постмодерн, которые напоминали ар-деко. Оба стиля в значительной степени опирались на смелые, яркие цвета и угловатые, геометрические конструкции — так же, как и ар-деко. Историк искусства Бевис Хиллер вновь сделал ар-деко популярным благодаря своей книге об этом стиле.
«Общество вновь начало интересоваться ар-деко. В 1960-е годы места, интерьеры и здания, где использовался стиль ар-деко, стильно отреставрировали. Например, Майами-Бич и впечатляющую Радужную комнату в здании RCA в комплексе Рокфеллер-центра» — Бентон, 2003
Ар-деко в 1970-е годы
«Ревущие двадцатые» печально известны своими запретными вечеринками, танцами чарльстон и свободными моральными нормами. Аналогичным образом, 1970-е годы были связаны с супергламурными вечеринками Studio 54 и гедонизмом.
Один из лучших примеров возрождения ар-деко в 1970-е годы — Big Biba. Лондонский универмаг мог похвастаться мраморными полами, зеркалами, декором из павлиньих перьев, фигурными лампами и геометрическими узорами. Его роскошные интерьеры были пронизаны гламуром ар-деко.
Ар-деко в 1980-е годы
1980-е годы были связаны с излишествами, роскошью и статусом. Поколение «Я» прославляло таких магнатов недвижимости, как Дональд Трамп, и молодых парней с Уолл-стрит. Смелые цвета и строгая геометрия эпохи ар-деко вернулись. На этот раз цвета стали ещё более смелыми. Неоновые оттенки 80-х были настолько насыщенными, что почти выжигали сетчатку глаза.
В графическом дизайне, моде и ювелирном деле силуэты находились под сильным влиянием угловатых, геометрических конструкций эпохи ар-деко.
Полиция Майами. Отдел нравов был одним из самых популярных телевизионных сериалов, который осветил ярким неоновым светом район ар-деко на Саут-Бич.
Культура 1980-х напоминала о роскоши, отдыхе и технологиях 1920-х годов. Стиль жизни 1980-х напоминал гедонистические, стремящиеся к удовольствиям дни ар-деко.
Вдохновением для ар-деко также послужила Группа «Мемфис», движение дизайна и архитектуры, сосредоточенное в Милане в 1980-х годах. Группа «Мемфис» черпала вдохновение в поп-арте и китче, а также в своих красочных постмодернистских проектах.
Нео-ар-деко сегодня
Увлечение ар-деко, кажется, не пройдёт никогда. Такие популярные места, как Саут Бич, Майами, Нью-Йорк, Монреаль, Гавана и Париж, популярны как никогда. Энтузиасты ар-деко продолжают посещать ежегодные конгрессы ар-деко и фестивали «Art Deco Weekend».
Выход фильма База Лурманна «Великий Гэтсби» в 2013 году вызвал ажиотаж на всё, что связано с ар-деко.
Даже в 2020-х годах влияние смелого, геометричного и роскошного ар-деко заметно в графическом дизайне и оформлении интерьеров
Смелая, насыщенная цветовая палитра и геометрические формы вернулись в эпоху после пандемии как нео-ар-деко.
Художественные стили циклично приходят и уходят. Стилю ар-деко отдают предпочтение в периоды, которые символизируют прогресс, потребительство и декаданс.
Сейчас, когда ар-деко снова появляется, давайте интерпретировать его как знак нового рассвета прогресса и роскоши!
Обсуждение
Похожее
Классные плакаты делает американец Трэвис Лаудэ.
Обложки некоторых книг независимого издательства Unit Editions, которое выпускает книги о дизайне, дизайнерах и визуальной культуре
Минимализм. Определение и немного истории.