Компания Apple начиналась как Apple Computers. Калифорнийский гараж, 70-е годы — Джобс и Возняк создают свои первые модели. Индустрия персональных компьютеров невероятно мала, а техно-дизайн редко встает на первый план.
Джобс смотрел на коробки из-под сигар (в которые обычно облачали самодельные компьютеры), стоявшие на столах во время собраний клуба Homebrew, и считал, что элегантности в них не больше, чем в мухоловке.
Угловатый сине-чёрный металлический корпус компьютера Sol от компании Processor Technology вызывал у него отвращение своей громоздкостью и индустриальным видом. Тогда пластиковый корпус считался ненужной роскошью в сравнении с дешёвым и более податливым листовым металлом.
Джобс хотел создать пластиковый корпус для компьютера, после того как Hewlett-Packard в своё время создала корпус для калькулятора. Он восхищался его плавными, обтекающими линиями и тем, как здорово эта машина смотрелась на рабочем столе.
На компьютере Apple II не было видно ни одного винтика. Белый, слегка закругленный пластмассовый корпус. Цветное яблоко под дисплеем.
Потом случается Макинтош. В 1984 Apple представляет массовый компьютер с графическим интерфейсом — момент революционный.
Мы сделаем ярким, чистым и честным то, что касается высоких технологий — вне тяжёлого индустриального и чёрного, чёрного стиля Sony. То, как мы управляем компанией, дизайн продукта, реклама — всё сводится к следующему: давайте сделаем просто. Действительно просто.
Все эти эстетические воззрения компании необходимо было унифицировать. Для этого компания Apple разработала промышленный дизайн-язык Snow White. К нему относились:
- Минимальное текстурирование поверхности
- Светло-белый (туманный) или светло-серый (платиновый) цвет
- Инкрустированный трёхмерный логотип Apple
- Маркировка названия продукта с шелкографией
- Неглубокие горизонтальные и вертикальные линии
- Простые, ничем не украшенные порты и слоты
Следующее десятилетие выходят самые разные вариации Макинтоша. Форма, размер и мощности меняются, но главный визуальный принцип остаётся прежним. Становясь всё более футуристично белым и округлым, компьютер постепенно эволюционирует.
В 1989 появляется и Macintosh Portable, своеобразный ноутбук. Шар становится первой формой тачпада.
В 90-е годы Apple существует без Джобса. Snow White начали использовать конкуренты — бывший хай-тек становится моветоном. В компании ищут новый путь, совершают эксперименты с продуктами: фотоаппарат, проектор, cd-проигрыватель, графический планшет.
Для них они активно используют чёрный цвет, увеличивают количество элементов, делают дизайн более технико-типичным.
В 1997 году возвращается Джобс. Малоизвестного дизайнера Джони Айва, работающего в компании уже 5 лет, он делает одним из ведущих лидеров. Эстетический взгляд Айва преобразует всю технику.
В 1998 году выходит первый iMac. Моноблочный компьютер с яркими и сочными цветами. Корпус из полупрозрачного пластика и круглая мышка.
Конструкция компьютера смотрела в новый век футуристичной радостью. Первый iMac предполагал быть антонимом техническому дизайну прошлого. Полупрозрачные поверхности конфетной или молочно-белой окраски, мягкие выпуклые контуры.
Следом выходит и модель Power Mac G3.
Какой сегодня самый горячий тренд в товарном дизайне? — Прозрачность
Газета USA Today называет Джони Айва электронным вуайеристом.
В 1999 году выходит серия iBook — первое поколение ноутбуков со встроенным Wi-Fi. И снова разные цвета, снова демократичная весёлость. К корпусу пристраивается ручка, а главным рекламным слоганом становится iMac to Go (аналогия с coffee to go — кофе с собой).
Некоторым эстетический подход Apple казался игривой глупостью, другие видели в нём будущее техно-дизайна. Айв верил, что главное — создать эмоциональную связь между технологией и пользователем.
iBook был задуман так, чтобы человеку хотелось к нему прикоснуться. Изогнутые поверхности и покрытые резиной элементы придавали ему притягательный вид, его хотелось трогать
Но уже в начале нулевых главным для дизайнеров Apple становится упрощение, минимизация черт и окончательная гладкость. В 2000 году выходит Power Mac G4 Cube.
Cube был первой попыткой создать «идеальный» компьютер, вместить мощь стационарного компьютера в маленький корпус. Он был похож на кусок чистого пластика c прозрачным основанием. Казалось, что двадцатисантиметровый компьютер парит в воздухе. Сверху находился вертикальный слот DVD-привода, из которого диск выскакивал, как поджаренный тост. Вместо шумного вентилятора применялась воздушная конвекция: воздух поступал через отверстия внизу, охлаждал процессор и выходил сверху. Компьютер работал почти беззвучно
Блестящий, с абсолютной прозрачностью дизайн начинает использоваться и для других объектов.
Но команда промышленного дизайна всё больше стремится к чистому белому цвету. Айв особенно вдохновлён принципами немецкого промышленного дизайнера Дитера Рамса. Выпуская следующие модели, Apple стремится избавиться от массивности и добавляет культ плоскости.
Простота заключалась в том, что мы знали: это будет дисплей с плоским экраном. Сложность была в том, как его сделать. Наше решение бросает вызов гравитации. Оно очень простое: рамка словно парит в пространстве. Это кажется простым и логичным, но именно этот вариант постоянно ускользал от нас
А в 2001 году выходит первый айпод, с ещё чёрно-белым экраном.
iPod — радикально новый продукт, захватывающий сам по себе, поэтому нам казалось, что надо направить усилия дизайнеров на упрощение, удаление и исключение.
С первых дней мы представляли iPod из нержавейки и белого пластика. Это так брутально и просто. Дело не только в цвете. Он вроде нейтральный, но он безошибочно, шокирующе нейтральный
Белый корпус и тонкое стеклянное покрытие сзади, сильный блеск, «почти свечение».
Айпод становится главным карманным гаджетом Apple, за ним следуют множественные вариации.
И вот, 2007 год — презентация первого iPhone.
Мы отчётливо поняли, что важен именно дисплей, и хотели разработать устройство, которое будет его подчёркивать и подчиняться ему
С дебютом iPhone компания Apple Computers Inc. становится Apple Inc.
Apple постепенно создаёт свою техно-эко-систему, общие принципы сохраняются и развиваются. Белая или чёрная цветовая схема, обычно с глянцевой текстурой и пластиковым или алюминиевым корпусом, стекло. Закругление контуров и проработка мелких деталей.
В 2023 году Apple представила очки дополненной реальности Vision Pro. Достаточно точная сублимация их нынешнего подхода к дизайну.
Как будут выглядеть технологии дальше? Посмотрим.
Обсуждение
Похожее
Каким должен быть качественный логотип
Проблемы оформления книжной страницы
Иерархии в типографике