О связи пропорций полосы и страницы сказано достаточно, и эта связь очевидна: пропорция страницы либо вторит полосе в унисон, либо образует с ней аккорд (если пропорции разные, но созвучные).
А вот о связи пропорций шрифта с пропорцией полосы в специальной литературе хотя и говорится, но реже и туманней. Ясно, что создание макета следует за выбором гарнитуры, а значит, пропорция полосы должна основываться на некой «пропорции шрифта», но неясно, как ее вычислить. Книжный шрифт, будучи собранием знаков разной ширины, не может иметь одну пропорцию в отличие от прямоугольника полосы. Можно лишь говорить о более узком или более широком шрифте нормального начертания.
(Отдельно отметим, что сверхузкие и сверхширокие начертания гарнитуры, пропорции которых очевидно отклоняются от нормальных, не имеют отношения к предмету статьи, т. к. негармоничны и не могут быть использованы именно в книге. Их место в журналах или в рекламе.)
Согласно ГОСТ 3489.1—71 плотность шрифта определяется по зрительному соотношению сторон строчных квадратных букв типа «н», «п», «и». Ширина знака измеряется по осям вертикальных штрихов, т. е. без учета засечек. Измерив подобным образом строчную «н» какого-либо шрифта, поделив полученные величины друг на друга, мы получим некое отношение, которое можно считать «усредненной пропорцией» этого шрифта. Измерив подобным образом несколько современных книжных шрифтов, мы составили список, в котором различные гарнитуры расположили в порядке от более узких к более широким.
Гарнитура | Отношение ширины знака «н» (по осям штрихов) к высоте знака |
---|---|
Literaturnaya | 1:1,39 |
Officina Serif | 1:1,39 |
Old Standard | 1:1,33 |
Octava | 1:1,31 |
Petersburg | 1:1,28 |
Elizabeth | 1:1,27 |
Mysl | 1:1,26 |
New Standard | 1:1,25 |
Adobe Text Pro | 1:1,24 |
Minion Pro | 1:1,24 |
PT Serif | 1:1,24 |
Charter | 1:1,23 |
Scotch Modern | 1:1,23 |
Lazurski | 1:1,22 |
Newton | 1:1,22 |
SchoolBook | 1:1,22 |
Ladoga Text | 1:1,21 |
Academy | 1:1,19 |
Kazimir Text Regular | 1:1,19 |
Garamond Premier Pro (Adobe) | 1:1,18 |
Bodoni (PT) | 1:1,16 |
Jannon 10 Pro | 1:1,15 |
Baskerville 10 Pro (Storm) | 1:1,14 |
Jenevers Regular | 1:1,14 |
NWT Bodoni | 1:1,14 |
Bannikova | 1:1,13 |
Kis | 1:1,13 |
Korinna | 1:1,10 |
Leksa | 1:1,10 |
New Baskerville (ITC) | 1:1,10 |
Garamond Book (ITC) | 1:1,05 |
Walbaum 10 Pro | 1:1,05 |
Caslon (PT) | 1:0,96 |
Чихольд в статье о пропорциях полосы и страницы пишет: «Небесполезно указать еще на взаимозависимость между пропорциями букв и пропорциями страницы. Квадратный книжный формат, который нельзя причислить к наилучшим, требует шрифта с широким очком, чтобы очертания букв o и n в какой-то мере приближались к очертаниям формата. Узкие шрифты оказались бы здесь совершенно неподходящими. Но при общепринятых высоких форматах пригодны шрифты обычной ширины, так как их o и n имеют очертания, по своим пропорциям очень близкие к очертанию книжной страницы».
Самые широкие шрифты из нашего списка действительно имеют «усредненную пропорцию», близкую к квадрату (1:1). Но даже самые узкие шрифты имеют пропорцию ненамного более изящную (3:4). Таким образом, слова Чихольда о том, что квадратные строчные буквы «шрифтов обычной ширины» близки по пропорциям к узким форматам с отношениями сторон 2:3 или 1:1,618 (золотое сечение), оказываются ошибочными. Мы видим, что пропорция буквы «н» различных текстовых шрифтов колеблется от квадрата до широкого прямоугольника. Если выбирать пропорции полосы и страницы, повторяющие «усредненную пропорцию» шрифта, то выходит, что все книги должны быть квадратного формата или близкого к таковому. Очевидно, что это неправильно. Выдающиеся произведения книгопечатания, такие как альдины и русские книги конца XVIII — начала XIX веков, имеют пропорции узкого прямоугольника, близкие к пропорциям человеческой ладони. Пропорции лучших книг становятся шире только в том случае, когда одно увеличение формата не позволяет вместить стихотворные строки, иллюстрации или таблицы.
Итак, какие пропорции полосы набора соответствуют книжным шрифтам разной плотности? Узкая полоса подходит более узким шрифтам, а широкая — более широким.
Никакого математически точного соответствия здесь установить нельзя. Можно только стремиться сделать макет, соответствующий выбранному ранее шрифту. Но поскольку диапазон пропорций наборных полос тоже ограничен, пусть и не так сильно, как диапазон пропорций буквы «н», то возможно эти два ряда сопоставить между собой. Взяв за основу наш список современных книжных шрифтов, расположенных в порядке увеличения плотности, мы предлагаем примерные соответствия гарнитур и прямоугольников полос.
Гарнитура | Отношение ширины знака «н» (по осям штрихов) к высоте знака, % | Начертание с точки зрения плотности очка (согласно ГОСТ 3489.1—71) | Соответствующая пропорция полосы набора |
---|---|---|---|
Literaturnaya | 72 | Нормальное | 1:2, 1:3, 1:4 |
Officina Serif | 72 | Нормальное | |
Old Standard | 75 | Нормальное | |
Octava | 76 | Нормальное | |
Petersburg | 78 | Нормальное | 1:1,618 (Золотое сечение) |
Elizabeth | 79 | Нормальное | |
Mysl | 79 | Нормальное | |
New Standard | 80 | Нормальное | |
Adobe Text Pro | 81 | Нормальное | |
Charter | 81 | Нормальное | |
Minion Pro | 81 | Нормальное | |
PT Serif | 81 | Нормальное | |
Scotch Modern | 81 | Нормальное | |
Lazurski | 82 | Нормальное | 1:1,5 (2:3) |
Newton | 82 | Нормальное | |
SchoolBook | 82 | Нормальное | |
Ladoga Text | 83 | Нормальное | |
Academy | 84 | Нормальное | |
Kazimir Text Regular | 84 | Нормальное | |
Garamond Premier Pro (Adobe) | 85 | Нормальное | |
Bodoni (PT) | 86 | Широкое | 1:1,414 (1√2, формат ISO) |
Jannon 10 Pro | 87 | Широкое | |
Baskerville 10 Pro (Storm) | 88 | Широкое | |
Jenevers Regular | 88 | Широкое | |
NWT Bodoni | 88 | Широкое | |
Bannikova | 89 | Широкое | |
Kis | 89 | Широкое | |
Korinna | 91 | Широкое | 1:1,333 (3:4), 1:1 |
Leksa | 91 | Широкое | |
New Baskerville (ITC) | 91 | Широкое | |
Garamond Book (ITC) | 95 | Широкое | |
Walbaum 10 Pro | 95 | Широкое | |
Caslon (PT) | 104 | Широкое |
Шрифтам нормальной плотности соответствует полоса с отношением 2:3. Самым широким книжным шрифтам подходят пропорции полосы 3:4 и, если нужно, 1:1. Самым узким книжным шрифтам соответствует пропорция полосы 1:2, а при двухколонном наборе им подойдут пропорции колонок 1:3 и 1:4. Наиболее изящная пропорция золотого сечения и наименее изящный формат ISO расположились между описанными выше соответствиями.
Надеемся, что данная таблица поможет избежать негармоничных решений при выборе формата книжной полосы, а далее и страницы.
Использованная литература
- Бауэр Ф. Книга как создание печатника. М.—Л.: ГИЗ, 1926. С. 55—56.
- Бодони Дж. О письменности и книгопечатании // Книгопечатание как искусство. М.: Книга, 1987. С. 73.
- Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.: Издатель Д. Аронов, 2006. С. 169, 170.
- Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы // Чихольд Я. Облик книги. М.: Книга, 1980. С. 82.
- Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. ГОСТ 3489.1—71. М.: 1971. С. 1—2.
Обсуждение
Похожее
Как правильно визуализировать данные с помощью цвета
Индийский дизайнер Капил Бхагат из Мумбая в своем блоге разместил серию плакатов об ученых и их открытиях.
Long vs. Short Landing Page – Which One Works Better?