Далее текст от лица автора
Идеи, которые помогут вам понять этот мир.
1. Закон Гудхарта
Когда метрика становится целью, она перестаёт быть хорошей метрикой.
С тех пор, как в школах основной целью стали результаты тестов, постепенно детей перестали готовить к жизни. Теперь на первом месте стоит подготовка к сдаче школьных тестов (см. также: Закон Кэмпбелла.
2. Закон Хотеллинга
Конкурирующие продукты (бургеры, поп-песни, политические партии) со временем становятся всё больше похожими друг на друга. Это связано с тем, что создатели копируют более успешных конкурентов, чтобы повторить их успех и переманить их клиентов и аудиторию.
Парадоксально, но это повышает ценность уникальности.
3. «Геростратова слава»
Для многих людей лучше, чтобы их ненавидели, чем не знали о них. В Древней Греции Герострат сжёг Храм Артемиды исключительно для того, чтобы оставить память о себе. Сегодня у нас есть «надоедливые инфлюенсеры», которые стримят, совершая преступления и преследуют людей исключительно ради популярности.
4. Закон Сигала
«Человек с часами знает, который час. Человек с двумя часами всегда сомневается».
В древности общины следовали единому нарративу. Современное общество — какофония конкурирующих нарративов. Без доверия большее количество данных не делает нас более информированными, а лишь запутывает ещё больше.
5. Cнижение интереса к чтению
Текстовой информации стало больше, чем когда-либо. Однако люди читают всё меньше, а написание текстов поручают чат-ботам. Это опасно, потому что язык — основа мышления. И если вы плохо читаете или пишете, то не сможете хорошо мыслить.
6. Эффект пузыря новичка
Вы не можете научиться тому, что, как вам кажется, вы уже знаете
Эпиктет
Самые невежественные люди — не те, кто ничего не знает, а те, кто мало знает. Потому что небольшое количество знаний создаёт иллюзию понимания, которая убивает любопытство и ограничивает мышление.
7. Закон Паркинсона
Работа заполняет время, отпущенное на неё. Независимо от размера задачи, на её выполнение часто требуется ровно столько времени, сколько вы выделили. Потому что большее количество времени повлечёт за собой больше размышлений и прокрастинации.
Основополагающий принцип, известный как индуцированный (спровоцированный) спрос, применим ко многим другим ресурсам: чем больше памяти, тем программное обеспечение начинает занимать больше места (Wirth’s law), чем больше больничных коек появляется, тем больше пациентов поступает (Roemer’s law), чем больше энергии вырабатывается, тем больше становится её потребление (Jevon’s paradox), чем больше строится дорог, тем сильнее увеличивается транспортная нагрузка на них (Braess’ paradox).
8. Закон противоречия Бенфорда
Мы склонны заполнять пробелы в информации эмоциями. Мы боимся того, что не понимаем, любим то, что наивно романтизируем, и так далее. Таким образом, людей обычно, больше всего зажигает то, в чём они меньше всего разбираются.
9. Парейдолия
Мы видим то, что ищем.
На протяжении веков выживали именно параноики — те, кто мог распознать хищника по самым смутным очертаниям. От них мы унаследовали сверхактивное умение находить образы. Когда-то оно спасало нас от львов, но теперь мы видим их даже в небе.
10. Культура тотальной безопасности
После того как в школах США запретили арахис, потому что у некоторых детей была на него аллергия, у ещё большего числа детей начала проявляться аллергия на арахис из-за отсутствия контакта с ним. Мы всё больше защищаем детей от жизни, что делает их более уязвимыми перед ней. Слишком много безопасности опасно.
11. Фронемофобия
Уилсон и команда (2014) обнаружили, что люди, которым нечем заняться, кроме как думать или получить электрический разряд, чаще выбирали последнее. Многие из нас так стремятся убежать от себя, что скорее навредят себе, чем вообще хоть что-то сделают.
12. Эффект края
Обычно мы лучше запоминаем начало (эффект первичности) и конец (эффект новизны), чем середину. Поэтому если вы создаёте что-то, что имеет начало и конец, уделите им больше внимания.
Интересно, что этот эффект также влияет на большие языковые модели, и пока никто не знает, почему.
13. Эффект самооправдания
Вера в то, что вы хороший человек, может спровоцировать у вас плохое поведение. Тот, кто считает себя добродетельным, меньше беспокоится о своём поведении, что делает его более подверженным нарушению этических норм. Одна из главных причин безнравственности — лицемерная мораль.
14. Фальсификация предпочтений
Если люди боятся сказать то, что они думают на самом деле, они будут лгать. Поэтому наказание за высказывание — будь то оскорбление или угроза подавления свободы слова — в конечном итоге провоцирует на обман.
15. Отбор чокнутых
Основная тактика политических дебатов в интернете состоит в том, чтобы отобрать самых ненормальных представителей вражеской стороны и представить их в качестве показательных, и тем самым выставить всю сторону сумасшедшей.
Культурная война — это, по сути, просто высмеивание каждой стороной чокнутых другой стороны.
16. Моральное загрязнение
Мы ведём себя так, будто плохая репутация заразна, и близость к чему-то, что называют аморальным, сама по себе — аморальна. Бренды разрывают контакты с людьми, которых общество посчитало непорядочными, не потому, что им важны принципы этики, а потому, что они опасаются заразиться. Отказ от сотрудничества — моральный карантин.
17. Принцип KISS (Keep it simple, stupid)
Дизайн всего и вся постепенно упрощается, потому что простота — это легко и безопасно. Чем меньше всего, тем меньше поводов для оскорблений или оправданий. Но за такой безудержный минимализм приходится расплачиваться: наша культура теряет свою уникальность и самобытность.
18. Принцип «Просветлённый Идиот»
В этом мире есть два типа людей: те, кто иногда беспокоятся о том, что они идиоты, и настоящие идиоты.
Другими словами, лучший способ не быть идиотом — относиться к себе как к идиоту.
19. Иллюзия циничного гения
Циничные люди считаются более умными, но многочисленные исследования показывают, что на самом деле они глупее. Цинизм — не признак ума, а его замена, способ оградить себя от предательства и разочарования, не прибегая к действиям и размышлениям.
20. Парадокс ребенка боксёра
Каждое поколение стремится сделать жизнь следующего лучше. Но это лишает будущие поколения испытаний, которые закаляют характер. Не обрекаем ли мы потомство на слабость в нашем неустанном стремлении ко всё большему удобству?
21. Альтернативная гипотеза
В нас заложена вера, поэтому, убивая старых богов, мы создаем новых, чтобы заменить их. Новый атеизм породил Атеизм+, квазирелигию, посвященную «социальной справедливости». В духовной пустоте, оставшейся после отступления религии, многие теперь поклоняются «воук-идеологии» с новым Первородным Грехом (белый цвет кожи) и Святой Троицей (Разнообразие, Равенство, Инклюзивность).
22. Отвращение к неопределённости
Люди склонны считать неопределённые результаты менее приемлемыми по сравнению с плохими. В 2016 году Де Беркер с коллегами обнаружили, что участники теста, которым сказали, что есть небольшая вероятность того, что они получат удар током, демонстрировали гораздо более высокий уровень стресса, чем те, кто знал, что они обязательно его получат.
23. Семантический стоп-знак
Один из способов прекратить дискуссию — выдавать описания за объяснения. Например, слово «злоба» используется для объяснения поведения, но на самом деле лишь описывает его. Это снимает вопрос, не формируя понимание, а убивая любопытство.
24. Проблема зубной щетки
Психологи относятся к теориям, как к зубным щеткам: ни один уважающий себя человек не захочет пользоваться чужой. Эго и профессиональное давление побуждают теоретиков чрезмерно полагаться на собственные теории, поэтому они часто игнорируют лучшие модели в пользу своих собственных, применяя их все шире и шире, искажая их до полной деформации.
25. Эффект Фергюсона
Демонизация полиции со стороны движения «Жизни чёрных имеют значение» (BLM) привела к тому, что полиция свернула свою деятельность в чёрных кварталах. Это вызвало рост числа убийств и привело к потерям тысяч жизней чернокожих. Активисты движения BLM настаивают на том, что это — миф. Однако недавние исследования, такие как Cheng & Long (2022) и Campbell (2023), подтверждают, что это правда.
26. Синдром блестящего предмета
Нас привлекает всё новое, потому что в нашей истории эволюции новая информация имела значение. Но сейчас всё совсем не так. Потому что 99% новой информации — кликбейт, массовое производство и спешка, которые используют нашу тягу к новизне. Поэтому перестаньте гнаться за новинками и ищите ту информацию, которая прошла проверку временем.
27. Теория установления повестки дня
В большинстве случаев то, что передают по новостям, не имеет значения. Это только кажется важным, потому что об этом сообщают в новостях. Общественный диалог основан на сообщениях прессы и создаёт впечатление, что эти новости имеют наибольшее значение. На самом деле это просто то, что выбрали несколько редакторов, а массы бездумно раздули.
28. Исчезновение сострадания
«Одна смерть — трагедия, миллион — статистика».
Если представить два призыва к благотворительности — один, основанный на статистике голода, и другой, который рассказывает о судьбе одной голодающей девочки, то девочке люди, как правило, пожертвуют намного больше.
Наш мозг не способен воспринять большие цифры, поэтому мы ориентируемся в мире через истории, а не через статистику. Нами движет драма, а не данные.
29. Эффект «Да, черт возьми»
Вы с энтузиазмом говорите «да» планам на будущее, но когда приходит время, часто жалеете об этом.
Будущее кажется другим миром, далёким и безграничным. Поэтому вы наполняете его планами и забываете о нём, перекладывая ответственность на своё будущее «я».
Проблема в том, что ваше будущее «я» очень похоже на вас. Так что, если вы не хотите делать что-то сегодня, не соглашайтесь делать это в следующем месяце.
30. Эффект генерирования
Если вы действительно хотите разобраться в какой-либо теме, не читайте о ней, лучше пишите о ней. Сам процесс объяснения помогает установить связи и закрепить их в памяти гораздо лучше, чем пассивное чтение.
Это одна из причин, по которой я составляю такие списки!
Обсуждение
Похожее
600 лет автоматизации дизайна: от печатного станка до веб-индустрии
Тренды в дизайне крафтового пива 2022
Как учиться быстрее и эффективнее