Автор: Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

В этой и следующих статьях я расскажу об основах типографической композиции. Другими словами, о том, как расставить текст и иллюстрации на макете. Начнем с самого важного:

Ни один элемент не должен стоять случайно.

 

Неслучайно — значит, согласно определенному принципу. Их несколько:

1. Формат

Элементы привязывают к формату: его сторонам, углам и центру. Эти «направляющие» есть даже на пустом листе. Формат — самый большой объект на макете. Он ограничивает область действия элементов и влияет на них. Представьте, что это рамка: в нее можно упереться, коснуться, пройти насквозь. Всё как с картинками или текстовыми блоками.

2. Сетка

Чем больше элементов, тем больше нужно направляющих. Разделим формат на части по горизонтали и вертикали, в результате получится сетка. Это самый абстрактный из трех принципов, ведь изначально на листе нет никаких колонок и этажей. Мы просто условились, что они будут.

3. Форма

«Направляющими» для объектов могут быть другие объекты: геометрические фигуры, иллюстрации, блоки текста. В этом случае зависимый элемент повторяет или обыгрывает форму главного. Подробнее в одноименной статье.

Три принципа не существуют отдельно друг от друга, между ними много общего. Форма — это, по сути, та же сетка, только другого порядка. Модули сетки — это доли формата, и заполняются они схожим образом: с опорой на стороны, углы и центр. И чтобы окончательно всех запутать: формат — это форма макета :-)

Несколько примеров.

Здесь всё по формату: текст и картинка по углам, полоса по горизонтальному центру:

 

Всё по сетке, за исключением мотылька и колонтитула с линейкой:

 

По форме:

 

Крупные текстовые блоки держатся за верхнюю и нижнюю стороны формата. Колонки и строчки заголовка расставлены по сетке:

 

Подписи стоят по форме, рядом с теми объектами, к которым относятся. Даже если здесь есть сетка, мы всё равно ее не видим. Элементы в углах поддерживают формат, в том числе черная труба слева:

 

Рецепты заверстаны по форме, прямо на кувшинах. Остальные элементы по формату: заголовочный блок в ЛВУ, номер слайда (1/2) в ПНУ, подпись автора вдоль правой стороны. Стикеры, штампы и ярлычки можно шлепать куда угодно: они на отдельном слое. Подпись Tap for more повторяет форму стикера:

 

Текст старается заполнить пустоту вокруг фотографии и одновременно описывает рамку формата. Сетки нет вообще. Так компонуют обложки глянцевых журналов. Слова заголовка The Art of fashion пристраиваются друг к другу по форме:

 

К чему привязывать, разобрались. В следующий раз расскажу, как привязывать.


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

О пользователе Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Рубрики

Обучение, Статьи

Метки