Автор: Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Верстать можно не только по сетке, но и по форме. Текст необязательно должен выстраиваться в модули и равняться по направляющим сетки. Сегодня — о трех способах избавиться от прямоугольника.

1. Текст повторяет форму

Заполняет, обводит или зеркалит ее:

Джон Грей (Jon Gray). Обложка книги «Жутко громко и запредельно близко», 2005

Джон Грей (Jon Gray). Обложка книги «Жутко громко и запредельно близко», 2005

Страница электронного журнала Everyday Food. Издательство Марты Стюарт, август 2012

Страница электронного журнала Everyday Food. Издательство Марты Стюарт, август 2012

Цветок и лист рифмуются с темой номера и штрих-кодом:

Обложка журнала «Курс дела», сентябрь 2011

Обложка журнала «Курс дела». Дизайн автора, сентябрь 2011

2. Текст ссылается на форму

Подписи можно сверстать по модулю: собрать в блок и отделить от изображений:

Страница каталога «Интерьер без границ», 2011

Страница каталога «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011

А можно по форме, то есть поставить рядом с теми изображениями, к которым они относятся. Так труднее для дизайнера, но легче для читателя:

Страница каталога «Интерьер без границ», 2011

Страница каталога «Интерьер без границ». Дизайн автора, 2011

Страница электронного каталога «Икеи», 2014

Страница электронного каталога «Икеи», 2014

Фрагмент «Каталогуса-2015». Студия Артемия Лебедева

Фрагмент «Каталогуса-2015». Студия Артемия Лебедева

Эдвард Тафти переверстывает подписи к иллюстрации: http://www.edwardtufte.com/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=0002RP

Эдвард Тафти переверстывает подписи к иллюстрации

По форме верстают карты, планы и схемы. У текста нет и не может быть других ориентиров, кроме объектов на самой карте. Близость подписей к объектам важнее, чем выравнивание по условным направляющим:

Карта Нью-Йорка

Карта Нью-Йорка

Подписи на карте — один из немногих случаев, когда оправдана выключка по правому краю: она усиливает связь между текстом и объектом и помогает избежать возможные разночтения:

Фрагмент схемы Лондонского метро

Фрагмент схемы Лондонского метро

Карта без карты:

Текстовая карта Южной Америки, 1935

Текстовая карта Южной Америки, 1935

Юрий Гордон. Поэтическая карта Петербурга, 2014

Юрий Гордон. Поэтическая карта Петербурга, 2014

3. Текст создает форму (но не прямоугольник)

Хрестоматийный пример — стихотворение из «Алисы в стране чудес», набранное в форме мышиного хвоста:

Стихотворение из «Алисы в стране чудес», набранное в форме мышиного хвоста

Сюда же относятся привычные для старопечатных книг косынки на концевых полосах:

Разворот книги Галилео Галилея Le Operazioni del Compasso Geometrico et Militare. Венеция, 1606

Разворот книги Галилео Галилея Le Operazioni del Compasso Geometrico et Militare. Венеция, 1606

Современные примеры:

Боб Ноорда (Bob Noorda). Реклама Pirelli, 1959

Боб Ноорда (Bob Noorda). Реклама Pirelli, 1959

Шин Докхо (Shin Dokho). Плакат Translate into Mother Tongue, 2013

Шин Докхо (Shin Dokho). Плакат Translate into Mother Tongue, 2013

В отличие от «кирпичной» модульной верстки, верстка по форме изобразительна и пластична. Если можно так выразиться, это «верстка без посредников»: от формы к тексту — минуя сетку.

На плакате Розмари Тисси (Rosemarie Tissi) колонка текста, грациозно огибающая желтый круг, знаменует переход от сетки к форме и от модернизма к постмодернизму:

Розмари Тисси, плакат Serenaden 97

Следуйте форме!
Следуйте форме


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

О пользователе Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Рубрики

Обучение, Статьи

Метки