Автор: Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Памятка верстальщика вызвала большой резонанс, но, судя по комментариям в ЖЖ и на Awdee, мало кто понимает, почему всё именно так, как я нарисовал. Попробую объяснить на примерах. Сегодня речь пойдет о выключке по формату.

Хорошо

Особой требовательностью к набору отличались первопечатные книги. Вот, например, Николай Йенсон, 1476:

198558_original

А это Альд Мануций, 1499:

195902_original

Одинаковые межбуквенные и межсловные пробелы делают набор однородно серым. В нем нет ни дыр, ни темных пятен. Тон полосы спокойный, прозрачный и легкий (определения Дмитрия Карпова).

Современный пример:

196140_original

Плохо

Плохи любые попытки сделать полную выключку в вебе и на мобильных устройствах. Компьютеры еще не научились правильно расставлять переносы и следить за величиной пробелов. Издание The Daily для айпада:

198158_original

Здесь лучше, но текст всё равно слишком разреженный. Правая граница кажется неровной, потому что переносы не свешены:

197890_original

Полная выключка всегда работает плохо на узком формате. Тут необходим левый флаг, центровка или увеличение длины строки:

197152_original

Ошибки

Выключка по формату — неестественная форма существования текста, отсюда и многочисленные сложности. Ошибки, перечисленные в памятке, делятся на два вида: первые нарушают тон полосы (разреженные и сжатые строки), вторые — ее прямоугольность (висячие и концевые строки).

! Висячие предлоги, союзы и другие короткие слова не являются ошибкой набора при полной выключке. Ими жертвуют ради однородного тона. Исключение составляют однобуквенные слова в начале предложения; инициалы; цифры и буквы перед элементами списка; сокращения вроде т. е., т. к., и т. д., и др. Также нельзя разрывать цифру и относящееся к ней сокращенное слово:

198693_original

Как сделать в Индизайне

В первую очередь настраиваем вкладку Justification. Межсловное расстояние в интервале от 95 до 130%, межбуквенное — от −3 до 6%. Обратите внимание, что минимальное значение несильно отклоняется от желаемого (Desired): сжатые строки читать труднее, чем разреженные. Разрешаем масштабировать символы, но совсем чуть-чуть, от 99 до 101%:

198991_original

Эти цифры получены опытным путем (вы можете вывести свою формулу) и лучше всего подходят для книжного набора: 50–60 символов в строке. Для узкой колонки правила нужно ослабить.

Обязательно включаем переносы во вкладке Hyphenation. Ползунок выкручен в сторону Better Spacing:

199221_original

Если не включаются, значит, выбран не тот язык:

199664_original

Галочка H&J Violations (в панели Preferences) подсветит желтым строчки, в которых программе не удалось остаться в рамках заданных значений:

200410_original

Перечисленные выше настройки уже дадут сносный результат:

201510_original

Дальше работаем руками. В проблемных абзацах крутим трекинг (от −10 до 10) и в крайнем случае ширину символов (от 99 до 101%). Вместо трекинга можно менять только межсловное расстояние: сочетание клавиш Command + Option + Delete уменьшает пробелы между словами на 20 единиц, Command + Option + \ (бэкслеш) — на столько же увеличивает. (Ctrl + Alt + Backspace и Ctrl + Alt + \ для Винды соответственно.)

Иногда достаточно всего лишь изменить место переноса в слове (Command + Shift + — (дефис) и Ctrl + Shift + — для Винды) либо сделать слово неразрывным (то же сочетание клавиш, только перед первым символом).

201778_original

С концевыми и висячими строками также справляемся с помощью вгонки и выгонки. Концевую строку, немного не доходящую до края, втягиваем, чтобы пробел стал более внятным, либо доводим до правой границы (см. первый абзац на предыдущей картинке). О допустимости висячих строк можно долго спорить, однако в классической книжной верстке они запрещены.

! Ни в коем случае нельзя менять интерлиньяж и добавлять пробелы между абзацами. Как говорит Брингхерст, «такие фокусы разрушают ткань текста и… поражают книгу в самое сердце».

В конце еще раз внимательно смотрим на полосу, особенно на правый край. Проверяем правильность переносов. Возможно, после скрипта осталось несколько висячих слов или цифр, про которые я писал выше. (О скрипте в другой раз.)

Профит:

201388_original

Лирическое отступление

Многие «экранные» дизайнеры называют выключку по формату устаревшей и считают, что игра не стоит свеч. Они отчасти правы: оптимальное решение для экрана на сегодняшний день — это левый флаг. Однако у полной выключки есть свои преимущества. Во-первых, она лучше подходит для длительного, монотонного чтения. Мы привыкли читать художественные и научные тексты сверстанными по формату. Эта традиция выдержала испытание в 500 лет, чего пока не скажешь о флаговом наборе. Во-вторых, ровный прямоугольник обладает собственными композиционными возможностями. При умелом обращении он способен передать ритм, стилистику и настроение, которые несвойственны другим видам выключки.

Записи по теме:
Памятка верстальщика
Выключка по формату
Выключка по левому краю
Выключка по центру


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.
  • Евгений Яровых

    Ребята, а что за книга, разворот которой в примере.

    • На картинке ведь есть ссылка на источник (это если вы имеете ввиду Чихольда).

  • Maks B

    вот спасибо, дельно, +500 к карме :)

  • Ivan

    И еще раз спасибо!

О пользователе Игорь Штанг

Графический и веб-дизайнер, лингвист, фотограф, путешественник. Работал в издательской группе «Парамон» и Дизайн-бюро Артема Горбунова. Автор курса «Типографика и верстка».

Рубрики

Инструкция, Обучение, Статьи, Типографика

Метки

, , ,