Коммуникация в линиях: эволюция шрифтов

Перевод статьи Кэмерон Чапмен, которая рассказывает об эволюции шрифтов с эпохи Ренессанса до наших дней. В этом материале рассматриваются важные этапы эволюции дизайна шрифтов и их применения в графическом дизайне. Будет полезно почитать дизайнерам шрифтов и всем, кто интересуется историей типографики и её влиянием на визуальную культуру
Саша Павленко
Саша Павленко
Графический дизайнер и дизайнер шрифтов. Магистрант Южного федерального университета, направление 54.04.01 Дизайн. Занимаюсь исследованием технической эстетики акцидентных шрифтов.

Кэмерон Чапмен — колумнист Toptal, Smashing и CodeVisually — считает, что шрифтовой дизайн эволюционировал медленнее, чем другие области графического дизайна. Однако, если оглянуться на последние 500 с лишним лет, можно заметить невероятный прогресс. Начиная с изобретения печатного станка и заканчивая разнообразными веб-шрифтами.

Оригинал статьи Кэмерон Чапмен для Toptal.

Легко воспринимать книги и другие печатные материалы как должное. Однако до изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка в середине 15 века книги писались от руки. Как правило, они предназначались для элиты, хотя растущая грамотность среди среднего класса увеличивала спрос на них.

Начиная с печати Гутенберга и продолжая достижениями дизайнеров в 20-м и 21-м веках, шрифтовой дизайн в значительной степени был под влиянием доступности технологий на протяжении веков.

История книгопечатания: Книги для широких масс

Еще в 16 веке Иоганн Гутенберг понял, что возможность быстро и дешево производить книги в больших количествах — это прибыльная перспектива. Он использовал технологию наборных шрифтов из Восточной Азии, и винтовые прессы, используемые фермерами в Европе, чтобы реализовать идею первого печатного станка.

Поскольку Гутенберг был ювелиром, он мог создавать прочные буквенные блоки, которые можно было использовать многократно. Размещение букв для каждой страницы могло занять целый день, но затем страницу можно было напечатать столько раз, сколько необходимо. Это сильно упростило процесс создания книг.

Формы букв Гутенберга по рисунку имитировали средневековые рукописные почерки ширококонечным пером (по-другому — готическое письмо, прим. перев.). Поэтому форма букв плохо подходила для размещения большого объема текста на одной странице. Это приводило к увеличению их количества в книгах, а настройка каждой страницы занимала больше времени.

Компактные шрифты

Готические шрифты стали первым стандартом в типографике, поскольку они воспроизводили стиль рукописного письма того времени. Однако их недостатком было то, что они занимали много места на странице.

В 1470 году Николя Жансон осознал, что использование более простых форм букв позволит разместить больше текста на одной странице. Это, в свою очередь, привело к сокращению размера книг и уменьшению времени, необходимого для их настройки. В результате он создал первый римский шрифт, основанный на готическом письме и итальянском гуманистическом минускульном письме.

Шрифт Жансона стал первым, созданным с учетом типографских принципов, а не по образцу рукописей. Он также стал основой для многих современных шрифтов, включая Centaur, разработанный Брюсом Роджерсом в 1914 году, и Adobe Jenson, созданный Робертом Слимбахом в 1996 году.

В то время как римский шрифт Жансона экономил место на печатной странице, другие пытались сэкономить еще больше места, чтобы повысить эффективность книгопечатания. В 1501 году Альд Мануций и Франческо Гриффо создали первый курсивный шрифт, который позволил разместить на странице еще больше текста. Хотя изначально курсив был изобретен для экономии места, впоследствии он стал использоваться для выделения текста.

Улучшение читабельности

Объем текста на странице был не единственной типографской проблемой, с которой столкнулись разработчики первых шрифтов. В погоне за эффективной экономией пространства, типографы того времени не уделяли должного внимания читабельности. Особенно для курсивных шрифтов.

В 1734 году Уильям Кэзлон разработал новый стиль шрифта. Он отличался более выраженным контрастом между штрихами каждой буквы. Эти шрифты, известные сегодня как «шрифты старого стиля», с первого взгляда делали буквы более узнаваемыми и улучшали читаемость.

В 1757 году Джон Баскервилл создал так называемую «переходную антикву», которая отличалась более четкими формами. Он усовершенствовал процесс изготовления шрифтов, чернил и печатных станков, но его шрифты были гораздо темнее, чем у современников.

Из-за толщины штрихов шрифтовой дизайн Баскервилла подвергся осуждению. Один из его критиков даже заявил, что эти шрифты способствуют «ослеплению нации». Несмотря на коммерческую неудачу, его шрифты были возрождены в 20 веке, и с тех пор Джона Баскервилла называют «величайшим печатником Англии».

Появление антиквы нового стиля

В 1780-х годах два шрифтовых дизайнера — Фирмен Дидо во Франции и Джамбаттиста Бодони в Италии — создали шрифты нового стиля с нескругленными засечками и резким контрастом между штрихами. На первый взгляд, эти шрифты очень похожи по внешнему виду. Они демонстрируют высокое качество работы по литью металла, поскольку более тонкие штрихи требовали гораздо более высокого мастерства.

В то же время, между ними есть некоторые явные различия. В основном в форме и расположении отдельных буквенных модулей. Например, заглавная буква J в шрифте Bodoni выступает за пределы базовой линии, а в шрифте Didot она располагается на базовой линии. Оба штриха в цифре «3» в шрифте Bodoni заканчиваются каплями, а в шрифте Didot каплей заканчивается только верхний штрих.

В антиквах нового стиля ярко выражен контраст между тонкими и толстыми штрихами. Из-за этого они не являются самыми читабельными шрифтами при небольших размерах. Эти шрифты лучше всего подходят для заголовков и для акциденции. Однако при высоком разрешении они могут быть уместны и для основного текста.

Появление брусковых шрифтов

Первый коммерческий шрифт с брусковыми засечками, или египетский шрифт, названный «Antique», был разработан Винсентом Фиггинсом в 1815 году. Он привлекал больше внимания, чем более традиционные шрифты с засечками, и считается первым акцидентным шрифтом.

Его популярность быстро возросла сразу после выпуска. В это время развивается печатная рекламная продукция. Некоторые брусковые шрифты были разработаны специально для использования в большом кегле для рекламы и плакатов. Это был значительный шаг вперёд по сравнению с более ранней практикой адаптации текстовых шрифтов для заголовков.

Развитие рекламной акциденции также привело к появлению первого шрифта без засечек.

Первое появление шрифтов без засечек

Примерно в то же время, когда стал доступен первый шрифт с засечками, в продаже появился первый шрифт без них. В 1816 году Уильям Кэзлон IV — правнук того самого Уильяма Кэзлона, который разработал антикву старого стиля, создал шрифт «Two Lines English Egyptian». Он также известен как «Caslon Egyptian». Шрифт быстро завоевал популярность в рекламной акциденции, объявлениях и других печатных материалах.

Шрифт без засечек берёт своё начало в форме печатного письма от руки. В английском языке это называется «block lettering». Эта форма письма была известна еще с античности и обсуловлена увеличением разборчивости.

В начале 1800-х годов, после важных археологических открытий, в западном мире распространилась «египтомания». Как типографика, так и шрифтовой дизайн начали активно использовать элементы древнеегипетского искусства и его печатного стиля письма.

Следующее значительное событие в дизайне шрифтов без засечек произошло 100 лет спустя. Английский дизайнер Эдуард Джонстон разработал культовый шрифт для лондонского метрополитена, который используется до сих пор.

Шрифтовой дизайн 20 века

20-й век принес еще более важные изменения в истории шрифтового дизайна. Первым штатным дизайнером шрифтов был Фредерик Гауди. Он начал свою карьеру в 1920-х годах и создал культовые шрифты, которые используются до сих пор. Например, Copperplate Gothic и Goudy Old Style (основанные на шрифтах старого стиля Жансона).

В 1957 году Макс Мидингер разработал Helvetica, возможно, самый известный шрифт 20 века. Другие культовые минималистичные шрифты были также разработаны в 20 веке. Например, Futura Пауля Реннера и Optima Германа Цапфа.

Цифровая типографика

Первый цифровой шрифт — Digi Grotesk — был разработан Рудольфом Хеллом в 1968 году. Ранние цифровые шрифты были растровыми, что приводило к неидеальной читаемости при небольших размерах. В 1974 году были разработаны первые векторные шрифты. Это привело к улучшению читаемости при одновременном уменьшении размеров файлов.

К концу 1980-х были созданы шрифты TrueType. Они позволяли использовать один файл как компьютерным дисплеям, так и устройствам вывода, таким как принтеры. В 1997 году были изобретены шрифты OpenType. Это позволило платформам Mac и PC использовать один формат шрифта.

В том же году CSS включил первые в истории правила оформления шрифтов. А в следующем году в Internet Explorer 4 была добавлена первая поддержка веб-шрифтов. Хотя в то время они не получили широкого распространения.

Эволюция веб-шрифтов

Их популярность пришлась уже на 21 век. В 2009 году был разработан формат Web Open Font Format (WOFF), который был добавлен в веб-стандарт W3C. Это нововведение открыло путь к широкому использованию веб-шрифтов. И в 2011 году все основные браузеры наконец начали поддерживать WOFF.

Широкая поддержка веб-шрифтов стала настоящим прорывом в мире цифрового дизайна. Она открыла перед дизайнерами практически неограниченные возможности в области веб-типографики. Благодаря этому возникли новые тенденции, такие как крупная типографика и использование векторных шрифтов.

В 2016 году в стандарт OpenType была внедрена инновационная технология вариативности, которая стала основой для значительных преобразований в области веб-типографики. Благодаря вариативным шрифтам, появилась возможность использовать меньшее количество файлов, что значительно ускорило загрузку веб-страниц.

Эволюция типографики: что нас ждет в будущем?

Вариативные шрифты внесли существенный вклад в шрифтовой дизайн. Однако в будущем еще могут появиться новые тенденции и технологии. Одна из областей, где наблюдается значительный пробел, — это широкий охват глобальных письменностей. Сегодня многие гарнитуры поддерживают только латиницу. Но для сотен миллионов людей актуальна возможность использования шрифтов с другими письменностями. Например, греческой или кириллицей.

Некоторые области дизайна быстро меняются и развиваются, но типографика на протяжении столетий развивалась довольно медленно. Одной из новых технологий, за которыми стоит следить, является разработка цветных шрифтов. Такие шрифты позволяют включить несколько цветов в отдельный глиф на программном уровне. Хотя технологии, позволяющие это сделать, существуют уже несколько лет, они пока не получили широкого распространения. Например, OpenType-SVG — COLRv0 и более современный COLRv1. С другой стороны, веб-шрифты были технически доступны более десятилетия, прежде чем получили широкое распространение.

История развития шрифтов научила нас тому, что типографика будет продолжать развиваться. Этого требуют запросы дизайнеров и читателей.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение