Краткий гайд по режиссерским тритментам. Часть 1: что это, кому нужно, термины

Зачем нужны режиссерские презентации? Такие документы, чаще всего в формате pdf, необходимы прежде всего для того, чтобы режиссер, который участвует в тендере на съемку рекламного ролика, смог убедить клиента, что именно он лучше своих конкурентов и будет идеальным подрядчиком для съемки рекламного видео.
Анастасия Мохань
Работаю с режиссерами по всему миру с 2018 года, занимаюсь дизайном режиссерских презентаций, а также поиском визуалов и референсов

Чаще всего для таких задач режиссеру в помощь нанимаются дизайнеры, которые помогут ему найти нужные картинки и референсы для презентации, а также сверстать все в единый документ. Сами режиссеры редко занимаются дизайном таких документов, потому что у них не хватает на это времени. Допустим режиссер одновременно участвует в пяти тендерах, ему нужно сделать 5 полноценных презентаций, каждую на 30 слайдов, а еще и успевать работать на съемочной площадке. В таких случаях дизайнеры берут на себя сложную работу и помогают в создании презентаций.

В отличие от стандартных маркетинг- или бизнес-презентаций режиссерские документы сильно отличаются по наполнению: картинки, референсы, анимационные визуалы. В бизнес-презентациях не встретишь яркий дизайн, красочные элементы, гифки и скриншоты из рекламных роликов. А режиссерская презентации как раз все эти элементы включает. Она не выглядит строгой, слайды не бывают белыми с черным текстом поверх, каждый документ от начала до конца выглядит как модный журнал, который выглядит как отдельное произведение искусства.

Основные понятия

В статье про тритменты я расскажу о презентациях, которые создаются для режиссеров. Эта сфера дизайна новая, она начала свое существование буквально лет 14 назад и всё начиналось с документа Word, наполненного сплошным текстом, который был разбавлен лишь парочкой картинок. Сейчас же такие презентации создаются в Adobe Indesign, конструкторе сайтов Readymag и в Photoshop. За столько лет спрос лишь вырос и больше дизайнеров зашло в эту сферу. Это будет краткий гайд, памятка, которая познакомит вас с этой профессией, расскажет из чего она состоит, а также, что собой представляют режиссерские презентации. В конце у вас будут все данные, чтобы самим попробовать написать небольшой тритмент. Если вы ищете себя, начинаете в дизайне или уже хорошо владеете программами, то эта статья для вас. Она даст вам новый глоток вдохновения и, возможно, привнесет в вашу жизнь новое хобби. 

Тритмент — краткое название режиссерской презентации. Именно режиссерской. Для чего он нужен? В первую очередь для того, чтобы представить свое видение уже готового сценария, пропустив его через себя и добавив некоторые личные идеи.

К примеру клиенту Samsung нужно снять рождественский ролик своего нового девайса. Клиент (Samsung) обращается к креативному агентству, которое в свою очередь придумывает сценарий и идею будущего рекламного ролика с нуля. Клиент утверждает сценарий и с готовым пакетом идей вместе с креативным агентством идет в рекламный продакшн. Рекламный продакшн получает сценарий, заметки и техническое задание. Рассмотрев все это продакшн предлагает десятку лучших режиссеров (российских и зарубежных), которые на их взгляд максимально хорошо снимут будущий ролик Samsung. У таких режиссеров в портфолио есть похожие по тематике ролики, которые совпадают по настроению и стилю с теми рекламными видео, которые снимает компания Samsung.

После того как продакшн находит 10 режиссеров, клиенту Samsung предстоит выбрать одного из этих режиссеров — победителя. Как его выбрать? Тут и приходит на помощь тритмент — документ, в котором каждый из этих 10 режиссеров описывает со своей точки зрения сценарий ролика, предлагает свои идеи, рассказывает о том, где и как он хочет снять ролик, какой кастинг при этом видит, описывает желаемую локацию, цветокоррекцию для ролика, с кем хотел бы работать в паре, с каким оператором и художником, а также рассказывает о настроении и стиле ролика. Он подбирает все необходимые референсы и картинки, посмотрев на которые клиент Samsung представит себе как будет выглядеть их будущий ролик. 

Режиссеры сами редко занимаются такими презентациями из-за нехватки времени. Для этого им в помощь нанимаются копирайтер и дизайнер, которые помогут найти необходимые картинки, написать воодушевляющий текст и хорошо сверстать презентацию. В итоге режиссеры конкурируют друг с другом в тендере за будущий проект. Чья презентация окажется лучше и больше понравится клиенту — тот и получит право снять будущий рекламный ролик. Дизайнеры помогают режиссерам добиться этого выигрыша.

Пример тритмента

Верстка – непосредственно сам дизайн презентации, оформление текста и картинок в презентацию.

Копирайтер — человек, который пишет текст для режиссерской презентации. Копирайтер делает свою работу платно, но с передачей всех прав режиссеру. Якобы это он написал текст. Поэтому стать знаменитым на весь мир в этой профессии не получится, но в своих кругах — определенно да! 

Кроме копирайтеров существует еще и другая позиция, на которой человек непосредственно занимается поиском картинок, видео, гифок.


Бриф — тот самый документ, в котором прописаны моменты по будущему ролику. По-другому это называется “техническое задание — ТЗ”. Здесь клиент вместе с креативным агентством описывают все то, что они придумали по сценарию будущего ролика. У всех клиентов брифы разные, вот один из них. Обычно в таких документах дублируются главы, которые раскрываются в самом тритменте. Это некий черновик, который режиссер использует для создания уже своей презентации. В нем можно найти информацию о главной идее ролика, его сообщении, о целевой аудитории, о бренде, клиенте, локациях для съемки, актерах, их гардеробе, а также в целом об арт-дирекшене. Все эти главы режиссер позже дополняет и раскрывает со своей точки зрения в своем тритменте.

Референсы = картинки = видео — всё то, что может показать клиенту то, о чем говорит режиссер. К примеру референсом по цвету для презентации ИКЕА может быть простой лаконичный ролик, снятый дома с дневным натуральным светом.

А если мы хотим снять ночную рекламу, то референс ночью и с темным светом.

Картинки = скриншоты = фотографии (например нам нужно найти кадры того, как девушка работает за компьютером).

Сценарий ролика. Он описан покадрово, четко, с деталями. Как мы выше говорили, сам сценарий придумывается креативным агентством, но режиссер всегда имеет право дополнить его своими идеями, чуть-чуть изменить или предложить другие сцены. В тритменте режиссер детально описывает сценарий и четко рассказывает о том, как должна выглядеть каждая сцена по его мнению.

Как пример можем посмотреть на вот этот сценарий:

Воркаут-площадка на открытом воздухе, вокруг много зелени, а над головой — солнечное небо. Молодой крепкий парень повис на турнике, его взгляд устремлен вверх. По его сосредоточенному лицу и глубокому дыханию становится понятно, что это уже не первый подход к снаряду. Парень серьезен, он готовится выполнить задачу и подтянуться еще несколько раз, но ему явно не хватает сил — он перебирает руками по перекладине. Поверх кадра мы видим крупный титр, подкрепляющий волнение парня: НЕ СМОГУ. 


За кадром мы слышим мужской голос: Кажется, что силы на исходе?

Камера плавно движется справа — налево (панорамная съемка). В левой части экрана на переднем плане возникает упаковка йогурта, которая перекрывает предлог «НЕ» в титрах. Теперь мы видим более жизнеутверждающую фразу: СМОГУ.

Мотивирующий мужской голос призывает: Посмотри на жизнь по-новому!


Кат. Переход на аппетитное продуктовое демо. Открытие упаковки йогурта. Погружение ложки в йогурт. Вынимание ложки. Аппетитное поедание йогурта главным героем. Голос за кадром:


Натуральный йогурт — это в 2 раза больше натурального белка для здоровья и сил.


Кат. Мы возвращаемся к нашему герою, он все-таки подтягивается еще и еще! Кажется, что его не остановить…
Пэкшот. Слоган.


Сила натурального белка.

Клиент — это наш непосредственный бренд, то есть тот продукт, для которого мы делаем презентацию. С клиентом мы (дизайнеры) никогда не общаемся. В первую очередь именно потому, что ему не нужно знать, кто помогает режиссеру с работой. Клиент хочет видеть финальный результат от лица режиссера и в сфере тритментов не принято раскрывать все карты и открыто говорить о том, кто помогает режиссеру создать презентацию. Клиенты — это те самые важные люди, которые выделяют деньги на съемку ролика, но которые далеки от общения с дизайнерами. 

Агентство = креативное агентство. Они придумывают идею и сценарий ролика с нуля, предлагают ее клиенту, а клиент позже утверждает. Они являются связующим звеном между главным клиентом и продакшеном. Через креативное агентство идет всё общение продакшена с клиентом и клиента с продакшеном.

Продакшн — наш непосредственный заказчик, он оплачивает наши с вами услуги. Он снимает сам ролик. Он нанимает режиссера. Непосредственное снятие ролика и набор всей команды — задача рекламного продакшена. А также координация процесса создания тритмента, общение режиссера и дизайнера — это тоже всё его задача.


Соглашение о неразглашении — договор, во время срока действия которого запрещено говорить о проекте, упоминать его имя, клиента и сам продукт. Запрещено выкладывать оригинальные слайды тритмента, а также любые оригинальные части работы на всеобщее обозрение и в соцсети. Такое условие чаще всего выставляется именно дизайнеру и действуют до момента выхода ролика на экраны ТВ и в интернет.


В следующей части статьи я подробно расскажу о том, как правильно написать каждую главу для тритмента, а также приведу примеры.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение