Она провела параллель с автотюном в музыке. Автотюн — инструмент для автоматической обработки вокальных дорожек, который делает их идеально настроенными. Также как автотюн лишает мелодии уникальности, так и автотюн-типографика не может полноценно раскрыть суть послания бренда к пользователю
Далее текст от лица автора
Кажется, что культурные амбиции дизайнеров всегда на подъёме. На самом деле, часто то, что мы встречаем, оказывается очередным примером бессмысленного графического дизайна.
Несколько слов, написанных заглавными буквами, расположенных по центру или в левом верхнем углу страницы, набранных каким-нибудь гротеском в начертании regular. Чаще всего это чёрный шрифт на белом, или наоборот. Но возможны и варианты с цветом. Международная ли это выставка дизайна, шоу для Венецианской биеннале, новое галерейное пространство, организованное художниками, или выпускной школы дизайна, — в последние годы наш западный «арт-дизайнерский» пузырь переполнен подобными решениями.
Пока я тщётно ждала, что этот тренд постепенно исчезнет, как и любой другой тег из Trend List (который не включает этот), я поняла, что мне нужно название, чтобы сформулировать его и объяснить раздражение, которое я испытываю по этому поводу.
Со временем я обнаружила, что у меня возникает подобное раздражение, когда я периодически слушаю музыку по радио. И я поняла, что аудиоэквивалент этого типографического однообразия — автотюн. Изначально автотюн создали, как инструмент для автоматической обработки вокальных дорожек, чтобы идеально настроить их звучание и убрать случайные искажения. Все мы знаем, что для большинства современных создателей поп-музыки он превратился в стандартную обработку голоса и получил широкое распространение, так что обойтись без него практически невозможно.
Так же и эта стандартная типографическая обработка в стиле CAPS-LOCK широко представлена в нашем визуальном ландшафте. Её можно применить к чему угодно, и это что угодно мгновенно приобретёт нормальный вид, соответствующий нашему времени (по крайней мере, с точки зрения дизайнера). Это и есть автотюн-типографика.
В 1995 году, в 34 выпуске журнала Emigre, мистер Киди написал статью под названием «Зомби-модернизм. Он жив!». Он утверждал, что «модернизм больше не стиль, а идеология, и эта идеология — консерватизм». То, что я наблюдаю в последние годы, — не новое олицетворение этого консервативного взгляда на модернизм: он, очевидно, лишён какой-либо идеологии и идёт ещё дальше, отказываясь формулировать мысли визуально и типографически.
«Артикуляция» означает способность выразить мысль, сохранив её нюансы и сложность. В английском глагол «артикулировать» (to articulate) этимологически связан с нашими сочленениями (articulations) — суставами в нашем теле, которые позволяют нам плавно двигаться и адаптировать диапазон действий к потребностям каждой отдельной ситуации. Если соотнести это ощущение с вашим опытом, представьте, что ваши колени и локти заблокированы: диапазон движений сокращается, лёгкость в действиях исчезает, возможность реагировать ограничена. Этот шрифт, набранный заглавными буквами, без контраста, оказывает аналогичное ограничивающее воздействие на коммуникацию: он негибко перемещается по миру, усредняет своё содержимое и в конечном итоге общается лишь сам с собой. Но что именно он обозначает?
АВТОТЮН-ТИПОГРАФИКУ можно рассматривать как одно из многочисленных проявлений «нормального» или «пост-аутентичного» графического дизайна. В настоящее время эти два определения используют, чтобы обозначить реакции на предыдущие визуальные тенденции, которые стремились к идиллической «аутентичности». Оба эти определения относятся к концепции «дизайн систем по умолчанию», который обсуждают уже почти двадцать лет.
Обилие кавычек показывает, что я отхожу от этого спора. В этой борьбе за то, кто более «аутентичен» или «искренен», я предпочитаю придерживаться другой точки зрения: той, которая признает существование условностей, культурных норм, стандартов, шаблонов, стилей, проверенных решений и тот факт, что дизайнеры могут опираться на них в своей работе. При этом я не отказываюсь от идеи того, что прежде чем быстро вписывать проект в существующую форму, требуется время на обдумывание. При использовании и повторном применении графических формул мы могли хотя бы попытаться осознать их происхождение и значение (если таковые имеются), а также причины, по которым мы их используем.
При подборе иллюстраций для этой статьи я заметила две позиции по отношению к такой ТИПОГРАФИКЕ: для одних дизайнеров это настройка по умолчанию, а другие рассматривают её как один из множества доступных вариантов, который можно выбрать при попытке позиционировать проект в определённой нише или субкультуре.
На самом деле, как ни парадоксально, эта типографическая монокультура, похоже, процветает в европейских независимых художественных издательствах и на мероприятиях, а также в школах с культурным уклоном. Парадокс в том, что её крайний конформизм и игнорирование визуального разнообразия используются для поддержки и продвижения альтернативного контента. Часто этот контент произведён самостоятельно и полон критических ожиданий, которые моментально отвергаются его плоской визуальной презентацией.
Если эффективность автотюна заключается в устранении ошибок или минимизации специфического вокального тембра певца, то автотюн-типографика работает, потому что превращает слова в недифференцируемые блоки, которые можно разместить на странице без лишнего беспокойства: текст перестаёт быть проблемой. Автотюн-типографика превращает визуальный дизайн в автоматическую, а-критическую деятельность и отказывается от того, что, по моему мнению, по-прежнему важно для этой практики: брать на себя ответственность за то, как выглядят вещи.
Обсуждение
Похожее
Гайд по иконкам: какие выбрать и когда лучше обойтись без них
Инструкция: как сделать свой первый набор векторных иконок
Типографические плакаты Кати Штольц из Штутгарта