Полное интервью: medium.com/design-pub/ebfda4473c9f
Главные тезисы из интервью с Александрой:
Начало пути в шрифтовом дизайне. После школы Александра выбрала обучение в «Полиграфе» (Московский государственный университет печати) по абсолютно прозаическим причинам. Преподавателем предмета «Шрифт» оказался настоящий шрифтовой дизайнер — Тарбеев Александр Владимирович. Так неожиданно у Александры появилась возможность получить фундаментальные знания в области шрифтового дизайна. Стало понятно, что это то, что у Александры получается лучше всего. Это была редкая, экзотическая специальность и, чтобы иметь возможность создавать что-то новое, она выбрала шрифтовой дизайн
Про кириллицу. Для русскоязычного шрифтового дизайнера вполне естественно стараться рисовать кириллицу наилучшим образом
Инсайт относительно кириллицы. В «Полиграфе» преподаватель каллиграфии после того, как студенты копировали текст латиницей, просил попробовать их придумать к этому почерку кириллицу. Тогда Александра начала задумываться о том, что при должном старании со стороны дизайнера можно хорошо написать кириллицу ширококонечным пером. Да, придется поломать голову, повертеть перо, но глобальной проблемы в этом нет
Развитие кириллицы. Ранние системные шрифты создавались людьми, которым кириллица была не особо важна. По сравнению с началом 2000-х сейчас ситуация довольно сильно выправилась. Есть люди, для которых кириллица — это не родная письменность (дизайнеры из Словакии, Франции, Германии). Тем не менее они консультируются со шрифтовыми дизайнерами-носителями и рисуют её действительно хорошо
Про покупку лицензий. Сейчас стало сложнее покупать лицензии на шрифты того же Monotype и других зарубежных студий, но это все еще возможно. Многие компании покупали лицензии на западные шрифты через Паратайп, потому что ни одна модная студия не может предоставить всей документации, которая нужна отечественной бухгалтерии. Паратайп предоставлял посреднические услуги по покупке шрифтов у зарубежных студий и продолжает это делать. Сейчас компании стараются выбирать российские студии, чтобы иметь возможность получать все необходимые документы
Про лицензии. Первоначально в Америке цифровой шрифт защищался как софт. В России и во многих странах Европы шрифт защищается еще и как дизайн. Постепенно ответственность за легальность шрифта перекладывается с дизайнера на конечного клиента этого дизайнера. Если вы используете шрифт и он не бесплатный, необходимо обязательно предупреждать об этом клиента и предоставить ему ссылку на оплату лицензии
Нюансы разработки индивидуального шрифта для компании. Большой компании может оказаться выгоднее заказать собственный шрифт, чем покупать много дорогих лицензий для разных целей его использования. Плюс это позволяет реализовать все пожелания к шрифту со стороны бренда. Но нужно понимать, что это долгий процесс, который растянется на месяцы
Шрифтовое образование за рубежом. Чтобы сразу после обучения начать работать шрифтовым дизайнером, можно пройти годичный курс в Университете Рединга в Великобритании, в Гаагской королевской академии искусств или двухгодичный курс в Швейцарии. Но чтобы поступить туда, необходимо уже иметь большой шрифтовой бэкграунд
Шрифтовое образование в России. Российское образование не заточено на выпуск готовых шрифтовых дизайнеров. Среди отечественных курсов можно обратить внимание на курс Багира Сафаева, BoldItalic Димы Голуба, Шрифтовую мастерскую Маши Дореули и Александра Тарбеева, обучение при студии Димы Барбанеля. Но нужно понимать, что несмотря на качество и систематичность курсов, они короткие и не сделают из человека готового шрифтового дизайнера
Обучение шрифтовому дизайну. Самостоятельно обучиться шрифтовому дизайну непросто. Его можно рассматривать как изучение иностранного языка, для освоения которого понадобится фонетика, чтобы правильно произносить слова, грамматика, чтобы строить фразы и словарный запас. Фонетику и грамматику можно изучить сравнительно быстро, а слова придется учить всю оставшуюся жизнь. Аналогично со шрифтовым дизайном
Фонетика шрифтового дизайна — это оптическая компенсация. Например, круглые и треугольные знаки нужно свешивать под строкой, иначе они будут выглядеть меньше, чем прямоугольные. Или даже в самом геометрическом шрифте вертикали всегда немного толще, чем горизонтали
Грамматика шрифтового дизайна — это логика того, какая часть буквы какой соответствует, какие части должны быть одинаковыми. Это всё изучается быстро
Лексика шрифтового дизайна — это насмотренность, знание его истории, классификации и современных трендов. Ее приходится изучать всю жизнь
Лучший способ обучения шрифтовому дизайну. Это практика: сделать собственный шрифт, получить обратную связь от опытного шрифтовика, переделывать до тех пор, пока не получится. Александра работала над своим первым шрифтом примерно 4 года и переделывала его с нуля 4 раза
Про профессиональную деформацию. Ты замечаешь недостатки верстки вывесок, флаеров, книг, когда находишься на начальном этапе своего шрифтового пути. К ним следует относиться всего лишь как к общему фону
Про предназначение шрифтового дизайнера. Шрифтами занимаются те, кто шрифтами не может не заниматься. Это кропотливая работа с малопредсказуемым результатом. Шрифт может выстрелить, а может — нет
Важно понимать, что дизайнеры не спасают мир, но у них есть возможность сделать его немного лучше. Даже если заниматься чисто коммерческими проектами, есть все шансы улучшать визуальную среду. Ведь ты работаешь не только для самого клиента, но и для его клиентов. Если удается сделать то, что хочет заказчик, и при этом удержать планку визуальной культуры — это уже шаг в нужном направлении
Люди воспринимают визуальную среду на подсознательном уровне. Когда вокруг красиво, это поднимает настроение. Это знание может стать вдохновением для дизайнера и мотивировать его идти вперед
Про историю создания «Живой типографики». Эта книга стала дипломной работой Александры. На тот момент знания на тему тонкостей верстки передавались в устной форме. Информацию можно было найти либо в старых редких советских изданиях, либо в книгах на иностранных языках, либо в переводных источниках с большим количеством ошибок и неточностей. Так Александра решила создать учебник, который она писала в течение полутора лет под руководством профессоров «Полиграфа»
«Живая типографика 2.0». В ближайшее время Александра планирует выпуск второго издания книги. Обновленный текст практически готов, осталось закончить работу над подборкой иллюстраций и макетом
Про организацию рабочего времени и профессиональное выгорание. Александра живет за городом и работает удаленно. При этом она воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство. Такой режим не позволяет ей выгореть по работе. Переключение с одной деятельности на другую плюс систематизация рабочих процессов помогают успевать делать то, что она считает важным
Книги для целей организации себя и своей работы. «Джедайские техники» Максима Дорофеева и «Магическая уборка» Мари Кондо в комплексе. Основная идея заключается в том, что ты никогда не успеешь сделать всё. Нужно всего лишь постараться вписать в день одно дело, которое двигает тебя вперед
Финальный совет. Перфекционизм — болезнь многих шрифтовых дизайнеров. Когда ты что-то хочешь сделать, ты выбираешь не между идеально и средне, а между средне и никак. Потому что можно всю жизнь собираться делать идеально, но так и не собраться. Никогда не будет сразу круто, чтобы было круто, необходимо делать долго, методично и по чуть-чуть, но всегда двигаться в одном направлении
Обсуждение
Похожее
11 альтернативных схем петербургского метро
Как стартовые наборы Figma помогают сосредоточиться на UX
Тренды в дизайне логотипов 2020: свежий LogoLounge trend Report Билла Гарднера