Ле Витт родился в семье эмигрантов из России, отец был врачом. В 1945–49 гг. учился на отделении искусств Сиракузского университета (Нью-Йорк), в 1951–52 гг. служил в американской армии в Японии и Корее, начал изучать там восточную архитектуру. Вернувшись в Америку, Ле Витт в 1953 г. поселился в Нью-Йорке и поступил в Школу карикатуристов и иллюстраторов. В 1954–55 гг. работал светокопировщиком в журнале «Севентин», в 1955–56 гг. — графиком у архитектора. В 1957–60 гг. Ле Витт начал заниматься живописью, кроме того, по заказу торговых фирм, графическим дизайном. Преподавал в школах искусств в Нью-Йорке — при Музее современного искусства (1964–67), Купер Юнион (1967–68), Школе визуальных искусств (1969–70) и др. В конце 1960-х гг. Ле Витт опубликовал две декларации о концептуализме, имевшие большой резонанс в художественном мире: «Тезисы концептуального искусства» (1967) и «Суждения концептуального искусства» (1969). В 1976 г. Ле Витт заинтересовался книжным дизайном, затем стал одним из основателей группы, которая занималась публикацией книг художников-концептуалистов, создаваемых ими самими и представлявших один из видов концептуального искусства.
Основные персональные выставки Ле Витта: Гаага (1970), Берн (1972), Эдинбург (1975), Лондон (1986), Кливленд (1987) и др.
Ле Витт работает в различных видах искусства: трехмерные структуры, рисунки на стенах-панелях, принт (тиражная графика), оформление книг, керамика, фотография. Он одним из первых сформулировал принципы минимализма и концептуализма и реализовал их в своем творчестве. Ранние работы Ле Витта (рисунки, которые он сам называет «транскрипциями», и его трехмерные структуры) говорят об интересе к явлениям искусства, построенным на ясных линиях и сочетаниях простых элементов. Как концептуалист, Ле Витт открыто демонстрирует влияние разных направлений и художников (особенно П. делла Франчески) на свое творчество («Штудии по произведениям Пьеро», 1958, собственность художника; «Настенная структура из девяти частей, каждая из которых содержит в себе произведения искусства других художников», 1963, коллекция Н. Гольдмана, Нью-Йорк).
В более поздних работах проявился собственный стиль Ле Витт, который можно рассматривать как манифест художников, искавших альтернативу и традиционной живописи, и скульптуре, и экспрессионизму, в том числе абстрактному, господствовавшему в то время в американском искусстве. В стиле Ле Витта идея минимализма состояла в ограничении произведения искусства несколькими основными и нейтральными составляющими элементами — прямая линия, квадрат, куб, черное и белое; это была очевидная реакция на избыточность средств, которыми пользовался абстрактный экспрессионизм («Напольная структура», 1962, частная коллекция, США). Вскоре Ле Витт сформулировал принципы концептуализма: превалирование идеи, задачи, поставленной художником перед собой еще до начала работы над произведением.
На протяжении 2-й половины 1960-х гг. Ле Витт исследовал возможности, заложенные в сочетаниях простых геометрических форм, двух- и трехмерных. С 1965 г. он начал использовать повторяющиеся элементы-модули. Вначале это были довольно простые открытые решетчатые структуры («Пять модулей одного куба», 1965, коллекция Р. и С. Мангольд, Вашингтонвилл). Затем Ле Витт начал разрабатывать серии, соединяя модели («Кубические структуры, основанные на пяти модулях», серия из 30 работ, 1971–74, Национальная галерея Шотландии /Эдинбург/ и частные коллекции).
В 1968 г. Ле Витт начал работать в новой технике — рисунок на стене-панели. В этих произведениях соединялись идеи минимализма — сочетание простых линий — и концептуализма — инсталляции, сопровождаемые названиями-комментариями и надписями, раскрывающими замысел художника («Настенный рисунок 260», 1975, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Настенный рисунок 346», 1981, Центр. Ж. Помпиду, Париж; «Настенный рисунок 335», 1981, Галерея «Тейт», Лондон; «Настенный рисунок 354», 1981, коллекция Крекс, Шаффхаузен, Швейцария).
С конца 1980-х гг. Ле Витт использовал цвет, создавая геометрические цветовые структуры («Настенный рисунок», 1988, музей Боннефантен, Маастрихт).
Свои инсталляции Ле Витт выполняет не сам, он лишь задает тему, изложенную в подробной инструкции, поэтому при сохранении основной структуры произведение предстает в разных интерпретациях. Вариативность становится составной частью замысла художника-концептуалиста.
Обсуждение
Похожее
Саммари интервью с Александрой Корольковой о кириллице, лицензиях, шрифтовом образовании и профессиональном выгорании
Некоторые работы Алисии Рейно из Монреаля
Навыки, необходимые людям в современном непредсказуемом мире