Дизайн — это визуальное мышление
Сол Басс
Ранние годы и творческий путь
Сол Басс родился в 1920 году в Бронксе, Нью-Йорк. Его родителями были иммигранты из Восточной Европы.
В детстве Басс проявлял тягу к творчеству, а в 1936 году, в возрасте 16 лет, выиграл стипендию на обучение в Лиге студентов-художников Нью-Йорка в Манхэттене. Он также обучался в Бруклинском колледже под руководством венгерского дизайнера Дьёрдя Кепеша, который работал с Ласло Мохой-Надем в Берлине и бежал с ним в США в 1937 году. Именно Кепеш познакомил Басса со стилем Баухаус и русским конструктивизмом.
Идеальный знак — тот, который доведён до крайних пределов абстракции и неопределённости, но при этом остается читаемым
Дьёрдь Кепеш
После окончания учёбы Сол Басс работал внештатным дизайнером, или «коммерческим художником», как их тогда называли. Он сотрудничал с несколькими компаниями, в том числе и с Warner Bros.
В 1946 году, когда Бассу было 26 лет, он переехал в Лос-Анджелес, где делал печатную рекламу для нескольких голливудских проектов. А через несколько лет открыл собственную студию под названием Saul Bass & Associates.
Киноплакаты
Плакат к фильму «Кармен Джонс»
До 34 лет Басс работал преимущественно в рекламе, пока в 1954 году режиссёр Отто Премингер не пригласил его сделать плакат для музыкального фильма «Кармен Джонс». Тогда Премингер пришёл в восторг от результата и продолжил сотрудничество с Бассом.
Плакат к фильму «Человек с золотой рукой»
Следующим фильмом Премингера стала лента «Человек с золотой рукой». Для 1950-х сюжет был смелым и эпатажным: история борьбы джазового музыканта с наркозависимостью.
Для плаката Басс нашёл сильный, выразительный визуальный образ — вырезанную из чёрной бумаги, изогнутую руку наркомана. Плакат был революционным, потому что на нём не было изображений актеров — звёзд фильма. Вместо этого, чтобы передать суть картины, дизайнер использовал только один символ, что сделало плакат настоящей сенсацией.
Под впечатлением от работы Басса Отто Премингер попросил его сделать вступительную заставку к киноленте.
Плакат к фильму «Святая Жанна»
В 1957 году Сол Басс создал ещё один плакат к фильму Отто Премингера «Святая Жанна». Это фильм о жизни Жанны д’Арк, французского военного лидера времён Столетней войны. Её сожгли на костре за ересь и ношение мужской одежды, которая в то время была запрещена церковью.
На плакате Басс изобразил её частичный силуэт в доспехах, где она держит сломанный меч в форме креста. Чёрный профиль отражает её силу, крест символизирует статус мученицы, которая пожертвовала собой ради собственных убеждений, а красочный узор квадратов на фоне отсылает к средневековым витражам соборов.
Плакат к фильму «Анатомия убийства»
В 1959 году вышел ещё один фильм Отто Премингера — «Анатомия убийства». В нём в ходе судебного процесса решается вопрос о невиновности молодого лейтенанта армии, которого обвиняют в убийстве насильника его жены.
На плакате Басс изобразил раздробленное тело человека на красном фоне. Фрагменты фигуры представляют собой останки трупа, а также символизируют разрозненность в показаниях свидетелей, которые по ходу фильма не совпадали и не складывались в единое целое.
Ещё несколько киноплакатов
Вступительные заставки и титры к фильмам
Когда Сол Басс сделал плакат к фильму Отто Премингера «Кармен Джонс», режиссёр был так впечатлён, что тут же предложил дизайнеру создать вступительную заставку и титры к ленте.
Басс понимал, что при правильном музыкальном сопровождении вступительная заставка и финальные титры могут кардинально улучшить впечатление зрителей от просмотра фильма. В своих вступительных заставках он комбинировал живые съёмки с мультипликацией, придумывал множество визуальных трюков: движущиеся полосы, буквы, «собирающиеся» в слова и многое другое.
До Басса дизайнеры делали титры, которые представляли собой простые надписи на чёрном фоне с использованием стандартных шрифтов. Такие титры служили исключительно информационным целям — предоставляли зрителям основную информацию о фильме: название ленты и актеров, членов съёмочной группы и технические детали.
Новаторский подход Басса к созданию вступительных заставок и титров к фильмам ошеломил и публику, и критиков. Басс стал пионером в этом направлении кинематографа.
Коллаборация с Альфредом Хичкоком
В дальнейшем Сол Басс разработал культовые и заметные заставки для кинолент Альфреда Хичкока. Если ранее в голливудских фильмах дизайнеры использовали статичные титры, то Басс внедрил кинетическую типографику.
Вступительная заставка к фильму «Головокружение»
По сюжету психологического триллера «Головокружение» бывший детектив Джон Скотти Фергюсон страдает боязнью высоты. Эта проблема преследует его по мере нарастания его всепоглощающей одержимости женщиной по имени Мэделин.
Для фильма Басс создал культовую последовательность титров, где звук тревожной музыки нарастает, а на человеческий глаз, насыщенный красным светом, накладываются вращающиеся спирографы, созданные моушен-дизайнером Джоном Уитни.
Спиралевидные визуальные образы гипнотизируют, имитируя головокружение, которое испытывает главный герой в фильме. Изображение страха в виде вихря усиливает зловещий тон, поскольку зрителя засасывает в чёрные дыры центрах спиралей. Эта работа — прекрасный пример способности Басса создавать предвкушение и настроение на всю оставшуюся часть фильма.
Вступительная заставка к фильму «Психо»
В 1960 году Басс разработал вступительную заставку для ещё одного культового триллера Хичкока — «Психо». Сюжет фильма связан с тайной мотеля Нормана Бейтса и его гнетущими отношениями с больной матерью. Титры Басс сделал в минималистичном стиле, через которые представил главную тему фильма — контраст.
Параллельные серые линии, движущиеся по чёрному фону в постоянном темпе, в сочетании с горизонтальным смещением текста отображают просчитанный, но тревожный конфликт, который нарастает по ходу фильма. Выясняется, что у Нормана раздвоение личности, что объясняет убийства, которые он совершает, сам того не ведая. Разделительные линии иллюстрируют две личности, которые существуют в его сознании, а серый цвет символизирует двусмысленность.
Вступительная заставка к фильму «К северу через северо-запад»
В шпионском триллере рекламного менеджера Роджера Торнхилла ошибочно принимают за агента правительственной разведки. Во вступительной заставке к фильму диагональные и вертикальные синие линии на зелёном фоне пересекаются и превращаются в очертания окон небоскрёбов Манхэттена. А затем они переходят в шумные сцены в центре города, отражающие суету городской жизни.
С помощью пересекающихся линий Басс отразил жизненные пути, на один из которых вынужден был встать главный герой фильма.
В течение следующего десятилетия Сол Басс продолжал оттачивать мастерство в создании вступительных заставок и титров. В те годы он сделал ещё несколько десятков работ для культовых фильмов того времени. И, безусловно, Басс обладал исключительным даром совершенно точно определять образ, способный воплотить идею всего фильма.
Сол Басс создаёт символическое изображение, которое зритель мгновенно считывает и сразу связывает с сюжетом
Мартин Скорсезе
Коллаборация с Мартином Скорсезе
К концу своей карьеры Сол Басс работал с Мартином Скорсезе. Для Скорсезе Басс создал заставки к следующим фильмам:
В поздних работах со Скорсезе Басс отошёл от «оптических образов» и перешёл к компьютерным технологиям. По словам режиссёра Басс сумел превратить титры в вид искусства. В некоторых случаях у него даже получалось сделать своеобразный «мини-фильм внутри фильма».
Его движущиеся графические композиции служат фильму прологом — задают тон, создают настроение и намекают на предстоящие действия
Мартин Скорсезе
Логотипы
Басс также разработал некоторые знаковые логотипы для крупных компаний Северной Америки, которые стали одними из самых узнаваемых знаков того времени.
Кроме того, Сол Басс оформлял пластинки музыкантов, например, альбом Фрэнка Синатры.
За свою жизнь Бассу удалось создать десятки киноплакатов и вступительных титров для фильмов величайших режиссеров Голливуда — Хичкока, Кубрика, Скорсезе. Его символичные афиши и анимированные вступительные заставки задавали настроение и вовлекали зрителя в просмотр фильма ещё до начала действия на экране. Они кардинально отличались от однообразных афиш и стандартных титров, которые создавали дизайнеры того времени, и сделали Басса первопроходцем в этом направлении кинематографа.
Помимо работы в кино Сол Басс создал несколько самых узнаваемых корпоративных логотипов в Северной Америке. Среди его клиентов было немало громких имён: это и крупнейшая телекоммуникационная корпорация AT&T, и авиакомпании Continental Airlines и United Airlines, и марка бумажных салфеток Kleenex, и многие другие. Кроме того, Сол Басс оформлял обложки музыкальных альбомов, журналов, а также создавал печатную рекламу.
Сол Басс — настоящая легенда, стиль которого продолжает оказывать влияние на графический дизайн в цифровом мире и в сфере печатных СМИ и сегодня.
Обсуждение
Похожее
Доступность в дизайне
Пять вопросов дизайнеру: отвечает Антон Черногоров
Саммари интервью с Настей Сокирко о дизайн-концепциях, общении с клиентами и дизайн-комьюнити