Левашовский хлебозавод находится в Санкт-Петербурге. Это памятник архитектуры конструктивизма и значимый для города архитектурный объект.
А в мае 2022 года нашу студию DEZA пригласили участвовать в конкурсе на разработку навигационного оформления для общественного пространства Левашовского хлебозавода. Проект выглядел масштабным, нестандартным, в чём-то сложным и непонятным. Тем не менее, мы согласились участвовать в конкурсе и в итоге победили.
Когда мы впервые приехали на объект, то поняли, в какую крутую историю попали. Нам предстояло с нуля создать систему навигации в крупном культурно-деловом центре.
В течение года застройщик RBI занимался реставрацией хлебозавода, а мы создавали навигационную систему для его общественного пространства. В июне 2023 года обновлённый Левашовский хлебозавод открылся.
В статье мы хотим рассказать о том, как мы работали над этим проектом и поделиться тем, что в итоге получилось.
Таймлайн проекта
- Май 2022. Участвуем и побеждаем в конкурсе на разработку навигационного оформления Левашовского хлебозавода
- Июнь 2022. Впервые едем на объект и усиленно погружаемся в проект
- Июнь-июль 2022. Сегментируем аудиторию, простраиваем её маршруты, ищем точки для расстановки указателей, вводим типологию элементов навигации
- Август 2022. Разрабатываем дизайн-концепции и создаём итоговый концепт
- Сентябрь-декабрь 2022. Погружаемся в производственные детали, оцениваем стоимость и состав материалов
- Январь-февраль 2023. Вносим правки, прорабатываем детали
- Март-май 2023. Работаем над табличками в системе навигации, готовим макеты к печати
- Май-июнь 2023. Финализируем гайдлайн, ожидаем монтажа и результата работ
- 10 июня 2023. Дождались
Шаг 1. Погружение
Мы провели стратегическую сессию, дебрифинг и большую встречу с клиентом. В процессе мы обсудили задачи и перспективы проекта, определили целевую аудиторию, пожелания к дизайн-концепции навигационной системы, типологию объектов и маршруты посетителей пространства.
Работу с навигацией мы начали с определения целевой аудитории хлебозавода. Её мы разделили на четыре большие группы: сотрудники RBI, клиенты компании, гости пространства и резиденты. У каждой из них были свои особенности восприятия и точки притяжения. Нам предстояло разделить пространство на определённые локации в соответствии с сегментацией аудитории.
На этапе разработки CJM (Customer Journey Map) — карты возможных маршрутов по зданию возникла проблема. Было сложно составлять CJM в пространстве, которое находилось в процессе реконструкции и не принимало посетителей. Поэтому мы самостоятельно воссоздавали маршруты каждой категории целевой аудитории и анализировали их.
Шаг 2. Концепции
Найденные референсы наша рабочая группа разделила на две части: историко-стилистические особенности хлебозавода и примеры навигации других культурных пространств. Из первых брали элементы, связанные с архитектурой 1930-х годов, конструктивизмом, индустриализацией, блокадной историей завода, из вторых — акценты внимания, характерную типографику, примеры нестандартной работы с материалами. На стыке этих идей и появились финальные концепты.
В итоге мы остановились на трёх дизайн-концепциях. Все они отражали связь прошлого и настоящего значения хлебозавода для города.
Хотя план действий не предусматривал создание логотипа, вдохновлённые исторической вывеской хлебозавода, мы его разработали. Он помог нам усилить и придать ощущение завершённости одной из концепций.
Заказчик утвердил все концепции: попросил использовать понравившиеся элементы из каждой и объединить их в одну. Ему настолько понравился логотип, что в итоге мы сделали его полноправной частью дальнейших разработок.
Разрабатывая концепции, световые конструкции и другие носители, мы не учли один важный момент. Здание хлебозавода — историческое и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Эта организация утверждает все вывески и конструкции на здании, рядом с ним и в нём. Процесс этот небыстрый и гарантий согласования никто не даёт. Это нужно учитывать уже на стадии появления идей и концепций.
Шаг 3 и 4. Дизайн и финализация
На этом этапе мы уже утвердили концептуальную часть с клиентом, закончили прикидки по маршрутизации, разработали пиктограммы и основные элементы дизайна. Дальше наша команда одновременно дорабатывала навигационную концепцию и продолжала работать над CJM.
Информацию о состоянии пространства мы получили на стратегической сессии от клиента и после общения со строителями. Другую часть данных собирали самостоятельно, когда приезжали на объект и изучали чертежи помещений.
Но на этом этапе реконструкция хлебозавода всё ещё шла полным ходом, а застройщик продолжал вносить изменения в утвержденные планы. Весь процесс длился до весны 2023 года и показал, что мы совершили одну из самых печальных ошибок. Мы детально продумали дизайн, материалы, цвета всех элементов навигации в пространстве, в котором ещё не закончились строительные работы. Поэтому впоследствии нам пришлось многое переделывать, убирать лишнее и добавлять упущенное.
Мы сделали выводы, что работать над CJM целесообразно после того, как клиент окончательно утвердит расположение помещений, отделов по этажам и всей территории объекта. А на начальных этапах достаточно согласовать дизайн, определить типы навигации и примеры визуала для них. Доработку носителей следует начинать уже после завершения отделочных работ. А в промежутке между активными фазами — «примерять» бумажные макеты для проверки реальных.
Тогда же мы закончили разработку последних версий логотипа хлебозавода для носителей разного масштаба.
Шаг 5. Оформление гайдлайна
За месяц до открытия «Хлебозавода» все макеты были практически готовы, и мы уже понимали, где и как будем их монтировать.
Мы начали оформлять правила-рекомендации в гайдлайн, утвердили количество табличек, указателей и их материалы, согласовали план изготовления… Но в проект вошёл новый подрядчик — производитель всех навигационных элементов. И перед нами неожиданно встал фактор стоимости. Чтобы не выйти за рамки бюджета, нам пришлось переделывать гайдлайн — мы сократили количество табличек и изменили материалы. Например, нам пришлось заменить изначально утверждённый в концепции металл на искусственный камень.
А ещё мы не понимали, как все структурировать в гайде — собрать элементы по этажам или по типологии. В итоге разделы гайдлайна мы посвятили типам указателей, а все исходники сгруппировали по этажам.
В результате мы поняли, насколько важно заранее согласовывать все вопросы, связанные с бюджетом, материалами будущих указателей и ходом работ, со всеми подрядчиками.
Шаг 6. Монтаж
Последний этап работ перед открытием объекта — монтаж элементов системы навигации. Благодаря тому, что мы заранее создали макеты-прототипы и разработали гайдлайн, мы смогли быстро пройти этот этап и легко завершить проект.
Сроки
Работа над системой навигации Левашовского хлебозавода заняла ровно год. На старте мы рассчитывали на вдвое меньший срок. Однако процесс реконструкции завода привёл к разным задержкам.
Кроме того, проект включал создание логотипа, который мы не предусматривали в плане и сделали по собственной инициативе. В итоге доработка логотипа, его размещение на носителях и в гайдлайне также заняли некоторое дополнительное время. А потом клиент, который уже вошёл во вкус, попросил нас создать ещё и фирменный знак.
Статистика проекта
- Площадь Левашовского хлебозавода — 7000 кв.м
- Длительность проекта — 12 месяцев
- 35 типов пиктограмм помогают ориентироваться в общественном пространстве
- 300 макетов мы отдали на производство системы навигации
- 114 страниц содержит гайдлайн
- Проект занял более 500 часов рабочей группы DEZA
- Из команды DEZA в проекте участвовали 10 человек
Заключение
По итогу общественное пространство Левашовского хлебозавода работает. Заказчику, жителям города и городским СМИ нравится система навигации. А этот год дал нам важный опыт и готовность к новым сложным разработкам в сфере городской среды.
Обсуждение
Похожее
Логотип японской транспортной компаний Yamato Transport
600 лет автоматизации дизайна: от печатного станка до веб-индустрии
Static Coffe