Привет, друзья! Это Андрей Маркелов, дизайнер и путешественник.
В 2023 году я получил визу талантов, а затем и грин-карту США всего за полгода. Я не обращался к адвокату и сделал всё сам. Теперь я хочу рассказать об этом и поделиться полным текстом своих петиций. Скачать их можно по ссылкам:
В статье я перечислил десять критериев, трём из которых необходимо соответствовать дизайнеру, чтобы получить одобрение офицеров иммиграции США. Я также объяснил, какие дополнительные условия необходимо выполнить: иметь на руках job offer, десяток рекомендательных писем и справку от американского «профсоюза».
А ещё вы узнаете, в каких дизайн-конкурсах можно участвовать, какие дизайн-сообщества подходят под требования для получения визы, в каких изданиях лучше публиковаться, как можно стать членом дизайн-жюри и многое другое.
Я также описал механизм подачи визовой петиции и рассказал, какие ещё есть типы виз для талантов. В статье есть все необходимые ссылки.
Америка ищет таланты
Визы талантов сейчас есть во многих странах. В США они существуют давно и официально называются визами для людей с выдающимися способностями. Есть два типа таких виз:
- Виза O1 — трёхлетняя рабочая виза, которую и называют «визой талантов»
- Виза EB1 — иммиграционная виза, которая называется «визой Эйнштейна» и является грин-картой
В отличие от других стран, получить визу талантов США непросто. Например, нужно написать поистине громадную петицию, в которой необходимо перечислить все ваши награды и достижения с кучей доказательств.
Мало кто решается написать петицию самостоятельно. Все идут к адвокатам, стоимость услуг которых начинается от 7000 долларов за визу талантов и от 12 000 долларов за грин-карту. И это без учёта пошлин, расходов на печать и так далее. Итоговая сумма может перевалить за 15 000–20 000 долларов.
При этом адвокат — не гарантия качества. Я видел примеры, как адвокаты с именем и лицензией брали огромные деньги, писали полностью провальные петиции и после разгромного ответа иммиграционной службы лишь разводили руками. Я понял, что адвокаты ничего не делают сами — они всё передают юристам-фрилансерам, или паралегалам (примечание. Паралегалы — помощники юристов, которые выполняют часть их функций и не имеют высшего юридического образования).
Поэтому я и решил подаваться самостоятельно. Работая по 2–3 часа в день, всего за 2 месяца я написал свою первую петицию на визу талантов O1. Её объем получился… 616 страниц! И всё это пришлось напечатать, ведь в миграционной службе США до сих пор не слышали про PDF.
Не стоит закрывать статью с криком «А-а-а!» На самом деле только 24 страницы я действительно написал о себе. Все остальное — доказательства моего таланта.
Дело в том, что нельзя просто написать: «Я крутой дизайнер, вот моё портфолио». Во-первых, есть восемь конкретных критериев, из которых нужно соответствовать минимум трём, чтобы получить визу. Во-вторых, по каждому критерию нужно предоставить объективные доказательства, которые можно проверить.
Пример. Первый критерий — награды. Вы должны перечислить все ваши награды в области дизайна и дополнительно:
- Подать копию диплома или фотографию каждой награды.
- Приложить распечатку правил конкурса, критериев оценки и состава жюри.
- Предоставить доказательства, что конкурс котируется в дизайн-сообществе: упоминания его в новостях, перечень известных победителей и так далее.
Получается, что рассказ о награде занимает пару абзацев, а доказательства — десяток страниц. Конкурс был в России? Тогда будет двадцать страниц: к оригиналам прикладывается перевод на английский.
Самые длинные критерии — пресса о вас и научные статьи. Например, если про вас вышла статья в РБК, то придётся приложить:
- распечатку статьи с сайта РБК
- информацию об издании РБК
- статистику посещаемости сайта РБК
- перевод всего этого на английский язык
Фактически, Америка предлагает вам распечатать интернет!
Критерии визы талантов
Ближе к делу. Многие уже читали про знаменитые восемь критериев. Если вы докажете, что подходите под три из них — вам одобрят петицию. Давайте пройдёмся по ним чуть подробнее, чем о них пишут блогеры.
Критерий 1. Награды
Дизайнерам повезло: сейчас есть десятки конкурсов, которые проводятся ежедневно и выдают награды «Сайт дня».
Самый известный конкурс — Awwwards, но его тяжело выиграть. Гораздо проще получить награду от CSS Design Awards. Ещё проще — CSS Winner и Orpetron. Есть и совсем простые конкурсы, где побеждают даже шаблонные проекты, например Design Nominees. Он также принимает дизайн-проекты мобильных приложений.
Дизайнерам интерфейсов, упаковки и брендинга придётся чуть сложнее. Ежедневные конкурсы для них редкость, поэтому придётся участвовать в ежегодных. Таких конкурсов тоже много и победить несложно. Итальянский A’ Design Awards вручает награды в сотнях номинаций. Американские w3 Awards и Davey котируются очень высоко, а уровень работ средний. Российские Рейтинг Рунета, Золотой сайт и Среда тоже подходят.
К петиции нужно приложить не только наградной сертификат, но и показать, что награда признана на международном или национальном уровне. Для этого подойдёт упоминание конкурса в прессе или парочка известных победителей.
Критерий 2. Участие в сообществах
С виду простой критерий, но офицеры к нему придираются. Есть много сообществ для дизайнеров, но такие клубы, как Dribbble, принимают всех желающих, а нам нужны комьюнити с отбором за достижения.
Союз дизайнеров России подходит, но он политизирован и отказывает за посты в социальных сетях. Меня в него так и не взяли. Альтернатива — Евразийский художественный союз. В его уставе чётко написано, что в него принимают за творческие достижения. Это нужно выделить и приложить к петиции.
Некоторые конкурсы завели свои клубы, куда приглашают после победы. Например, A’ Design Awards пригласит вас в IAD и ещё пять клубов на выбор. Видно, что это специально придумано для визы.
Лайфхак: попробуйте расширить понятие «сообщество». Например, коллектив авторов Оди вполне выглядит как закрытый клуб.
Критерий 3. Публикации в прессе
Этот критерий кажется самым сложным. Каким же надо быть выдающимся дизайнером, чтобы о тебе писала пресса?
Бывает, адвокаты требуют публикации уровня Forbes. На самом деле они просто не хотят тратить время на сбор доказательств. В реальности подходят многие СМИ. Они делятся на два типа: major media — новостные издания и professional media — профессиональные издания.
Major media — РБК или Комсомольская правда. Попасть сюда либо тяжело, либо дорого. Плюс для них нужно прикладывать независимый анализ аудитории и рейтинги СМИ.
Professional media гораздо проще. Дизайн-Кабак, DesignBoom, Dezeen, TechTimes, CNews, Sostav — все эти журналы пишут про дизайн и технологии и тоже подходят. Подходит и наш любимый Оди, который легко про вас напишет, если у вас есть интересный проект.
Как же сделать, чтобы о вас написали? Три варианта:
- Писать всем подряд и просить рассказать о вашем проекте
- Откликаться на запросы журналистов через сервисы вроде Connectivity (бывший HARO) или Pressfeed
- Обратиться в PR-агентство или сервис вроде prnews.io
Статья может быть про вас или вашу работу. Обязательное требование: должен быть указан автор и дата публикации. Репортажи и подкасты тоже принимаются.
Критерий 4. Участие в жюри
Тоже на первый взгляд сложный критерий. Нужно каким-то образом стать членом настоящего дизайн-жюри.
Всё не так страшно. Почти все конкурсы дизайна набирают членов жюри на своих же сайтах. Где-то, например в Awwwards, нужно сначала выиграть, и тогда в жюри примут автоматически. Зато чтобы вступить в жюри Orpetron, достаточно просто заполнить анкету. Стать судьей w3 и Davey можно, если заполнить заявку на сайте AIVA и прислать им своё портфолио. Активно ищет судей российский конкурс Среда.
В петиции важно показать, что жюри формируется из экспертов, а не просто людей с улицы. Если об этом не написано в правилах отбора, попробуйте связаться с организаторами и приложить копию переписки.
Лайфхак. Если вас наняли для дизайн-аудита известного проекта, попросите рекомендательное письмо. Это должно подойти.
Критерий 5. Оригинальный вклад
Сложный и размытый критерий. Что может быть оригинальным вкладом в отрасль дизайна?
Если ваш набор иконок в топе скачиваний Figma и используется на десятке сайтов — это оригинальный вклад. Если ваша статья разлетелась на цитаты — это тоже оригинальный вклад. Например, мою статью Дизайн сложных таблиц только на Оди прочли более 23 тысяч раз и разнесли по всем каналам о дизайне.
Критерий очень субъективный, поэтому приложите 2–3 рекомендательных письма от других успешных дизайнеров, которые подтвердят значимость вашего вклада.
Критерий 6. Научные статьи
Самый простой критерий. Не путайте со статьями о вас в прессе: на этот раз речь о ваших статьях о дизайне.
Дизайн — не наука. Поэтому статьи необязательно писать в строго научный журнал, но он должен быть рецензируемым. Таких много: это и Оди, и блоги на Medium вроде The UX Collective.
Впрочем, я отправлял статью про закон Фиттса в Вестник научных конференций — печатный журнал, который даже входил в систему РИНЦ. Часто в такой попасть даже проще.
Критерий 7. Ключевая должность в компании с выдающейся репутацией
Это простой критерий, который состоит из двух частей.
Во-первых, у компании должна быть выдающаяся репутация. Если вы дизайнер в Яндексе, то всё понятно. Но и мелкие компании наверняка выигрывали награды вроде «Лучший автосалон Хабаровска». Пара-тройка таких наград вполне подойдут.
Во-вторых, нужно доказать, что вы в этой компании занимали ключевую должность. Если в вашем договоре не написано «ведущий дизайнер», соберите 2–3 рекомендательных письма от руководства и коллег на фирменных бланках. Желательно оперировать фактами. Например, письмо от директора со словами «Новый дизайн поднял выручку интернет-магазина в 2 раза» — отличное доказательство!
Лично я отвечал за дизайн финансовой платформы в Совкомбанке, которая управляла портфелем ценных бумаг. До этого я руководил маленькой дизайн-студией Love Media, которая несколько раз пролезла в Топ-100 лучших мобильных разработчиков на Рейтинге Рунета.
Критерий 8. Высокая зарплата
Тривиальный критерий. Зарплата либо высокая, либо нет.
Если вы получаете в 2 раза выше среднего, то критерий вам зачтут. Если в 1,5 раза — скорее всего тоже. Конечно, речь идёт о средней зарплате в вашей профессии и в вашем городе.
Доказательства простые: справка 2-НДФЛ и 3–5 статистик от разных порталов: Salary Expert, ERI, GlassDoor, Работа.ру и так далее. Крайне желательно приложить и официальную государственную статистику. Её можно запросить на сайте Росстата.
Раз-два-три! Критерий зачти!
Итак, если вы наберете три критерия из восьми перечисленных, то вы получите визу талантов и сможете работать в США.
Я крайне рекомендую собрать пять критериев, потому что их не всегда засчитывают. Кстати, если вам не зачтут три критерия с первого раза, офицер не откажет, а пришлет RFE — уточняющий запрос, на который у вас будет время ответить.
Однако кроме трёх критериев нужно выполнить ещё три условия.
Во-первых, к петиции нужно приложить 5–10 рекомендательных писем. Постарайтесь, чтобы они не просто нахваливали вас, а служили дополнением к какому-нибудь критерию.
Во-вторых, требуется Advisory Opinion Letter — глуповатая справка от американского «профсоюза». Дизайнерам эту бумагу выдает AIGA за 250 долларов.
В-третьих, нужен job offer. Виза талантов выдается только если у вас есть работодатель, готовый вас нанять.
Это главный недостаток визы О1. Во-первых, если вас уволят, вам придется срочно искать новую работу и перевыпускать визу. Во-вторых, работодатели не любят нанимать без визы, а чтобы её получить — нужен работодатель.
Как же разорвать этот замкнутый круг? Хитрость в том, что вы можете… открыть свою компанию и устроить на работу самого себя!
Это можно сделать онлайн в сервисе вроде Doola или LegalZoom. Одно условие: вы должны владеть менее 50% компании, поэтому вам нужен партнёр. Но им может быть кто угодно, необязательно гражданин США.
Однако несмотря на этот лайфхак, виза талантов — всего лишь виза, то есть разрешение на временное пребывание. У неё есть куча ограничений и неудобств. Поэтому многие хотели бы получить грин-карту, свободно менять работу, въезжать и выезжать из США и через 5 лет стать гражданином.
От визы к грин-карте
Хорошая новость: для талантов есть не только виза O1, но и грин-карта EB-1A. Плохая новость: получить её гораздо сложнее. Хотя на первый взгляд — ничего сложно. Вместо восьми критериев есть целых десять. Вот дополнительные два:
Критерий 9. Участие в выставках
Выставка необязательно должна быть настоящей. Онлайн-галереи ничем не хуже. Например, если ваш сайт опубликовали на OnePageLove или SiteInspire — это приравнивается к выставке.
Критерий 10. Коммерческий успех
Этот критерий очень сложный. Нужно, чтобы какой-либо из ваших проектов заработал крупную сумму денег. Наверно, это критерий для режиссёров и художников, и мне нечего про него рассказать.
Итак, целых десять критериев, а набрать достаточно всё те же три. Кроме того, не нужно письмо от профсоюза и job offer. Сплошные плюсы! Почему тогда сразу не подать на грин-карту?
Дело в том, что петиции на грин-карту оценивают совсем другие офицеры, гораздо более строгие. Например, если награда от Design Nominees подойдет для визы талантов, то на грин-карту её не примут. Лучший автосалон Хабаровска тоже не зачтут как престижную компанию.
Более того, петиции на грин-карту оценивают в два этапа. Сначала офицер засчитывает три критерия. Если получилось, то он переходит ко второму этапу, который называется Final merits determination, или «Заключительная оценка достижений».
На этом этапе офицер смотрит не отдельные критерии, а всю вашу историю успеха в целом. Если для визы талантов достаточно однократного успеха, то для грин-карты необходимо показать длительный успех. Это не значит, что вы должны получать каждый год по награде и регулярно печататься в прессе. Но как минимум нужна история достижений за два–три года.
На этом и срезается большинство заявителей. Лично мне офицер зачёл целых пять критериев из необходимых трёх, и всё равно докопался до истории успеха. У меня выдался очень удачный 2023 год. Он так сильно выделялся на фоне прошлых лет, что офицер запросил уточнения. Пришлось нарисовать график всех моих заслуг.
Помимо истории успеха, нужно доказать, что вы не просто талантливый дизайнер, а один из лучших. Это делается с помощью рекомендательных писем, но более серьёзными, чем просто от начальника. Идеально, если вам подпишет такое письмо известный в индустрии человек или дизайнер, уже получивший грин-карту.
Наконец, нужно будет доказать, что вы принесёте экономическую выгоду США. Кстати, это несложно. Рынок дизайна постоянно растет, дизайнеры нужны всем и везде. Об этом и нужно написать, приложив пару графиков.
Как подать петицию
Когда петиция готова, дальше — дело техники.
Если вы уже находитесь в США (даже как турист), то вы можете подать на «смену статуса». Тогда вы просто печатаете петицию и отправляете её по почте в нужное вам отделение USCIS.
Если вы находитесь в другой стране, всё немного сложнее. При подаче на грин-карту, вы сами отправляете петицию в США международной почтой. При подаче на визу O1 петицию подаёт ваш работодатель, поэтому лучше найти доверенное лицо в Америке.
Впрочем, доверенное лицо нужно в любом случае. Дело в том, что нужно ещё оплатить пошлины. Это можно сделать только американской картой, чеком или квитанцией money order — они продаются только в США.
Самих пошлин целый спектр. Самый простой случай: если вы подаетесь на визу O1 от своей же компании, то вы заплатите в сумме $830. За подачу на грин-карту получится $1315 за рассмотрение петиции и после одобрения — $1415 за выпуск самой грин-карты.
Время рассмотрения O1 — около месяца, а EB1-A могут рассматривать и полгода. Чтобы не ждать, можно оплатить премиум-тариф. Он стоит $2805, и с ним ответ приходит за 2 недели.
Если вам одобрили петицию, и вы подавались из США, то дальше остаются приятные хлопоты — получить налоговый номер SSN и так далее. Если вы подавались из другой страны, будет ещё один шаг: собеседование в консульстве, где вам вклеят визу в паспорт. Это собеседование не пустая формальность, к нему нужно готовиться.
Другие визы для талантов
На самом деле есть и другие визы для талантов.
Я перечислил восемь критериев для визы O1-A, которая больше подходит для UI/UX и веб-дизайнеров, поскольку у них технический уклон. Если у вас уклон в искусство, например, вы иллюстратор, то посмотрите на визу O1-B — эта разновидность сделана специально для вас.
Для грин-карты EB1-A тоже есть замена. Она называется EB2-niw и выдаётся не выдающимся людям, а просто специалистам, которые обладают ценностью для Америки. Получить её гораздо проще, но вам потребуется диплом о высшем образовании и другие доказательства.
Полезные ссылки
Друзья, я постарался дать как можно больше информации об этой сложнейшей теме. Конечно, в одной статье всего не расскажешь. Поэтому я делюсь с вами двумя полезными ссылками, где вы найдёте ответы на все ваши вопросы.
- База знаний по иммиграции талантов в США
- Телеграм-чат Талант в каждом о визах O1, EB1 и EB2
Спасибо за внимание и удачи в осуществлении Американской мечты!
Обсуждение
Похожее
«Сколько ты стоишь» — лекция Михаила Губергрица о вопросах ценообразования в дизайне
Принципы дизайна для снижения когнитивной нагрузки
17 Figma-плагинов для создания эффектов