1. Текст повторяет форму
Заполняет, обводит или зеркалит ее:

Электронный журнал Everyday Food. Издательство Марты Стюарт, август 2012
Цветок и лист рифмуются с темой номера и штрих-кодом:
2. Текст ссылается на форму
Подписи можно сверстать по модулю: собрать в блок и отделить от изображений:
А можно по форме, то есть поставить рядом с теми изображениями, к которым они относятся. Так труднее для дизайнера, но легче для читателя:
Эдвард Тафти переверстывает подписи к иллюстрации: http://www.edwardtufte.com/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=0002RP
По форме верстают карты, планы и схемы. У текста нет и не может быть других ориентиров, кроме объектов на самой карте. Близость подписей к объектам важнее, чем выравнивание по условным направляющим:
Подписи на карте — один из немногих случаев, когда оправдана выключка по правому краю: она усиливает связь между текстом и объектом и помогает избежать возможные разночтения:

Фрагмент схемы Лондонского метро
Карта без карты:
3. Текст создает форму (но не прямоугольник)
Хрестоматийный пример — стихотворение из «Алисы в стране чудес», набранное в форме мышиного хвоста:
Сюда же относятся привычные для старопечатных книг косынки на концевых полосах:
Современные примеры:

Боб Ноорда (Bob Noorda). Реклама Pirelli, 1959
В отличие от «кирпичной» модульной верстки, верстка по форме изобразительна и пластична. Если можно так выразиться, это «верстка без посредников»: от формы к тексту — минуя сетку.
На плакате Розмари Тисси колонка текста, грациозно огибающая желтый круг, знаменует переход от сетки к форме и от модернизма к постмодернизму:
Следуйте форме!
Обсуждение
Похожее
Доклад Ильи Бирмана об анимации в интерфейсе
Альтернативы RGB
Курс по прокачке навыков работы в InDesign «Just Do Layout» Кирилла Витковского, часть 3 из 4