Эклектичный голландский плакатный дизайн — сочетание строгих правил и бунтарского духа

Если вы хотели погрузиться в тему плакатного дизайна Нидерландов, то мы написали обзорную статью на эту тему. В ней мы рассмотрим, как развивался голландский дизайн плакатов, познакомимся с его ключевыми представителями и на реальных плакатах выделим отличительные особенности графической культуры Нидерландов
Дарья Райт
Дарья Райт
Ведущий редактор в «Оди»

В Нидерландах дизайн плаката развивался под влиянием нескольких течений, которые кардинально отличались и противостояли друг другу. Поэтому его главные особенности — эклектичность стилей. Тем не менее, есть три ключевых компонента, на базе которых формировалась голландская графическая культура:

Современные плакаты на улицах Амстердама. Источник

Происхождение дизайна плакатов в Голландии

В 1910-х гг. в Нидерландах возникли два новых конкурирующих движения. Богато украшенная Амстердамская школа с её ярким орнаментом и строгий Де Стейл с композициями по чётким модульным принципам и строго ограниченной палитрой цветов.

Амстердамская школа

На протяжении 1920-х гг. многие дизайнеры придерживались стиля Амстердамской школы. Она частично продолжала наследие модерна и включала элементы декоративно-прикладного искусства и орнаменты, вдохновленные природой и мотивами Голландской Ост-Индии. В результате появился яркий и орнаментальный стиль, который хорошо заметен на ранней обложке голландского журнала об архитектуре «Вендинген». В то время Вендинген был очень популярен среди молодых художников, а над каждой обложкой журнала работали самые разные дизайнеры.

Обложка журнала «Вендинген», 1926, Источник
ПодпГеометрическая фигура, заключённая в ступенчатую орнаментированную рамку, соответствует графическому дизайну Амстердамской школы. Дизайнер Рихард Роланд Хольст, 1920, Источник

Де Стейл (или «Де Стиль»)

В 1917 году Тео ван Дусбург и Пит Мондриан запустили журнал под названием De Stijl («Стиль»). Художники, дизайнеры и архитекторы, которые имели отношение к журналу, сформировали движение под тем же названием. Де Стейл стал возражением против того, что они считали декоративными излишествами Амстердамской школы.

Все представители Де Стейл разделяли идеи неопластицизма, художественного направления, которое придумал идеолог группы — Пит Мондриан. Участники группы выступали за чистую абстракцию и универсальность. Они упрощали визуальные композиции до прямых линий и прямоугольных форм и всем цветам предпочитали базовые: синий, красный и жёлтый. К ним в качестве дополнительных или фоновых можно было добавлять чёрный, белый и серый.

В 1924 году в группе Де Стейл наметился раскол. Повод казался смешным — ван Дусбург и Мондриан поссорились из-за линий. Мондриан считал, что новая эстетика держится на горизонталях и вертикалях, а ван Дусбург настаивал на жизнеспособности диагоналей. В итоге Мондриан вышел из группы. Кроме того, ван Дусбург увлекался другими художественными течениями, такими как дадаизм. Время от времени он также читал лекции в школе Баухаус.

Всё это привело к повсеместной раздробленности в группе. В 1931 году, из-за разногласий основателей стиля Де Стейл и после смерти Тео ван Дусбурга, группа Де Стейл прекратила своё существование.

Тем не менее принципы Де Стейл оказали влияние на формирование Баухауса и швейцарской типографики.

Прямые линии, геометричные надписи и основные цвета плаката демонстрируют влияние движения Де Стейл на работы голландского дизайнера Пита Цварта. Афиша кинофестиваля в Гааге, 1928
Плакат для Международной Утрехтской ярмарки с использованием трёхмерных шрифтов демонстрирует влияние движения Де Стейл. Анри Пик, 1930, Источник
Плакат голландского дизайнера Пауля Шуйтемы, 1932, Источник
Плакат голландского дизайнера Антона Бейке — музыкальная ода Питу Цварту и Дику Элфферсу. В нём чувствуется влияние основных цветов неопластицизма, 1996

Плакат KunstRAI голландского дизайнера Антона Бейке. На плакате изображён дизайнер Бенно Премсел в роли злого клоуна. Основные цвета на плакате — красный, жёлтый и синий, а ёленый тюльпан отсылает к конфликту между Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом в отношении базовых цветов Де Стейл, 1997

Сочетание декора и рационализма

Часто дизайнеры сочетали в работах оба этих противоположных направления, где функционализм и точность форм сосуществовали со свободой стиля, причудливыми надписями и иллюстрациями.

Значимые представители сочетания функционализма и декоративных элементов

Экспрессию и рационализм выражали в своих в работах Пауль Шуйтема, Пит Цварт, Дик Элфферс и Ян Слёйтерс.

Пауль Шуйтема (1897–1973)

Пауль Шуйтема был голландским художником-графиком и преподавателем рекламного дизайна в Королевской академии искусств в Гааге. Шуйтема придерживался принципов простоты, асимметрии и контраста. Он сочетал вертикальные, горизонтальные и диагональные линии, а типографику и геометричные формы складывал в органичную композицию, что формировало узнаваемый стиль дизайнера.

Плакат для рекламы ветчины Berkel. В 1926 году Пауль Шуйтема начал делать фотоколлажи. Так он хотел показать, что фотографии можно применять в самых разных средствах визуальной коммуникации, 1928, Источник
Плакат для цементной компании Ijmuiden. Пауль Шуйтема. Источник

Пит Цварт (1885–1977)

Пит Цварт прославился тем, что в 1928 году разработал Каталог Дельфтской кабельной фабрики. Сложно представить тему более скучную, чем кабели. Однако это не помешало Цварту создать дизайн потрясающей выразительности и силы с использованием всего четырёх цветов: чёрного, белого, красного и синего. А из графических элементов он применял тонкие линии, плашки и круги и экспериментировал с типографикой. В итоге его проект имел грандиозный успех.

Каталог Дельфтской кабельной фабрики (NKF). 1928
Каталог Дельфтской кабельной фабрики (NKF). 1928
Каталог Дельфтской кабельной фабрики (NKF). 1928

Цварт не придерживался традиционных правил типографики, но использовал в работах главные принципы конструктивизма и движения Де Стейл. Его работы можно узнать по базовым цветам, геометрическим формам и наложению цвета поверх фотографий.

Плакат. Пит Цварт
Обложка книг Filmkunst, 1931, Пит Цвар

Дик Эллферс (1910–1990)

Голландский художник и плакатист, который в работах сочетал геометрические формы и исследовал возможности объединения тех или иных форм и цветовых оттенков.

Плакат Недели кино в Арнеме. Дик Элфферс, 1961, Источник
Плакат для фестиваля исполнительных искусств Нидерландов. На этом плакате он сочетает музыку в виде клавишных и изобразительное искусство с прямым взглядом на абстрактном лице. Плакат для Holland Festival, Дик Элфферс, 1965, Источник
Плакат Всемирной выставки в Сиэтле, Дик Элфферс, 1950, Источник

Ян Слёйтерс (1881–1957)

Ян Слёйтерс — голландский художник, иллюстратор, мастер плаката и яркий представитель экспрессионизма. В работах он часто сочетал декоративные приёмы и долю рационализма.

Афиша Зимней вечеринки художников. Игривая композиция периода, когда Слёйтерс прославился работами с обнажёнными фигурами. Ян Слёйтерс, 1919, Источник
Дизайн плаката для выставки Sluijters в Городском музее Амстердама, Ян Слёйтерс, 1951, Источник
Плакат, посвящённый второму переизданию романа Исраэля Керидо «Триумф», 1923

Эксперименты с типографикой

С 1923 по 1926 Хендрик Николаас Веркман издавал журнал The Next Call, в котором смело экспериментировал со шрифтами. Текстуры дерева и бумаги, поцарапанный шрифт и разная толщина чернильных штрихов были частью его концептов. Именно он показал, что типографику можно не связывать с какими-либо правилами.

Обложка журнала The Next Call
Обложка журнала The Next Call
Обложка журнала The Next Call

В 2012 году студия BunkerType создала проект The New Call с новой интерпретацией подхода Хендрика Николааса Веркмана к созданию The Next Call.

BunkerType

Функционализм и «новая графическая чувственность»

После Второй мировой войны появилось два совершенно разных направления в графическом дизайне. С одной стороны стояли дизайнеры-графики, которые руководствовались швейцарским международным стилем. Они придерживались нейтрального, рационального подхода и делали акцент на типографике. К ним относился Вим Кроувелл, основатель студии Total Design.

А с другой стороны стояли представители «новой графической чувственности» во главе с Яном ван Тоорном. Они подвергали критике концепцию модернизма за её жёсткие ограничения в использовании выразительных средств. Тогда, в 1970-е годы были заложены основы «новой графической чувствительности» в голландском графическом дизайне — отражение личности дизайнера и экспрессивности, благодаря чему он получил всемирную известность. Графический дизайн периода 1970-1980-х гг. был неординарным, грубым, эклектичным. Но при этом дизайнеры без сомнения достигли в нём прогресса — расширяли цветовую палитру, сочетали максимально контрастные стилистики и уходили от стереотипов.

Значимый представитель рационализма

Вим Кроувел.

Вим Кроувел (1928–2019)

Вим Кроувел — графический и шрифтовой дизайнер, который считал себя модернистом. Он сравнивал собственный простой набор выразительных средств с футбольным полем. Оно простое, но на одном и том же футбольном поле никогда не пройдёт два одинаковых матча. То есть он считал, что даже при использовании минимального набора выразительных средств можно создавать самые разные и стильные композиции.

Вим Кроувел. Плакаты для Музея ван Аббе, 1957 / 1958
Вим Кроувел. Плакаты для Городского музея Амстердама, 1967 / 1969
Один из самых известных плакатов Вима Кроувела для выставки Vormgevers. Источник

В 1953 году, в возрасте 25 лет, Вима Кроувела пригласили оформить выставку Design by Swiss. Это был момент его знакомства со швейцарским дизайном и становления как модерниста.

В 1963 году он основал студию Total Design, где вместе с другими дизайнерами и архитекторами реализовывал крупные международные проекты.

В работах Вим Кроувел уделял особое внимание типографике и использовал пространственные модульные сетки.

New Alphabet — наиболее радикальный эксперимент Кроувела в типографике для первых электронных приборов для набора текста. В New Alphabet нет ни диагоналей, ни кривых линий, а сами буквы по ширине такие же, как и по высоте. В основе этого шрифта лежит модульная сетка, где каждая буква — часть решётки, часть матрицы. New Alphabet никогда не был выпущен как шрифт: прочесть фрагмент текста, набранный им, было бы непросто. Зато потом, в девяностых, в популярных журналах появился шрифт, очень похожий на New Alphabet, только гораздо более читаемый.

Обложка буклета «Новый алфавит для экранных систем», Вим Кроувел, 1967, Источник

Значимые представители «новой графической чувственности»

Ян ван Тоорн, Антон Бейке, Wild Plakken, дуэт дизайнеров «Мейфис и Ван Дёрсен», Макс Кисман, Свит Столк, Studio Dumbar.

Ян ван Тоорн (1932–2020)

Ян ван Тоорн — одна из самых провокативных и влиятельных фигур в современном графическом дизайне Нидерландов.

Ян ван Тоорн нарушает правила модернизма. 1989 г. Источник

В отличие от многих дизайнеров-графиков, которые боялись социальной ответственности и выбирали сухой, безликий способ подачи информации, Ян Ван То­орн заявлял о своей позиции ярко и явно.

Ян ван Тоорн критиковал Вима Кроувела и других модернистов за предвзятый подход, когда любой проект в независимости от содержания приобретал заранее определённую форму. Он считал, что дизайнер обязан отвечать за то, как представлять информацию и о чём говорить людям.

В работах Ян ван Тоорн выступал за хаос, использовал коллажи и фотографии. Его главная идея заключалась в том, что графический дизайн, будучи средством коммуникации, не может быть нечутким и беспристрастным к происходящему.

Плакат Яна ван То­ор­на. По мнению Ри­ка Пой­но­ра, цель это­го пла­ка­та — про­ти­во­сто­ять и ин­фор­ми­ро­вать од­но­вре­мен­но. Источник
Пла­каты для вы­став­ки из­бран­ных ра­бот ху­дож­ни­ков раз­ных стран из кол­лек­ции Городского музея Амстердама. Источник
Об­лож­ка жур­на­ла Museumjournaal, №4, 1979. Ян ван То­орн: «Я мог бы де­лать ми­лые ве­щи­цы, иг­рая с фор­мой, но вещь ста­но­вит­ся ин­те­рес­ной, если вам есть что ска­зать. Я взял ре­клам­ное фо­то и на фи­гу­рах дал име­на ди­зай­не­ров — ге­ро­ев но­ме­ра, буд­то это они при­ни­ма­ют душ. В фор­ме шут­ки пре­под­но­сит­ся идея услов­но­сти лю­бой ме­диа­про­дук­ции в окру­жа­ю­щем нас ми­ре, со­об­ще­ние ста­но­вит­ся мно­го­слой­ным» (из до­ку­мен­таль­но­го филь­ма Dutch Profiles: Jan van Toorn (Submarine, Femke Wolting & Bruno Felix, 2013). Источник

Антон Бейке (1940–2018)

Графический дизайнер Антон Бейке был уличным художником. Почти всегда он создавал провокационные плакаты. На них он показывал обнажённые, уязвимые, несовершенные и израненные тела и части тел. А его излюбленными темами были убийство, любовь, секс и красота.

Плакат Антона Бейке для выставки Малевича, в котором он смешал два стиля Малевича: супрематизм в красном тексте и стиль позднего Возрождения в силуэте женщины, 1989 год. Источник
Плакат для выставки Wanderlieder в Городском музее Амстердама, 1991 год. Зелёная ладонь с линиями жизни и точками городов — карта, которая указывает на определённое будущее Восточной Европы после падения железного занавеса. Источник
Плакат для выставки Фриды Кало и Диего Риверы в Мексике. Источник

Студия Wild Plakken

В 1977 году Лис Рос и Роб Шродер, бывшие однокурсники по Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме, основали студию графического дизайна Wild Plakken. Её название с голландского языка переводится как «дикая наклейка». Оно отсылает к тому, что в начале своей деятельности дизайнеры расклеивали свои плакаты в центре Амстердама без разрешения властей. Это был своеобразный социальный протест. Огромное влияние на их деятельность оказал Ян ван Тоорн.

Wild Plakken продолжали использовать дизайн как инструмент политической активности. Например, они разработали плакат для Нидерландского движения против апартеида.

Wild Plakken

На плакате дизайнер изобразил две женские головы. Каждая состоит из тёмно- и светлокожих половинок. Характер конфликта очевиден в бинарной композиции плаката. На шов между красной и синей верхней и нижней половинами плаката нанесен слоган «Женщины против апартеида», который иллюстрирует его объединительную миссию.

Под влиянием авангардных экспериментов начала 20 века с коллажем в плакатах Wild Plakken часто использовали фотографии, которые беспощадно резали и рвали.

Wild Plakken, Источник
Wild Plakken, Источник
Wild Plakken, Источник
Образ против образа. Плакат демонстрирует две позиции, которые стоят напротив друг друга, и из их сочетания возникает нечто третье. Wild Plakken, Источник

Студия Мейфис и ван Дёрсен (Mevis & Van Deursen)

Арманд Мейфис и Линда ван Дёрсен работали вместе с 1995 по 2023 год. Они разрабатывали обновлённую айдентику Городского музея в Амстердаме, сотрудничали с музеем Соломона Гуггенхайма, музеем Современного искусства в Нью-Йорке и многими другими известными заведениями.

Логотип Городского музея в Амстердаме, 2012, Мейфис и ван Дёрсен
Плакат для выставки современного искусства, которая проходит каждые пять лет в Касселе, Германия, 2017, Мейфис и ван Дёрсен
Обложка учебной брошюры, Мейфис и ван Дёрсен
Плакат, над которым дизайнеры работали параллельно, не обсуждая его. Они показали одно и то же содержание в собственном видении, а затем — наложили макеты друг на друга, 2007, Мейфис и ван Дёрсен, Источник
Плакат, над которым дизайнеры работали параллельно, не обсуждая его. Они показали одно и то же содержание в собственном видении, а затем — наложили макеты друг на друга, 2007, Мейфис и ван Дёрсен, Источник

Герт Дюмбар и Studio Dumbar

Плакат к выставке Мондриана. 1971 год. Герт Дюмбар. Источник

Герт Думбар — едва ли не самый известный в мире голландский дизайнер. Он изучал графический дизайн в Королевской академии изящных искусств в Гааге и завершил обучение в аспирантуре по графическому дизайну в RCA в Лондоне.

В 1977 году Думбар основал дизайн-студию — Studio Dumbar, которой страна, без преувеличений, обязана своим сегодняшним обликом. Голландские железные дороги, голландская почта, голландская полиция, целый ряд национальных и транснациональных корпоративных зданий и даже больницы носят печать фирменного стиля от Studio Dumbar — яркого, неожиданного и одновременно по-голландски сдержанного.

Голландские железные дороги. Айдентика студии Дюмбар. Источник
Голландская почта. Айдентика студии Дюмбар. Источник
Голландская полиция. Айдентика студии Дюмбар. Источник

Studio Dumbar также участвовала во множестве культурных проектов, включая создание афиш для музыкальных концертов, плакатов для галерей, музеев и выставок.

В течение более чем тридцати лет Studio Dumbar создаёт афиши для струнного ансамбля Амстердамской симфониетты. Источник
Айдентика для всех маркетинговых мероприятиях города Делфт, которую разработала Studio Dumbar. Источник
Айдентика для всех маркетинговых мероприятиях города Делфт, которую разработала Studio Dumbar. Источник

Журнал Hard Werken

В 80-х годах лицом личностного экспрессивного дизайна был журнал Hard Werken. Его в 1979 году основали роттердамские дизайнеры Виллем Карс, Жерар Хаддерс, Рик Вермёлен, Хенк Эленг и Тон ван дер Хаспел. Для дизайна журнала характерны эксперименты с типографикой, фотографией и иллюстрацией, вдохновлённые современными фильмами, музыкой, театром и живописью.

Источник

Карел Мартенс (род. 1939)

Ещё одна интересная фигура в голландском графическом дизайне — Карел Мартенс. Он родился в 1939 году и в настоящее время является одним из самых влиятельных дизайнеров в Нидерландах и во всем мире.

В творчестве Карела Мартенса сочетаются почти математическая точность и выдающееся чувство цвета, перфекционизм и минимализм.

Карел Мартенс, 2016, Источник
Карел Мартенс, 1990, Источник
Карел Мартенс, 2014, Источник
Карел Мартенс, 2018, Источник

В 1990 году начал выходить международный журнал об архитектуре OASE. Над оформлением журнала работает Карел Мартенс, а каждый выпуск OASE — новый дизайн-эксперимент с динамичной вёрсткой и эффектной типографикой.

Обложки журнала OASE

По словам дизайнера Макса Кисмана: «Голландский дизайн — стиль стилей». Он может быть изобретательным и историческим, системным и личным, провокационным и функциональным, прагматичным и бессмысленным. Баланс между жёсткой логикой и полной бессмысленностью делает голландский дизайн голландским.

Голландские студии, дизайнеры и проекты

Студии

Дизайнеры

Дизайн-проекты

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение