Я помню еще нецифровые времена — те, в которых не было «Ласт.фм» и «Эпл мьюзик», музыку приходилось выкачивать по одному треку, а о достоверности тегов можно было только догадываться. Помню, что стоило узнать про сайд-проект понравившегося музыканта или целую группу, играющую в любимом жанре.
Текст написан в попытке приглушить страдания, которые я испытываю каждый раз, когда пользуюсь Яндекс.Музыкой. Это критика существующих дизайнерских и продуктовых решений, которые делают сервис таким, каким он является сейчас. Надеюсь, озвученные мысли найдут практическое применение или хотя бы запустят обсуждение.
К сожалению, современные музыкальные сервисы (и, в частности, Яндекс.музыка) не подходят для человека, увлекающегося музыкой. И вот почему.
Картинки
Одно из первых впечатлений, которые остаются после использования музыкального сервиса Яндекса — большой акцент на картинки. Казалось бы, зачем музыкальному сервису такое обилие изображений? Самое интересное, что картинки ищутся Яндексом в интернете, но, кажется, никто не проверяет их на соответствие реальности, поэтому на месте одних музыкантов иногда оказываются другие, иногда — обложки сборников или альбомов, а иногда — совсем ничего. Навязчивые круглые картинки с портретами сбивают с толку и не помогают ничего найти — вместо них было бы здорово просто увидеть названия крупным шрифтом.
Вот, например, картинка со страницы одного из самых крутых, по моему мнению, андерграундных электронщиков Британии, Whitey:
На картинке Whitey Morgan с гитарой, а Whitey на самом деле выглядит так:
Зачем вообще, такой сильный акцент на изображения? Как насчет того, чтобы выдать мне мою музыку немного раньше, вместо моей аватарки (я не буду спрашивать, зачем мне вообще аватарка в музыкальном сервисе)? Как я должен найти кого-то в своем списке исполнителей, если их больше 20?
Названия
Один из самых заметных и чуть ли не самых обидных косяков Яндекс.Музыки. Так случается, что названия некоторых музыкальных коллективов или исполнителей совпадают, иногда частично, иногда полностью. Для Яндекса, к сожалению, это не имеет значения. Например у Whitey, про которого я только что вспоминал, два трека из пяти (да, у него в дискографии пять треков) принадлежат не ему, а другим исполнителям с таким же именем.
Но если вы думаете, что эта проблема касается только непопулярных исполнителей, то вы ошибаетесь. Это судьба любой команды с распространенным названием.
Explicit Content
Эксплисит контент (тот, в котором есть мат) местами работает как надо, а местами — нет, даже когда буква E, обозначающая этот контент, стоит рядом с треком. Можно слушать два трека с одного альбома и в одном будет нецензурная лексика, а в другом вместо нее — тишина. Это очень портит впечатление от прослушивания.
Бардак в релизах
Одна из самых раздражающих вещей в Яме — это абсолютный бардак в «Альбомах». Тут все: синглы, сборники, ремиксы, ремастеред-версии альбомов. Попробуйте зайти в дискографию любимой группы и найти там быстро какой-то конкретный альбом. Яндекс.Музыка напоминает помойку, в которую свалили все, что нашли, не разбираясь.
Нажимаешь на кнопку «Вперемешку» (как еще воспроизводить, если не так) у Джонни Кэша, а там играет трек, в котором его вообще нет, но он прописан в тегах. Такие говноремиксы, содержащие в себе по несколько исполнителей, музыка которых в них даже не использована — не редкость. Они иногда всплывают в прослушивании и бьют по ушам.
Воспроизведение
Неужели нет другого способа слушать музыку, кроме как «Вперемешку»? Почему я не могу послушать все альбомы по порядку? Слушать один альбом по кругу я не могу — если я его поставлю, по завершению Яма подсунет что-то из жанра «рок», и это будет самый избитый и популярный трек исполнителя из моей библиотеки.
Само проигрывание «вперемешку» реализовано просто ужасно, особенно если у вас много исполнителей из разных жанров. Алгоритм не останавливается на отдельном жанре или исполнителе дольше, чем на один трек, прослушивание превращается в идиотский винегрет из всего «самого популярного».
Если шаффл отключен, проигрывание обязательно начнется с самой верхней, заезженной и популярной композиции у исполнителя.
Жанры и теги
Это настоящий корень всех проблем. Отсюда вытекают все остальные проблемы, в частности, с рекомендациями.
Посмотрите, каким количеством жанров ограничилась Яма. Например «Рэп и хип-хоп» бывает только зарубежный и русский. Для сравнения, список поджанров из общедоступной «Википедии» насчитывает 24 вида, это при условии, что «Википедия» ничего не знает про русский рэп.
У пользователя есть два варианта, как разобраться с жанрами, которые его интересуют. Первый — ужасное меню из кнопок-дропдаунов, которыми не ясно, как пользоваться. Второй — кладбище с картинками, организованное непонятно по какому принципу. Как видно, ни в том, ни в другом случае информацию не получилось организовать удобно или понятно. Жанров и поджанров очень мало, их связи и пересечения никак не увидеть. Узнать, какие из них интересны (или потенциально интересны) мне, тоже нельзя.
В Яме редкий исполнитель содержит в описании хотя бы три жанра, когда в действительности большинство известных исполнителей играют на пересечении трех-четырех жанров, а отдельный жанр не характеризует группу или исполнителя полностью, а работает скорее как тег. Что и говорить о тех ребятах, которые за время своего существования меняли жанры, музыкальные инструменты и состав.
Рекомендации
Самое важное в любом музыкальном сервисе — это рекомендации. Сервис должен быть озабочен конверсией и лояльностью своих пользователей. Зачем еще можно приходить в музыкальный сервис, как не для поиска новой музыки?
Рекомендации Ямы — это не рекомендации, на самом деле. Это три самых популярных группы среди других слушателей выбранного исполнителя.
Самая важная и самая провальная часть Яндекс.Музыки. Убедиться в этом просто, достаточно зайти на страницу любой очень популярной группы, например, Nirvana.
Вот какие рекомендации дает нам сервис. Тем, кто слушает «Нирвану», нравятся еще Перцы, Marilyn Manson и Linkin Park. В разделе «Похожие исполнители» можно узнать много нового. Например, что Нирвана похожа на Bloodhound Gang, Offspring, Queen. Список похожих на Нирвану групп можно продолжать бесконечно: Gorillaz, Guano Apes, Muse, Slipknot, Limp Bizkit. Только действительно похожих на эту группу исполнителей в списке не будет.
Как-то так вышло, что группы, играющие в жанре «гранж», в разделе «Похожих» не встречаются. Почему-то здесь нет Perl Jam, Alice in Chains, Soundgarden. Да вы можете проверить сами — зайдите как-нибудь в рекомендации по своему любимому исполнителю.
Кстати, обратите внимание, какие жанры используются в разделе «Рекомендованных». Не удивительно, что здесь такая каша — это теги «рок» и «альтернатива», по которым можно достать вообще что угодно. Спасибо, что хоть группы «Кино» здесь нет. А, ну да, это же не просто «рок», а «русский рок».
Кажется, что работа музыкального сервиса, в основном, состоит в том, чтобы рекомендовать новую музыку своим слушателям. Казалось бы, что сложного в том, чтобы каталогизировать названия и жанры музыки, а потом на основе этих данных выдавать рекомендации? У «Яндекса» есть идея получше, он рекомендует слушать ту музыку, которую слушают люди, которым нравится то же, что и вам. Вместо друга-меломана это болван, нахватавшийся по верхам — не очень разбирается в музыке, но всегда рад дать рекомендацию. Чаще всего это самая очевидная, набившая оскомину музыка.
Лояльность пользователей поддерживается не только плеером, но и созданием пространства ценителей музыки и постоянных слушателей. Для этого нужен контент, с этим в современном мире проблем нет, но вот найду ли я здесь что-то интересное для себя?
Рекомендации Ямы начинаются с того, что я и так слушаю чаще всего. Это так тупо, что даже описывать не хочется — у меня в рекомендациях стоят 3 исполнителя, которые мной залайканы, а если нажму кнопку — появляются еще три, и ни одного нового! Зачем вообще рекомендовать мне то, что я и так знаю, и уж тем более, слушал на этой неделе?
Сам сервис рекомендаций крайне неотзывчивый. Он не реагирует, например, на то, что я лайкаю тех исполнителей, которых он предлагает, и не предлагает мне новых вместо них.
Тексты
Отдельно пройдусь по уровню текстов внутри Ямы. Ощущение такое, что их писал робот, а не человек — хуже анонсов и представить нельзя. Новая пластинка от авторов хита. Серьезно, это все что вы можете сказать про них? Лучше только соседний текст для анонса нового сингла Coldplay.
Отечественные исполнители
К сожалению, Яма мало делает для продвижения оригинальных и малоизвестных исполнителей, ровно как и для просвещения слушателя. Русский рэп или русский рок для Яндекса — это лишь ярлыки, связанные только с большой популярностью этих направлений «в народе».
Заключение
Яма — сервис для людей, не желающих разбираться в том, что они слушают, потребляющих музыку как фаст-фуд. Плохие решения исправляются медленно (если вообще исправляются), новые фичи не появляются, контента мало и редактируется он плохо. Несмотря на весь имеющийся потенциал, сделать хороший музыкальный сервис у Яндекса не получилось.
Обсуждение
Похожее
20 вопросов про веб-шрифты
Краткая история теории цвета
Фриц Кан