Автор: Дарья Дейнека

Дизайн-журналист

BrightHead Studio — это Мария и Михаил Череда, которые два года назад создали студию в Екатеринбурге. Я поговорила с ними о том, как они решились на создание собственного бизнеса и как делают проекты для местных и зарубежных заказчиков.

Мы условились встретиться в кафе Ельцин Центра в Екатеринбурге. За окном лето, жара и большое количество людей. Вокруг витает ощущение праздника: город ещё помнит Чемпионат мира по футболу с его шумными болельщиками из разных стран. Мария приходит первой и заказывает себе чай, а чуть позже присоединяется Михаил. Мы все немного волнуемся, я проверяю качество звука на диктофоне и начинаю запись.

Расскажите о себе. С чего всё началось?

Маша: Начнём с того, что Миша по образованию графический дизайнер. Он окончил УрГАХУ (Уральский государственный архитектурно-художественный университет).

Миша: Вообще, первые четыре года я учился на факультете промышленного дизайна, но со временем понял, что это не совсем моё, и перевелся на факультет графического дизайна. В 2007 закончил Академию, и вот уже 11 лет работаю по профессии.

Маша: Я закончила журфак УрФУ (Уральский федеральный университет). Некоторое время работала журналистом, писала о рынке недвижимости, а потом стала PR-менеджером: в один момент работать пиарщиком мне показалось куда интереснее. Волею судьбы в 2013 году мы с Мишей оказались в одном рекламном агентстве. Там и познакомились. Когда Миша пришел на позицию арт-директора, я там уже как полгода работала PR-менеджером. Начали общаться, и наш паззл постепенно стал складываться.

Приблизительно в то же время в Екатеринбурге начала формироваться, если можно так —выразиться, креативная тусовка. Рекламный рынок был разогрет, за ним было интересно наблюдать. Примерно тогда же в Екатеринбурге стали проводиться мероприятия по дизайну: открытые лектории, воркшопы, где каждый мог поделиться опытом, рассказать и показать, что он умеет. Как сейчас помню одну из первых тусовок дизайнеров на Behance Portfolio Review. На одной из них Миша презентовал свой первый шрифт Marta и вообще впервые рассказывал о типографике, которая в то время для него была не более, чем увлечением.

Надо сказать, что тогда мир дизайна был мне незнаком. Я видела, что существует много всего визуально красивого, но даже представить себе не могла, как всё это создается. В какой-то момент мы стали много общаться на темы, связанные с дизайном. Я смотрела на всё с широко распахнутыми глазами и не могла поверить, что так бывает, что это придумывают и создают реальные люди.

Наше общение постепенно вышло за рамки работы, и мы стали много времени проводить вместе. Миша начал приглашать меня на разные мероприятия. А я, будучи абсолютным визуалом, этим прониклась: будто взяли маленькую рыбку, выпустили в открытое море и сказали «плыви». И так, постепенно, случилась не только любовь в плане дизайна, а любовь вообще. Мы стали встречаться, параллельно работали. Я к тому времени вела нескольких своих клиентов по пиару, Миша — по дизайну, а в свободное время он занимался шрифтами.

До знакомства с Мишей я и правда не знала, что есть люди, которые создают шрифты, вручную отрисовывают каждый символ. Для меня при слове «шрифт» в голове всегда всплывал стандартный набор «Ворда»: Arial, Times New Roman, Calibri — и я не думала, что бывает как-то по-другому. А оказывается, в мире существует бесчисленное множество шрифтов и всевозможных начертаний. Тогда у меня голова пошла немного кругом, в хорошем смысле.

И вот сегодня я живу с человеком, который эти шрифты создает. Вообще, надо сказать, создание шрифтов — это очень кропотливая, скрупулёзная, ювелирная, требующая колоссальной усидчивости, работа. Это касается, наверное, любых творческих профессий.

Миша: Ага, Маша часто задавала мне в то время вопрос: «Как ты всё это делаешь?»

Фото: Игорь Савчук

И как вы пришли к своей студии? В какой момент решили открывать своё дело?

Миша: Мы долгое время работали проектно и не были никак оформлены. Скорее, каждый был сам за себя. В конечном итоге у нас было два варианта: либо каждый работает самостоятельно и развивается как профессиональная личность, либо мы объединяем свои знания, умения, навыки и облачаем это в некую цельную форму. Мы выбрали второй вариант. Очертили для себя некий пул направлений, по которым уже был опыт, а также те компетенции, которые могли бы развивать. Так, например, мы чётко для себя решили, что рекламой заниматься не будем. Просто потому что нам это неинтересно.

Маша: У нас было огромное желание сделать что-то своё, но при этом мы оба понимали, что у нас нет опыта в продажах или в продвижении. Пришлось многому учиться с нуля. Тогда пугали мысли о том, где стабильно брать заказы и как не уйти в минус. Ведь запуститься не так сложно, а вот развивать своё дело каждый день и не перегореть, когда практически всё идёт не так, нужна огромная мотивация и вера в собственные силы.

Миша: Невозможно прочитать какую-то книгу, пообщаться с парой предпринимателей, которые тебе расскажут, что нужно делать. Ни в одной книге нет совета о том, как надо сделать, чтобы всё точно заработало. Поэтому, хочешь не хочешь, а приходится совершать ошибки и на них учиться. Только так.

В своё время, году так в 2005, был период больших агентств. Им доверяли: в штате по 50 человек, в портфолио крупные проекты для известных брендов. А потом помню момент, когда стало появляться много узкоспециализированных студий. Кто-то Британку закончил, кто-то сам решил, что пора открывать что-то своё.

Когда вы впервые поняли, что то, что вы делаете, становится востребованным?

Миша: Большой мотивацией с первых дней существования нас как студии были публикации наших работ на профессиональных площадках, в печатных изданиях и лимитированных сборниках. Ни с чем несравнимое чувство, когда тебе присылают журнал из Берлина или Гонконга, а в нём наряду с работами именитых дизайн-студий опубликован твой проект, а рядом стоит подпись BrightHead Studio.

Также мы встречаем большое количество проектов разной направленности с нашими шрифтами: от дизайнерских блокнотов до упаковки продуктов. Однажды я совершенно случайно заметил, что на Первом канале засветился наш BRAVO. Потом его же встретил в рекламе МТС с Дмитрием Нагиевым.

Маша: Надо сказать, что мы ещё достаточно часто встречаем наши шрифты на обложках книг. Бывает, прогуливаешься по книжному, и случайно взглядом цепляешься за что-то знакомое. Не так давно в «Пиотровском» (книжный в Ельцин Центре — прим. ред.) мы искали один сборник и рядом на полке обнаружили книгу, название которой было набрано одним из шрифтов Миши. Недавно, когда ездили в отпуск, увидели в аэропорту «Кольцово» в зале ожидания кафе, название которого также было написано нашим шрифтом. Приятно видеть, что твои идеи и проекты материализуются в окружающем мире.

Сейчас мы сосредоточены на визуальной идентификации и шрифтовом дизайне. С недавних пор решили, что будем развивать направление связей с общественностью, хотя долгое время пиар отходил на второй план, и мы не планировали им заниматься вообще.

Фото: Игорь Савчук

Хорошо, это всё истории про шрифты в открытом доступе, но как обстоят дела с бизнесом? Есть ли сегодня спрос на качественный дизайн у компаний в Екатеринбурге?

Миша: Массово мы пока не видим, что это вот прям надо и что дизайну отводится какое-то особое внимание. Но сдвиги определённо есть. В прошлом году «Восход» разработал фирменный стиль екатеринбургскому Оперному театру. Мы тоже предлагали им обновиться, но двумя годами ранее. Тогда они не были к этому готовы и мы не стали тратить на них время. И, как оказалось, зря. Но всё это пока единичные случаи.

Как давно, получается, существует ваша студия?

Маша: Как юридическое лицо мы существуем с февраля 2016 года, а до этого времени мы никак не были оформлены.

Миша: Да, некоторое время работали без названия. Потом решили, что нам нужно как-то себя называть. Придумали что будем Practica. Сделали презентацию, я нарисовал логотип. Помню, что взяли даже заказ под этим названием.

Однажды мы случайно нашли в интернете компанию из Москвы с таким же названием: они оказывали услуги в областях маркетинга и брендинга. У них был простой заброшенный сайт, но через полгода ребята, конечно же, обновились, а мы поняли, что с названием Practica пролетели.

Маша: Нам пришлось придумывать что-то новое. Вообще, подобрать новое название для себя — это большая ответственность и особая сложность, потому что заказчик — ты сам. Мне всегда нравилось словосочетание «светлая голова», и мы решили попробовать перевести его на английский язык. Нам понравилось. В итоге мы взяли название BrightHead в работу и с 2016 года стали везде им подписываться.

Вы единственная студия на Урале, которая разрабатывает шрифты? Просто раньше я не слышала об уральских шрифтовиках.

Маша: Да, это так, хотя Миша опасается говорить, что мы единственные. Вдруг кто-то есть ещё, просто мы не знаем.

Миша: Я думаю, что если бы они были, то о них было бы известно.

Может, они просто не умеют пиариться?

Миша: Отчасти это так. Разработка шрифтов — это специализация, требующая просто железной выдержки, усидчивости, перфекционизма, что есть далеко не у каждого. Это своего рода медитация, где нужно вручную прорабатывать каждую букву, каждый элемент, чтобы всё было идеально. Быть шрифтовиком — это всё-таки не про творчество. Это большой труд.

У вас в портфолио есть проект Palkki, но в итоге бренд не использовал ваше решение. Palkki — это бюро, которое строит дома, верно?

Миша: Да, это бюро, которое занимается строительством премиальных деревянных домов по финской технологии.

Маша: В 2014 году, когда случился финансовый кризис, дела у ребят пошли не очень хорошо, и они решили уйти в эконом-сегмент. Для этого им понадобилась новая айдентика и новое позиционирование. Мы помогли им с этим. Но фирменный стиль, к сожалению, так и не был до конца реализован по внутренним причинам компании.

Расскажите о проекте для ресторана в Дубае (ОАЭ).

Миша: Да, был проект для ресторана Азиатской кухни TOKO Downtown. TOKO известен как один из лучших японских ресторанов в Сиднее. В начале 2014 года открылся второй ресторан в Дубае. Он находится на первом этаже роскошного отеля Vida Downtown — в нескольких минутах ходьбы от самого высокого здания Бурдж-Халифа.

Маша: Нам написала девушка из США, которая занималась дизайном интерьеров. Ей понравилось наше портфолио, и она предложила нам обновить айдентику для TOKO. Кстати, ресторан популярен не только на словах — там часто бывает, например, Ким Кардашьян.

Миша: Мы провели исследования японской культуры, живописи и современного искусства в поисках золотой середины и обратили внимание на очень интересную технику мраморирования бумаги под названием суминагаши, что означает «плавающие чернильца». С её помощью мы получили уникальные по своей текстуре узоры. Они и легли в основу всей визуальной идентификации ресторана. Современная субкультура Японии выделяется яркими цветами, сумасшедшими нарядами и является полной противоположностью сложившимся устоям и традициям. Объединив эти два направления японской культуры, традиционную технику живописи и современные особенности, нам удалось создать яркий и насыщенный визуальный ряд. Наверное, большим признанием для нас является то, что проект для TOKO был опубликован в лимитированном коллекционном издании NOVUM (Берлин, Германия), который целиком посвящён использованию золота в айдентике.

Позже вы разработали айдентику для VIP-терминала аэропорта Кольцово. Скажите об этом проекте несколько слов. Как в целом строилась работа?

Миша: Начнём с того, что VIP-терминал аэропорта Кольцово — это не наш прямой клиент. К нам обратилось екатеринбургское агентство с запросом на разработку фирменного стиля для этого заказчика. Мы предложили три концепции. В итоге клиент остановился на той, что с синим и розовым цветом. Мы удивились тому, что достаточно консервативное руководство терминала выбрало такое нестандартное, на наш взгляд, сочетание цветов. В разработке фирменного стиля требовалось подчеркнуть высокий статус терминала, его посетителей и постоянных клиентов. Важным условием было отказаться от использования в корпоративной айдентике тривиальных образов, связанных с аэропортами.

Само по себе здание, в котором располагается VIP-терминал, историческое и является знаковой точкой города. Это не бизнес-класс, а отдельный терминал деловой авиации, куда прилетают пассажиры на личных самолётах. Мы решили взять за основу архитектурный облик самого здания со всеми его элементами. Оно выполнено в дружелюбной линейной графике с округлыми окончаниями. Все элементы фирменного стиля сдержанные и демократичные. В цветовой палитре мы использовали сложный синий цвет, который напоминает о небе и авиации. Вторым важным цветом является пыльный оттенок розового: он успокаивает и располагает к общению и приятному времяпрепровождению.

Маша: Надо сказать, что после того, как концепция была выбрана, наш заказчик, екатеринбургское агентство, передало нам все контакты с клиентом, и уже вся дальнейшая коммуникация строилась напрямую с ним. Работа над проектом длилась около года. Много времени ушло на реализацию фирменного стиля: поиск типографий для печати основных носителей, выбор подходящей бумаги и тканей. Например, при печати шёлковых платков оказалось, что в выбранный пыльно-розовый цвет достаточно сложно попасть по пантону с первого раза. Нам пришлось делать множество цветопроб, прежде чем смогли передать нужный цвет.

У вас же тут был чемпионат по футболу. Скажешь что-нибудь про шрифт для этого события?

Миша: Честно? Он страшненький. Много недоработок.

Был материал на эту тему, возможно, ты его читал. Как думаешь, можно было шрифт как-то исправить?

Миша: Помню эту статью. Я не думаю, что можно было что-то значительно улучшить. Если бы работа с самого начала делалась качественно, то и результат был бы соответствующий. В материале писали, что заказчик пришёл к исполнителю с уже готовыми решениями, которые нельзя было видоизменять. Это было одним из условий. Их якобы консультировала девушка-эксперт, имя и фамилию которой они не назвали. Чуть позже этот шрифт немного доработали, то есть, до этого его эскизы выглядели ещё хуже.

Ну и подходя к финалу. Вопрос к Маше. Лучшая книга для студии?

Маша: Из книг посоветую не так давно переведенную на русский язык «Блог на миллион долларов» Наташи Кортни-Смит. Мне эта книга очень помогла навести порядок в мыслях. Я считаю, что её просто обязаны прочитать те, кто развивает свой бизнес, выращивает личный бренд или хочет стать блогером.

Миш, что посоветуешь почитать шрифтовику?

Миша: Любые книги, где есть буквы.

Он недоумённо пожимает плечами, будто я застала врасплох его таким простым вопросом. На самом же деле он даёт самый честный ответ. Работаешь со шрифтами — смотри на шрифты. Уже спустя пару секунд Миша добавляет.

Миша: Могу порекомендовать Роберта Брингхёрста «Основы стиля в типографике», Александра Королькова «Живая типографика» и ещё очень полезная «Книга про буквы от „А до Я”» Юрия Гордона.


Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.