Введение
Первой работой, которую 56-летняя Шерри Джонсон потеряла из-за автоматизации, стала должность в местной газете. Там она загружала бумагу в печатный станок и раскладывала газетные листы, — из статьи The New York Times
Тема сохранения рабочих мест в США доминирует в политических дискуссиях. При этом одной из главных угроз называют аутсорсинг, который, якобы, ведет к увольнениям внутри страны. На самом деле главным фактором сокращения числа рабочих мест во всем мире стала автоматизация. И она уже захлестнула, например, промышленность.
В среде дизайнеров ситуация не столь серьезна, что не способствует критически важной дискуссии о том, как автоматизация изменит профессию и карьеру этих специалистов. Давайте посмотрим, почему это важно, и как дизайнерам стоит реагировать на изменения.
Дизайн это…
Дизайн родился из типографики. По определению Creative Blog, «типографика — это искусство и техника организации шрифта». Типографика — это двигатель печати. История печатной отрасли — это история о том, как машины и механизация вносят критические изменения и заменяют людей.
Направление интерактивного дизайна — это дизайн приложений, софта и сайтов. Цифровые продукты и сервисы создаются с помощью цифровых инструментов: например, это может быть ноутбук от Apple, приложение Sketch и какой-то программный код. Помимо этого, в инструментарии дизайнера есть исследования вроде проблемных интервью и профессиональная коммуникация.
Интерактивный дизайн — это профессия белого воротничка. Как белые воротнички, мы не чувствуем давления автоматизации на нашу работу. Но автоматизация — это не только про механический труд. Популярность конструкторов сайтов и бирж шаблонов — это пример автоматизации, которая уже изменила работу интерактивных дизайнеров.
Дизайнеры должны всеми силами стремиться создавать ценность. Это точно поможет им оградить свой участок работы от «вторжения машин».
А как дизайнеру создать ценность? Изменив подход к пониманию дизайна: дизайн должен восприниматься не как процесс производства, но как платформа для решения задач. Входные данные должны быть столь же ценны, как и получившийся на выходе продукт.
История печати
А теперь подробнее пройдемся по истории механизации рабочих мест в печатной отрасли.
От типографской к офсетной печати
Иоганн Гутенберг изобрел типографскую печать, разработав шрифт и винтовой пресс. Для типографской печати требовался ручной труд — рабочие должны были составлять наборы из отдельных металлических букв. Эти блоки букв становились текстом книг и газет. После муторного набора шрифтов, рабочий наносил на них чернила и опускал на лист бумаги, на которой отпечатывался текст. Эта ручная и монотонная работа почти не менялась с середины 15-го века до века 19-го.
В начале 19-го века литография повысила ценность печати, облегчив печать изображений. Этот способ печати подразумевал перенос сделанного масляной краской рисунка на известняковую печатную форму. Благодаря специальной обработке краска впитывалась в камень, а в результате получался оттиск для создания будущих копий. Техника сделала возможной массовую печать и репродукцию изображений.
Позапрошлый век стал эпохой революционных изобретений в сфере печати. В 1810 году на рынке появился первый паровой печатный станок. В 1811 благодаря созданию механизма вращающихся цилиндров с намотанной бумагой, производительность станков повысилась в шесть раз. 29 ноября 1814 года газета The Times с помощью парового цилиндрического пресса впервые полностью автоматически напечатала тираж — скорость печати составила 1100 листов в час.
В 1884 году часовщик Оттмар Мергенталер изобрел линотип. Это было гениальное изобретение. Машина позволяла оператору клавиатуры составлять макеты страницы из строк текста и отлично подходила для создания газет, журналов и плакатов. Инструмент избавлял от необходимости ручного набора. С помощью линотипа один человек мог выполнять работу, которую раньше делали шестеро.
К счастью, появление линотипа повысило востребованность книг и газет, и потерявшие работу наборщики стали операторами линотипов. Через век, в 1980-х, офсетная печать вытеснила линотип.
Современная офсетная печать
Новые технологии быстро меняли литографическую печать еще с 19-го века. В 1855-м изобретение фототипии позволило переносить фотоизображения на литографский пресс. Это избавило людей от необходимости ручного рисования изображений на печатных формах. В 1865-м году благодаря случайной ошибке каменные оттиски были заменены на резиновые. Это позволило повысить скорость печати, поскольку резиновые оттиски можно было обернуть вокруг ротационного пресса. Вдобавок, резина не так тверда, как камень, и меньше царапает бумагу. Так что это повысило и качество печати.
Возможность репродукции фотографий на резиновые оттиски стала ключевым фактором в переходе к современной офсетной печати. Это удешевляет процесс копирования текста и изображений в журналах, газетах, брошюрах и т.п. Каждый шаг на пути к современным печатным технологиям улучшал процесс. В ходе каждой фазы также появлялись, менялись и исчезали рабочие места.
Цифровая печать
Затем наступила цифровая эра, вестниками которой стали Macintosh и Postscript. Mac сделал графические интерфейсы доступными простым людям и позволил дизайнерам рисовать и манипулировать макетами в цифровом мире. Postrscript позволил дизайнерам использовать принтер LaserWriter. Эта связка спровоцировала революцию цифровой печати. Дизайнеры смогли напрямую печатать маркетинговые материалы, отчеты и журналы почти с типографским качеством.
Распространение цифровой печати привело к тому, что художники-макетчики «старой волны» стали терять работу: такие специалисты создавали макеты, наклеивая на них различные блоки текста и изображения на специальной доске, а затем их шаблон фотографировали и переводили в формат CMYK. Цифровая печать сделала «выклейщиков» ненужными, поскольку шаблон теперь можно было подготовить на компьютере и сразу отправить на печать. Те из специалистов-макетчиков, кто не смог освоить цифровые инструменты, просто потеряли работу.
Интернет
Интернет и всемирная паутина полностью поменяли дизайн. Теперь люди главным образом потребляют медиаинформацию с экранов. Публикация медиа сразу на экран стоит значительно дешевле и при этом позволяет обходить типичные физические ограничения (например, логистические — прим. пер.).
Онлайн-публикация почти бесплатна. Веб-сервисы и CMS позволяют создавать недорогие сайты из готовых блоков, опираясь на готовые варианты дизайна. Теперь вся сложность запуска небольшого сайта для маркетинговых нужд заключается примерно в выборе понравившегося шаблона.
Искусственный интеллект
Разработчики систем, применяющих искусственный интеллект (ИИ) (точнее было бы называть его «машинным интеллектом» — прим. ред.), давно стараются создать инструменты, которые смогут имитировать когнитивные функции человеческого разума. То есть, хотя бы отчасти решать задачи и обучаться как человек.
Первоначально такие системы были основаны на правилах, что позволяло создавать проекты, отлично справляющиеся с вычислениями, необходимыми, например, в шахматах. Новейшие разработки в области нейронных сетей подразумевают создание систем, которые обучаются самостоятельно. Например, созданный на основе нейронной сети искусственный интеллект обеспечивает работу сервиса Google Translate.
Искусственный интеллект начинает проникать в дизайн с помощью конструкторов сайтов. uKit AI тренирует нейросеть обновлять сайты из 2000-х, добавляя им адаптивности и структурируя контент под современного торопливого потребителя. Создатели Grid обещают, что их ИИ-системы смогут самостоятельно создавать шаблоны для пользовательского контента. Wix разработал собственный инструмент ADI, который создает сайт на основе полученных от пользователя ответов. uKit, Grid и ADI пока продукты на ранних стадиях, но уже совсем скоро они станут более проработанными.
Автоматизация дизайн-задач не ограничивается созданием веб-шаблонов. ИИ-системы уже умеют распознавать и автоматически категоризировать изображения. Такие технологии лежат в основе проектов Apple Photos и Google Photos. Один из недавних примеров использования ИИ для таких целей — нейронная сеть бота Colorbot. Этот сервис анализирует массив информации, чтобы понять, как раскрасить ту или иную черно-белую фотографию — и тут интересны неудачные, на первый взгляд, попытки: Colorbot часто накладывает на изображения смешанные цвета — выглядит странно, и в то же время так, будто у искусственного интеллекта есть свой художественный вкус.
Еще примеры искусственного интеллекта в дизайне
Adobe Sensei — созданный на основе технологии машинного обучения фреймворк, который категоризирует, дополняет и редактирует изображения. В демо-видео проекта система предстает в виде автоматизированного помощника в решении дизайнерских задач. Похоже на заранее установленный селектор при выборе дизайн-инструмента из имеющегося набора.
Project Dreamcatcher от Autodesk — это генеративная система для 3D-дизайна. Дизайнер задает ограничения, а система генерирует возможные варианты решений. Применение инструмента позволяет сократить время, требующееся для принятие дизайнерских решений.
Разработчики сервисов Logojoy и Tailor Brands обещают создать ИИ-платформы, которые смогут генерировать логотипы.
Автоматизация профессий
Интерактивный дизайн требует высокого уровня понимания компьютерных и цифровых средств — мы проектируем интерфейс сайта, приложения или программы, основываясь на цифровом опыте пользователя. Чаще всего, нужные для этого навыки мы получали в университетах. Высшее образование вообще было краеугольным камнем американской мечты — выпускники вузов должны были гарантировать себе высокие зарплаты и защищенность рабочих мест. Теперь же эта защищенность зависит не от уровня образования, а от уровня рутинности работы.
Существующие в настоящий момент технологии могут автоматизировать 45% действий, за выполнение которых платят людям. Более 60% всех существующих рабочих мест могут быть автоматизированы на 30% или выше, — писали в McKinsey.
В опубликованной в июле 2016-года компанией McKinsey&Company статье «Где машины могут заменить людей, а где [пока] нет», анализируется восприимчивость конкретных профессий к автоматизации. Аналитики приходят к выводу, что чем более рутинной является выполняемая работа, тем выше «угроза», которую несет автоматизация. Все как в печатной индустрии, где людей, выполняющих рутинную работу, заменили машины. Применяя эту же логику к веб-дизайну, можно легко понять, что дизайн рекламных материалов (brochureware) вполне попадает в ту же самую категорию рутинной работы.
В статье McKinsey не все так печально — например, аналитики отмечают, что навыки выполнения креативных задач и принятия решений автоматизировать сложнее:
Это много областей от разработки софта до составления меню в ресторане или написания промо-материалов. Именно люди должны определять цели выполнения работы, интерпретировать результаты или осуществлять проверку решений.
Определение целей, интерпретация результатов и оценка решений — все это основанные на входных данных навыки дизайна. Оперируя входными данными, мы понимаем проблему, которую решаем. Еще это часто называют дизайн-мышлением.
Дизайн-мышление это…
Дизайн-мышление — это ориентированный на пользователя подход к инновациям, реализуемым с помощью инструментария дизайнера для интеграции задач людей, возможностей технологии и требований бизнеса, — Тим Браун, президент и CEO в IDEO.
Дизайн-мышление — это философия создании продуктов и решения общественных и бизнес-задач, состоящая из пяти шагов.
- Понять аудиторию через исследование, основанное на взаимодействиях с человеком;
- Обработать полученную информацию и вывести формулировку для верного определения проблемы;
- Сгенерировать большое количество идей и протестировать их в прототипах на целевой аудитории;
- Проанализировать результаты тестов: развить лучшие гипотезы, убрать остальные. Провести новые итераций тестов;
- Реализовать отобранные идеи.
Разработка интерактивных продуктов — это процесс, который, как и дизайн-мышление, подразумевает особый подход к теории и практике анализа и понимания аудитории. Дизайн, ориентированный на пользователя, включает три фазы:
- Вдохновение — изучить потребности людей, формирующих целевую аудиторию. Оценить, правильно ли поняли потребность, через взаимодействие с людьми.
- Идеация — протестировать идеи, создав прототип и проверив его на пользователях. Следует итерировать идеи до тех пор, пока не будет создано подходящее аудитории решение.
- Имплементация — релиз законченной идеи и последующий сбор данных.
Дизайн-мышление и ориентированный на человека дизайн — это похожие методологии, которые помогают дизайнерам создавать контекстуальные решения с помощью анализа, тестирования и взаимодействия с людьми. Такой подход позволяет дизайнерам создавать «долгоиграющую» ценность. Такие «мягкие навыки» (soft skills) очень сложно автоматизировать.
Заключение
История печати — это история о том, как механизация влияла на работу дизайнеров. По мере развития технологий мы станем свидетелями того, как профессии будут меняться под влиянием ИИ. Существующие сейчас «умные» проекты в области дизайна находятся в самом начале пути, но они быстро будут добиваться все новых успехов.
Если дизайнеры хотят развивать карьеру, им нужно научиться ценить входные данные так же сильно, как результат работы. Необходимо будет отойти от экранов компьютеров и начать создавать решения, основанные на мягких навыках человеческого взаимодействия. Дизайнер должен стать «швейцарским ножом» для решения проблем в той же степени, как уже является участником создания продукта.
Иконка на обложке — The Noun Project.
Обсуждение
Похожее
Пинтерест-аккаунт британской студии Trebleseven
Интересный факт: 29883 варианта логотипа Сони
Проблемы оформления книжной страницы