Далее текст от лица автора
Я считаю себя дизайнером, работающим с дизайном в широком смысле слова. Я собрал несколько ключевых принципов, без которых ни моя личная, ни студийная практика невозможны.
Дизайн-принципы Артёма
1.1 Идеология
Я считаю, что дизайнер без идеологии, стоящей за его практикой, — это просто руки. Кто-то думает про влияние на культуру в целом, другие ищут способ наладить коммуникацию между людьми, а кто-то стремится к идеалу в контексте своего ремесла. Идеология у каждого своя, но без принципиальной позиции в дизайне никогда не будет глубины. Без неё дизайн становится просто работой, а меня привлекает дизайн как способ мышления и возможность смотреть на мир вокруг.
1.2 Дизайн как инструмент влияния
Наша практика направлена на то, чтобы влиять на современную культуру. Когда мы берёмся за клиентские проекты, одним из ключевых критериев является то, что они должны воздействовать на аудиторию. И неважно, насколько это масштабное влияние. Дизайн способен помочь людям по-другому взглянуть на мир, причём не только на глобальном, институциональном уровне, но и на более интимном и локальном. Через дизайн можно влиять на ежедневный быт и расширять представления людей о современной культуре. Изменяя визуальную среду, мы можем влиять на мироощущение и предлагать новую оптику, и тем самым принимать более активное участие в формирование реальности вокруг себя же.
1.3 Дизайн как проектирование
Я всегда призываю смотреть на дизайн шире: не как на рисование картинок и передвижение пикселей по экрану, а как на проектирование, создание чего-то нового, и в первую очередь — головой, а не руками.
1.4 Кросс-дисциплинарность
Я всегда считал, что дизайнер — это видение и умение проектировать новое, а не набор функциональных, технических навыков. То есть в моём понимании дизайнер может придумать что угодно — а под техническую часть работы найти помощь нишевого профессионала. Поэтому моя практика охватывает графический и диджитал-дизайн, креативный дирекшн и разработку стратегий, работу с объектами и одеждой, проектирование пользовательского опыта и сценариев, а также «дизайн» образовательных программ. И она постоянно расширяется — в ближайшее время хочется ещё больше работать с проектированием пространств и глубже погрузиться в предметный дизайн.
1.5 Исследование
Ни один проект не возможен без исследования, и многие проекты построены вокруг желания исследовать новое. Если дизайн — это инструмент для изучения мира вокруг, мы хотим использовать его в полной мере: узнавать новое, учиться чему-то и примерять на себя разные оптики не только в клиентских проектах, но и в собственных. Поэтому часть студийной загрузки — это придуманные нами рисёрч-инициативы, которые принимают совершенно разные формы: от книг и сайтов до выставок и дизайн-образования. Это всегда приглашение к диалогу о том, в чём заключается работа дизайнера. Вместе нам хочется создавать новый контекст, где дизайн — не функциональный инструмент оформления, а средство для рассказа историй и создания новых смыслов.
2.1 Соавторство
Я не верю в вертикальные отношения с клиентами. Дизайн для меня — не сервис, а соавторство и возможность работать в партнёрстве. Уважение к чужой экспертизе — базовая вещь, которая чаще всего теряется в формате, где жёстко зафиксированы роли клиента, как «главного», и исполнителя, как «подчинённого». В такой конфигурации мало шансов для равного диалога и партнёрства. И слова «исполнитель» и «подрядчик» по своей сути ограничивают и не оставляют простора для реализации собственной экспертизы и отстаивания своего мнения.
2.2 Проектоориентированность
Мы всегда говорили, что мы точно не клиентоориентированная студия, а потом сформулировали принцип на замену — проектоориентированность. Наш приоритет — чтобы проект сложился, чтобы он был уместен и эффективен в том, в чём это необходимо: в эмоциональном плане, в контексте донесения сообщения, в плане своей функциональности. К сожалению, иногда субъективные предпочтения клиента противоречат здравому смыслу или тому, что нужно проекту, бренду, институции. В таких ситуациях мы обычно пытаемся донести эту мысль, объяснить и направить.
2.3 Бескомпромиссность
Однако диалог не всегда срабатывает. Тогда мы скорее отказываемся от проекта, чем делаем что-то, что будет противоречить нашим этическим или профессиональным принципам. Имея накопленную за годы разностороннюю экспертизу и чёткое видение, легче разделять, что допустимо, а что нет, — так что, как было у моей любимой группы, «в творчестве я диктатор и нарушитель норм». Часто это более сложный и конфликтный путь, а для кого-то из клиентов — совершенно непостижимый подход. Но это цена честности перед собой и возможности не насиловать себя, нарушая свои же принципы. Для нас идеология всегда будет стоять выше бизнес-целей и задач. Вокруг достаточно дурного дизайна, и это никак не остановить: и лучшее, что мы можем сделать, — не прикладывать свои головы и руки к тому, чтобы неуместные решения множились. За 4 года работы студии и более 300 реализованных проектов у нас нет ни одного, под которым мы не были бы готовы подписаться.
3.1 Отказ от стиля
Меня всегда страшила идея своего «стиля» — мне кажется, что это удел художников. Я всегда стремился к тому, чтобы вместо повторяющихся визуальных инструментов у меня и у студии скорее был узнаваемый концептуальный язык — то есть подход к тому, как делаются проекты.
3.2 Иррациональность и переосмысление
Один из ключевых элементов нашего концептуального языка заложен прямо в названии студии — это какая-то, как мы говорим, нон-обджективность: иррациональность, абстрактность и метафоричность. Нам очень нравится переосмысливать привычное, переворачивать с ног на голову дефолтное, зашифровывать очевидное в неочевидное, играть в какие-то смысловые каламбуры.
3.3 Концептуальность
Все проекты строятся от смыслов, а не от картинок — и поэтому идеи большинства из них можно легко сформулировать через текст. Здесь нельзя не упомянуть огромное влияние, которое оказали на меня американские концептуальные художники XX века. Они научили смотреть на текст как на один из самых сильных инструментов выражения идей. Чаще всего именно так и придумываются концепции: не с помощью скетчей, набросков и тестирования визуальных гипотез, а в разговорах, шутках или в списках в ноушене.
Например, визуальный язык как типографический кэндзан, айдентика как временная линейка или айдентика, которая переводит уличное искусство на язык типографики. Большое количество проектов придумывается через формулу «а что, если это не…». Например, а что если сайт — это не сайт, а музей. А что, если максимально и карикатурно отработать единственную просьбу партнёра.
3.4 Цельность
Другой наш принцип — стремление к цельности. Нам важно, чтобы проект был взаимосвязанной системой элементов: чтобы визуальный язык соответствовал концептуальному, чтобы коммуникация не шла вразрез с концепцией, а продукт — с эмоцией, заложенной в бренде, чтобы все элементы были согласованы между собой и обусловлены контекстом.
4.1 Визуальный язык
Несмотря на отказ от какого-то единого стиля, концептуальный подход рано или поздно приводит к формированию определённого визуального языка — набора тех инструментов, которыми мы пользуемся для выражения мыслей и идей. Это наш визуальный вокабуляр, который позволяет составлять совершенно разные «предложения», не повторяясь там, где мы этого осознанно не хотим.
4.2 Типографичность
Текстоцентричность концептуального языка не могла не повлиять на визуальный. Многие решения в проектах строятся на работе с типографикой и вёрсткой. Текстовая составляющая неотделима от коммуникационного дизайна, и чаще всего именно она отвечает за сообщение. Типографика же помогает интонировать тексты, а значит, точнее настраивать содержание коммуникации и её особенности.
4.3 Интеллектуальная экспрессия
Чаще всего мы работаем в рамках довольно тихого и интеллигентного визуального языка, целенаправленно избегая яркого, кричащего, трендового. Но нам не чужда экспрессия, просто мы смотрим на неё по-другому — вместо банальной, например, в яркости палитры просто ради яркости, мы стремимся к интеллектуальной экспрессии. К тому, что щекочет мозг, а не только глаз, и, например, раскрывается в контексте — и только для самых внимательных и заинтересованных.
4.4 Многослойность
В проектах должны быть объём и глубина, чтобы в них было интересно погружаться, снимать слой за слоем и находить все спрятанные штуки, намёки, чувствовать полутона. В этом смысле часто кажется, что одна из главных наших аудиторий — другие дизайнеры разных дисциплин, и мы рады, что в клиентских проектах получается обращаться и к дизайн-комьюнити. Страха быть непонятыми нет: не всё надо понимать, многое надо просто чувствовать. И мы осознанно выбираем этот путь и делаем то, что умеем лучше всего.
4.5 Рваный минимализм
«Рваный минимализм» — фраза из негативного комментария под публикацией с проектами студии, которая запала в душу и приросла к нам. Я считаю, что она предельно точно описывает наш визуальный язык. Когда всё правильно, упорядоченно, ровно по сетке, нет ничего лишнего, но где-то — совершенно неожиданно — появляется какое-то нарушение, сбивающее ритм и вносящее в эту идеальную систему элемент хаоса, иррациональности, шутки или игры. В моей голове дизайн Non-Objective звучит как ранние работы Тео Пэрриша — например, альбом «First Floor».
Проекты Артёма
Я предлагаю пройти по ссылкам и посмотреть мой сайт и сайт студии, где есть визуальный архив проектов.
Обсуждение
Похожее
Провальная рекламная кампания MagiCan: как Coca-Cola прятала деньги в банках с колой и потерпела неудачу
Тренды в дизайне логотипов 2019
Почему в Figma стоит использовать фреймы, а не группы