Первая государственная антитабачная кампания состоялась в нацисткой Германии. Она исходила из личных убеждений Гитлера и сопровождалась абсурдными словами о «злом еврейском заговоре». На плакатах тогда впервые появились карикатурно-газетные визуализации: сигарета — монстр или дьявол.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/img_ART_PS_ilustra_fumantes_interna_20180327-1-793x1024.jpg)
Со временем борьба с курением начала медленно распространяться по миру. Примечательно, что на ранних плакатах чаще всего использовали много текста и обращались к статистике, убеждая человека фактами. Иногда делали акцент именно финансовой экономии, а если запугивание и происходило, то с помощью слов и чисел.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5222-1-1024x575.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5270-2-669x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5271-2.jpg)
С годами образы становятся лаконичнее и выразительнее, главный акцент — на визуальном влиянии. Основной мотив — деструктивность курения, пока ещё довольно абстрактная.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5260-799x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5244-767x1024.jpg)
К смерти и черепам прибегают не сразу. Долгое время используют сравнение: потраченные на сигареты деньги и упущенная выгода. Очаровательный слоган 60-х гласит: «More money — more fun — if you don’t smoke».
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5219.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5220-765x1024.jpg)
Идея показать человеку «потерянную курением жизнь» с годами эволюционирует.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5262-1024x804.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5228-768x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5229-768x1024.jpg)
Работает антитеза счастья и табака.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5253-scaled.jpg)
В 90-е годы социальная реклама значительно мрачнеет. Образный ряд без стеснения заявляет: «курение — смерть». Главной задачей дизайнера становится наведение ужаса на лице курильщика.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5225-1024x512.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5226-772x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5277-710x1024.png)
Распространяется и идея влияния через неожиданные ассоциации. Авторы плакатов соревнуются в оригинальности своего символизма. Если смерть и не пугает, то в фокус берутся конкретные заболевания.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5273-1024x604.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5274-725x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5282-751x1024.jpg)
Многие специалисты считали, что подобные нравоучения Минздрава оказались малоэффективными клише. Особенно для молодежи, которая не терпела морализаторства. Появилась новая стратегия — ироническое высмеивание — создание максимально непривлекательного образа курящего человека.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5232-767x1024.jpg)
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5233-724x1024.jpg)
Во многих странах мира ввели обязательные plain packs (обычные упаковки), как одну из самых главных точек в визуальной борьбе с табаком. Вместо ярких эмблем и насыщенных цветов прошлого, на упаковках остался монотон и изображение болезней, которые вызывает курение.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5241-1024x768.jpg)
Борьбу продолжают вести и сегодня. Например, в этом году Канада вводит обязательную маркировку о вреде для здоровья на каждой сигарете.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/IMG_5237-1024x576.jpg)
Еще 50 лет назад продажи сигарет находись в апогее. Но в 1970 году их рекламу впервые запретили на телевидении. Известную и ранее, информацию о вреде курения для здоровья начали активно продвигать в массы. Умер мальборовский ковбой, а культурный образ табака начал постепенно выходить из сознания людей. За полвека спрос на сигареты сократился в 4 раза.
![](https://awdee.ru/wp-content/uploads/2023/07/image-1024x715.png)
Обсуждение
Похожее
Три личных дизайн-правила Александра Гладких
Проектируем авторизацию в приложении по номеру телефона
Создание Landing Page