Антитабачная пропаганда. Как заставить людей бросить курить

Когда сигареты оказались на пике успеха и одобрения, большинство здравоохранительных организаций уже понимало их вред и начинало задумываться над мерами противостояния. Перед дизайнерами встала психологическая задача: лишить курение визуальной привлекательности, заставить людей бросить курить или изначально не покупать сигареты. Взглянем на то, как менялась графическая интерпретация табака и продвигалась идея о его вреде.
Егор Цеманек
Егор Цеманек
Публицист, исследователь

Первая государственная антитабачная кампания состоялась в нацисткой Германии. Она исходила из личных убеждений Гитлера и сопровождалась абсурдными словами о «злом еврейском заговоре». На плакатах тогда впервые появились карикатурно-газетные визуализации: сигарета — монстр или дьявол.

Со временем борьба с курением начала медленно распространяться по миру. Примечательно, что на ранних плакатах чаще всего использовали много текста и обращались к статистике, убеждая человека фактами. Иногда делали акцент именно финансовой экономии, а если запугивание и происходило, то с помощью слов и чисел.

С годами образы становятся лаконичнее и выразительнее, главный акцент — на визуальном влиянии. Основной мотив — деструктивность курения, пока ещё довольно абстрактная.

К смерти и черепам прибегают не сразу. Долгое время используют сравнение: потраченные на сигареты деньги и упущенная выгода. Очаровательный слоган 60-х гласит: «More money — more fun — if you don’t smoke».

Идея показать человеку «потерянную курением жизнь» с годами эволюционирует.

Работает антитеза счастья и табака.

В 90-е годы социальная реклама значительно мрачнеет. Образный ряд без стеснения заявляет: «курение — смерть». Главной задачей дизайнера становится наведение ужаса на лице курильщика.

Распространяется и идея влияния через неожиданные ассоциации. Авторы плакатов соревнуются в оригинальности своего символизма. Если смерть и не пугает, то в фокус берутся конкретные заболевания.

Многие специалисты считали, что подобные нравоучения Минздрава оказались малоэффективными клише. Особенно для молодежи, которая не терпела морализаторства. Появилась новая стратегия — ироническое высмеивание — создание максимально непривлекательного образа курящего человека.

Во многих странах мира ввели обязательные plain packs (обычные упаковки), как одну из самых главных точек в визуальной борьбе с табаком. Вместо ярких эмблем и насыщенных цветов прошлого, на упаковках остался монотон и изображение болезней, которые вызывает курение.

Борьбу продолжают вести и сегодня. Например, в этом году Канада вводит обязательную маркировку о вреде для здоровья на каждой сигарете.

Еще 50 лет назад продажи сигарет находись в апогее. Но в 1970 году их рекламу впервые запретили на телевидении. Известную и ранее, информацию о вреде курения для здоровья начали активно продвигать в массы. Умер мальборовский ковбой, а культурный образ табака начал постепенно выходить из сознания людей. За полвека спрос на сигареты сократился в 4 раза.

Поделиться
Отправить
Запинить

Обсуждение